Путешествие в сказку
Автор: Коверова Ольга Викторовна, Киселева Юлия Владимировна, Савушкина Елена Александровна, воспитатели МБДОУ №123, г. РязаньЗанятие-развлечение в старшей группе.
Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Через сказки дети узнают об основных эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания, подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками.
В русской народной сказке есть замечательные средства, которые оказывают стимулирующее влияние на речевое развитие ребенка. Русская народная сказка, выступая фольклорным жанром, владеет важным потенциалом для становления речи детей. Русская народная сказка - удивительное явление этнического творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому.
Сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, колоритными чертами персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Слушая сказки, ребенок обучается звукам родной речи, ее мелодике.
В русских народных сказках наблюдается использование широкого круга средств, создающих неповторимый образ героя, природы и мира, который окружает героев. Средства, которые используются в сказках, применяются для описания природы, людей, зданий, государств, предметов быта.
Программное содержание: вызвать у детей эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, поддерживать интерес к русской народной сказке, воспитывать эстетическое отношение к произведениям устного народного творчества, развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассматривать книги.
Цель: организовать деятельность детей, направленную на знакомство с русскими народными сказками ; содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи; побуждать интерес детей к слушанию сказок, учить рассказывать знакомые сказки.
Задачи:
1. Организовать мотивацию детей для слушания русских народных сказок .
2. Организовать практическую деятельность детей, направленную на понимание смысла сказки и восстановление ее сюжета, формирование умения отвечать полным ответом на вопрос и умения рассказывать о героях сказки.
3. Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку выражения детьми отношения к содержанию сказки.
Активизация словаря: Сестрица Аленушка , Змей-Горыныч, Кощей-Бессмертный , Царевна-лягушка, братец Иванушка, баба Яга, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Жар-птица, Скатерть-самобранка
Оборудование:
Доска, проектор, столы, подносы, разрезные картинки, магнитофон,
Стулья с прикрепленными к ним картинками-сказками, билеты, цветы с отгадками, дерево с листьями.
Презентация, звук природы- шум ветра, детская песня – паровозик с остановками .
Предварительная работа: беседа с детьми о любимых сказках, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Ход занятия:
Мотивационный этап
Дети стоят полукругом перед воспитателем.
Воспитатель: - Дети, вы любите сказки? (Да)
Воспитатель: К нам за помощью обратилась волшебница из мира сказок. (воспитатель включает 1 слайд презентации)
Волшебница: - «Здравствуйте, дорогие дети! Я, Волшебница из мира сказок. У меня случилось несчастье. (воспитатель включает 2 слайд презентации)
Волшебница:- Была у меня Волшебная книга: очень большая и красивая, в нее вмещались все сказки, какие только есть на свете. Когда вставало солнце, я открывала ее, и сказки разлетались по всей земле, чтобы радовать детей. А вечером, когда они возвращались, я закрывала книгу, чтобы их никто не тревожил. (воспитатель включает 3 слайд презентации)
Но вчера я забыла закрыть книгу и сказки украл злой волшебник . Сказки надо вернуть. А чтобы их вернуть надо пройти через испытания. Может, вы мне поможете вернуть сказки ?» (ответы детей)
Ориентировочный этап
Воспитатель: - Ну что, поможем Волшебнице? (да)
Воспитатель: - Тогда мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте можно путешествовать? (ответ детей)
Воспитатель: - На каком транспорте вы хотите отправиться в путешествие? (ответ детей)
Воспитатель: - Хотите поехать на поезде? (да)
(воспитатель включает 4 слайд презентации)
Воспитатель: - Что нужно для того чтобы отправиться в путешествие на поезде (билеты)
Воспитатель: - Но у нас не простые билеты (воспитатель показывает детям билеты) (на каждом билете нарисованы сказочные герои).
Воспитатель: - Что нарисовано на билетах? (сказочные герои).
Воспитатель: - Я раздам вам билеты, а вы должны сесть на то место, из каких сказок пришли ваши герои. (на спинке стульев прикреплены картинки разных сказок)
Воспитатель раздает билеты.- А теперь найдите свои места. (дети садятся)
Воспитатель спрашивает двух детей по выбору.
Воспитатель: - Почему ты сел на это место? (ответ детей)
У тебя герой, из какой сказки? (ответ детей)
- Все нашли свои места правильно. Поехали. (звучит музыка «Паровозик» )
Исполнительный этап
Испытание 1
Отправляемся на «Полянку загадок» (воспитатель включает 5 слайд презентации)
(на поляне разбросаны цветы, на каждом цветке картинка-отгадка)
Дети стоят полукругом перед воспитателем.
Воспитатель: - Дети, что вы видите перед собой?
(Полянку) (цветы)
Воспитатель: - Я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдете на цветах.
(Ребенок, кто отгадывает загадку, берет цветок с картинкой отгадкой)
Отгадайте без подсказки
называйте, посмелей
этих сказочных друзей!
1. Красна девица, грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
2. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем. (Жар-птица)
3. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
4. Чтоб себе не создавать
В жизни лишних сложностей,
Двери дома открывать
Нужно с осторожностью.
Так нам правила велят.
Подпись: (семеро козлят)
5. Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть,
ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд. (Репка)
6. Он один без страха
По тропе гулял,
Пока лису-красавицу
В лесу не повстречал.
Испугаться не успел
Румяный удалец,(Колобок)
7. Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
8. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Воспитатель: - Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Испытание 2
(На четырех столах лежат пазлы – сказки) (воспитатель включает 6 слайд презентации) (дети слышат шум ветра)
Воспитатель: - Дети, что это за звук? (ветер)
Воспитатель: - Был ветер вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказки русскую назвать!
Сказки нужно расколдовать.
Воспитатель: - Для выполнения задания вы должны разделиться по парам. Из частей собрать целое.
(дети делятся по парам)
(дети выполняют задание)
Воспитатель: - Какую сказку расколдовали? Почему вы думаете, что правильно собрали? (ответ детей)
Физкультминутка (стопотеропия).
Воспитатель: - Дети, посмотрите здесь какие - то следы. Как вы думаете, зачем они нужны?
(мы должны пройти по ним)
Воспитатель: - Давайте пройдем по следам и узнаем, какое следующее испытание.
Мы по сказке походили,
В ней все круто изменили (идут на месте).
Мы ногами топали, (топают)
Мы в ладоши хлопали (хлопают)
Будут в сказке помнить нас.
Наклонились мы на «раз», (наклонились)
На «два» поднимались, (выпрямились)
Всем поулыбались (улыбнулись)
И опять потопали (топают)
И ручками похлопали (хлопают)
Вот какие молодцы,
Вот какие удальцы! (руки на пояс)
Воспитатель: - А сейчас мы закроем глаза, и волшебная палочка перенесет нас в волшебный лес. Раз, два, три, в волшебном лесу очутились мы.
Испытание 3
«Дополни имя». (Стоит дерево, на листьях начальное имя сказочного героя, на дереве макет кота)
Воспитатель: - Дети, мы попали в волшебный лес. Что вы видите перед собой? (ответы детей)
Воспитатель: - Посмотрите, дети, кто сидит (волшебный кот).
Воспитатель: - Он нам предлагает выполнить следующее задание.
Воспитатель: - Посмотрите, на дереве листья волшебные, на них написано имя сказочного героя. У некоторых сказочных героев двойные имена, и вторая часть имени потерялась. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь, и дополните имя.
Воспитатель: - Сестрица (Аленушка), Змей (Горыныч), Кощей. (Бессмертный) Царевна - (лягушка), братец Иванушка, баба Яга, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая.
Воспитатель: - Какое длинное у нас с вами путешествие, глаза у нас устали, давайте посмотрим на экран и отдохнем.
Зрительная гимнастика «бабочка»( 7 слайд)
Испытание 4
Воспитатель: - Дети, у нас осталось последнее испытание. Надо выбрать из трех вариантов правильный ответ. (воспитатель включает презентацию, из предоставленных картинок дети выбирают верный ответ)
(воспитатель включает 8 слайд презентации)
1) Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла -
Несговорчивого Мишу.Вокруг пальца обвела!
Куда нельзя было садиться медведю?
• На камень,
• Не скамейку,
• На пенек.
(Ответ детей)
Воспитатель включает 9 слайд презентации с правильным ответом.
Воспитатель включает 10 слайд презентации.
2) Ехал Емеля, по деревни уплетая калачи
Прокатился по деревне и женился на царевне
На каком транспорте ездил Емеля?
• На машине,
• На санях,
• На печи.
(ответ детей)
Воспитатель включает 11 слайд презентации с правильным ответом.
Воспитатель включает 12 слайд презентации.
3) Волк у проруби сидел
как подольше посижу
так побольше наловлю
Чем ловил волк рыбу?
• Сачком,
• Удочкой
• Хвостом.
(ответ детей)
Воспитатель включает 13 слайд презентации с правильным ответом.
Воспитатель включает 14 слайд презентации .
4. Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Сдобный, маленький клубок
В сказке звался…
Кто же это ?
• Пирог
• Блин
• Колобок
(ответ детей)
Воспитатель включает 15 слайд презентации с правильным ответом.
Воспитатель включает 16 слайд презентации.
5) Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы.
Какие птицы унесли брата?
• Лебеди
• Гуси
• Утки
(ответ детей)
Воспитатель включает 17 слайд презентации с правильным ответом.
Воспитатель включает 18 слайд презентации.
8) Как у бабы у Яги
Нет совсем одной ноги
Зато есть замечательный
Аппарат летательный
Какой?
• самолет
• машина
• Утки.самолет
.машина
.ступа
(ответ детей)
Воспитатель включает 19 слайд презентации с правильным ответом.
Воспитатель: - Молодцы. Справились с заданием.
Стук в дверь. Звучит музыка «В гостях у сказки».
Воспитатель включает 20 слайд презентации.
Заходит волшебница с книгой сказок.
Волшебница: - Спасибо ребятки. Вы помогли вернуться сказкам обратно.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться!
Быть скромнее и Добрее,
Терпеливей и мудрее!
Перспективный этап.
Волшебница: - Возьмите от меня детские книги с русскими народыми сказками. Дома вы их прочтете вместе с родителями , и расскажите мамам, папам о путешествие. А мне пора уходить (волшебница уходит).
Воспитатель: - А нам пора возвращаться в детский сад.
Закроем глаза, покрутились вокруг себя.
Воспитатель вместе с детьми говорит:- раз, два, три, в детском саду очутились мы.
Воспитатель включает 21 слайд презентации.
Дети стоят полукругом перед воспитателем.
Рефлексивный этап.
Воспитатель: - Понравилось вам наше путешествие?
- Как вы думаете, помогли мы волшебнице?
- А что мы делали, что б ей помочь?
- А что, вам больше всего понравилось?
(ответы детей)
Список литературы.
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошколь-ного образования (соответствует ФГОС) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336с.
2. Боряева, Л. Б. Развитие связной речи дошкольников: модели обучения / Л. Б. Боряева, И. Н. Лебедева. СПб., 2015. — 92 с.
3. Вальчук Е. В. Развитие связной речи детей 6-7 лет: конспекты занятий. ФГОС ДО. — М.: Учитель, 2015. — 127 с.
4. Глухов В.П. Формирование связной детей дошкольного возраста с общим рече- вым недоразвитием. — М.: Аркти, 2016. — 159 с.
5. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. — СПб.: Издательство ДНК, 2015. — 152 с.
6. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод. пособие / А. Н. Корнев. — М.: Айрис-пресс, 2016. — 128 с. — (Библиотека логопеда- практика).
7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию Э.П.Короткова. — М.: Просвещение, — 2014. — 398 с.
8. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников с интеллектуальной недо- статочностью на модели обучения рассказыванию по картинке: автореф. дис. канд.
пед. наук / И.Н. Лебедева; Рос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб., 2014. — 180 с.
9. Мелетенский, Е. М. Герой волшебной сказки / Е. М. Мелетинский. — М.: Уни- верситетская книга, 2015. — 242 с.
10. Пропп, В. Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа.) — М.: Лабиринт, 2014. — 512 с.
Скачать вложение