Путешествие в страну цветов
Автор: Харькина Алла Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №128», г. РязаньКонспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе
Тип занятия: обобщающее занятие в виде игры-соревнования.
Возрастная группа: подготовительная логопедическая группа, возраст 6-7 лет.
Цели:
Коррекционно-познавательные:
1. Расширять знания детей о звуковом строении слова, определении местонахождения звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать память, внимание, мышление.
2. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы.
3. Развивать навыки анализа и синтеза слов.
4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
5. Стимулировать речевую активность детей.
Коррекционно-воспитательные:
1. Способствовать воспитанию культуры речевого общения, чувства взаимопомощи, коллективизма.
Задачи:
- создать условия для развития речевой активности детей;
- организовать практическую деятельность детей через игру-соревнование
Обогащение словаря: звук, слово, соревнование, предложение, команды, буквы.
Активизация словаря: схема предложения, позиция звука.
Планируемый результат:
- дети приобретут навык в определении местонахождения звуков в словах, определять количество звуков в слове;
- у детей сформируется умение дифференцировать звуки в словах;
- дети научатся интонационно окрашивать свою речь.
Предварительная работа: занятия по развитию фонетико-фонематических представлений и навыкам звукового анализа и синтеза. Дидактические игры со звуками «Где спрятался звук?», «Слово рассыпалось», «Подбери слово» и др.
Оборудование:
1. Цветок со вставленными лепестками из бумаги двух разных цветов
2. Четыре конверта с заданиями: первый – десять лепестков двух разных цветов, на которых написано задание; второй – карточки с заданиями логопеда; третий – на лепестках разных цветов написаны буквы; четвертый – картинки.
3. Фишки
4. Шкатулка-сундучок, в которой лежат конверты с заданиями.
5. Пеналы для выполнения схем.
Ход занятия:
Этапы НОД |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Организационный |
Логопед: Давайте возьмемся за руки, поприветствуем друг друга, улыбнемся и пожелаем всем доброго утра. |
Дети радостно приветствуют друг друга. Встают полукругом, взявшись за руки. |
Мотивационный |
Логопед: Ребята, посмотрите, что у меня на столе. Это какой-то цветок. Но откуда он взялся? Сейчас на дворе поздняя осень, и цветы на улице не растут. Как вы думаете, что это за цветок?
Логопед: И правда, это волшебный цветок! А вы верите в чудо? Давайте попросим наш цветок совершить какое-нибудь волшебство!
|
Дети воспринимают информацию и отвечают на вопросы логопеда. Предполагаемые ответы: Дети: Волшебный цветок! Сказочный цветок! Дети: Верим! Давайте! |
Основной |
Логопед: Тише, тише, цветок нам что-то говорит. Он приглашает нас в страну цветов! Но чтобы попасть в эту страну, нужно каждому оторвать по лепестку и прочитать слова- заклинания: кот, тот, ма-ма, нит-ки, ка-нат, ут-ка, шап-ки, нос-ки, но-жик, лу-жа. Давайте сделаем это!
|
Дети отрывают лепестки и читают слова-заклинания. |
|
Логопед: Вы видите, что у вас лепестки разные по цвету? Это цветок нас разделил на две команды, чтобы мы организовали игру-соревнование. Вы согласны?
Логопед предлагает назвать команды: «Знайки» и «Почемучки». Логопед: Команды будут соревноваться между собой, за правильные ответы получать фишки и в конце соревнования мы подведем итоги. |
Дети отвечают на вопрос, садятся за разные столы. Дети: Лепестки разноцветные! Дети: Давайте поиграем.
Дети выбирают название своей команде.
|
Логопед: Волшебный цветок приготовил вам конверты с заданиями, слушайте внимательно. Открываем конверт с цифрой 1. Логопед читает вопросы. 1. В каком времени года есть звук "с"? 2. Сколько звуков в твоем имени? 3. Сколько слогов в слове кит? 4. Измени слово "сук" так, чтобы получился вкусный напиток (сок). 5. Измени слово стол так, чтобы в нем стало два слога: стол – столы. 6. Каким звуком заканчивается слово "дом"? 7. С какого звука начинается первый зимний месяц? 8. В названии какой птицы есть звук "л"? 9. С помощью ударения измени слово кружки так, чтобы получилось другое слово (кру̀жки). 10. Назови последний звук в слове зима.
|
Дети по очереди берут лепестки из конверта, на которых написано задание. Получают фишки.
| |
|
Логопед: Открываем конверт номер 2. Здесь волшебный цветок приготовил нам игру «Попугайчики». Давайте скажем волшебные слова и превратимся в попугайчиков. Мы не девочки, мы не мальчики, Все сейчас мы попугайчики. Попугай, не зевай. Вместе с нами повторяй.
Логопед: 1. Шапкой Мишка шишки сшиб. 2. Шишки на сосне, шашки на столе. 3. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. 4. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот - "ж" 5. На горе Арарат растет крупный виноград - "р" 6. Соне в оконце светит солнце - "с-ц" 7. Луша у душа моет шею и уши - "ш" 8. На березе галка, на берегу галька - "л-ль" 9. На шесте дворец, во дворце - певец - "ш-ц" 10. Ест киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
|
Дети проговаривают слова игры. Дети: Давайте! Мы хотим быть попугайчиками.
Дети повторяют за логопедом, подражая ее интонации. Получают фишки за лучшее интонирование. |
|
Логопед: Открываем конверт номер 3. Здесь зашифрована игра «Слово рассыпалось». Соберите слова из рассыпанных букв: картина, машина, сумка, лимон, капуста, котик. |
Дети собирают слова из рассыпанных букв на ковре. Получают фишки за правильное выполнение. |
|
Логопед: В следующем конверте спряталась веселая мелодия, которая приглашает вас подвигаться, потанцевать (логоритмическое упражнение).
|
Дети под музыку выполняют движения, выученные ранее на занятиях. |
|
Логопед: Продолжаем наше соревнование. А в этом конверте есть картинки (девочка, кот, мяч, машина, кукла, зима, солнце, птица, лиса, книга). Придумайте по ним предложения: повествовательные, восклицательные, вопросительные. Выложите схему предложений. |
Дети по очереди подходят к столу, берут картинки и составляют предложения. Схема предложения выкладывается на столах. Поощрение в виде фишек. |
|
Логопед: Подводим итог соревнования. Определяем победителей. Логопед: У команды «Знайки» - …очков. У команды «Почемучки» - …очков. |
Дети подсчитывают свои фишки и общий счет по команде. |
|
Логопед: Ребята, чтобы вернуться в д/сад, нам нужно опять сказать слова-заклинания. Из страны цветов вернется тот, кто: 1) назовет овощ, который начинается на звук "р"; 2) назовет фрукт, который содержит звук "у"; 3) придумает птицу, в названии которой 2 слога; 4) придумает птицу, в названии которой 3 слога; 5) назовет зимний месяц, который содержит звук "ль"; 6) вспомнит день недели, название которого заканчивается слогом - да; 7) назовет день недели, который начинается со слога - по; 8) определит второй звук в своем имени; 9) определит, из скольких слогов состоит свое имя; 10) назовет свое имя по звукам.
|
Дети отвечают на вопрос и возвращаются в детский сад из страны цветов. |
Заключительный этап (Рефлексия) |
Логопед: Вот мы и снова вместе! Понравилось вам путешествие? Что особенно понравилось? Где мы побывали? У нас было настоящее соревнование, где вы показали свои знания. Каждый из вас старался заработать фишки для своей команды. Пусть это было соревнование, но победила, все-таки, дружба! |
Дети делятся своими впечатлениями. Эмоционально описывают путешествие. Предполагаемые ответы: Дети: Понравилось путешествие. Спасибо волшебному цветку. Дети: Мы были в стране цветов. Дети: Мы правильно отвечали на вопросы, чтобы получить больше фишек! Боролись за свою команду, хотели победить. Дети: УРА! |
Литература
1. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: «Просвещение», 2009.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. – М.: Гном, 2014.
Скачать вложение