Путешествие в весенний лес
Автор: Котина Татьяна Викторовна, воспитатель МАДОУ « Детский сад № 35», г. РязаньКонспект комплексной образовательной деятельности для детей 3-4 лет.
Сенсорика — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого - Я.А. Каменский, Ф. Фребель, И. Песталоцци, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, М.М. Манасеина. Они разрабатывали конкретное содержание и методы ознакомления ребенка с миром вещей, с их свойствами и отношениями. Развитие восприятия и представлений включалось в их работах в более широкую педагогическую систему, подчинялось ее задачам. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Сенсорные, чувственные впечатления - это основа познания мира. Чем точнее различает ребенок свои ощущения, - то есть понимает, что именно он слышит, видит, осязает, обоняет, воспринимает на вкус, - тем быстрее он сможет развиваться. Сенсорное развитие - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка.
Сенсорное развитие ребенка составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
В своей работе по данной теме большое внимание уделяю созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе для сенсорного развития детей. Мною разработан перспективный план, создана картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста, дополнена предметно - развивающая среда в группе (в группе создан уголок сенсорики) с нестандартными дидактическими материалами: развивающие игры с прищепками, шнуровкой, крупами, пуговицами, с крышечками, дидактические игры «Разноцветные ладошки», «Собери бусы», «Подбери заплатку», «Найди пару» и другие. Дети очень любят экспериментировать, поэтому провожу с детьми игры – экспериментирования с такими материалами как песок и вода.
Активно ведётся работа с родителями воспитанников: привлечение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию, проведение анкетирования на тему: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях», изготовление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей».
Цели:
- Организовать образовательную деятельность детей, направленную на освоение знаний о цвете, величине, форме через закрепление знаний о диких животных, через усвоение обобщающих понятий – овощи, фрукты.
- Создать условия для возможности самостоятельного высказывания детей, активизации их словаря: шишки большие, шишки маленькие, заяц, белка, ёж, фрукты, овощи, квадрат, треугольник, красный, синий, жёлтый, зелёный.
Задачи:
- Закрепить:
1. Названия животных, живущих в лесу, - белка, ёжик, заяц; обобщающих понятий – овощи, фрукты.
2. Различение основных цветов: синий, красный, желтый, зеленый.
3. Умение сравнивать предметы по величине (большой – маленький).
4. Умение узнавать знакомые геометрические фигуры (квадрат, треугольник) и называть их.
5. Умение давать рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.
Оборудование: конверт с письмом, пары одинаковых сапог по количеству детей из цветного картона, ёлка, игрушки: белка, ёжик, заяц, шишки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, 2 корзины, геометрические фигуры – квадрат и треугольник разных цветов.
Раздаточный материал: квадраты и треугольники разных цветов по количеству детей, пары одинаковых сапог по количеству детей из цветного картона.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке.
- Рассматривание наглядного материала с изображением диких животных, овощей, фруктов.
- Отгадывание загадок о диких животных.
- Дидактические игры «Подбери фигуру», «Составь предмет», «Найди пару».
Ход занятия:
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в группу пришло письмо из леса. Интересно, от кого оно? Давайте внимательно его рассмотрим. Тут есть подсказка:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку (Заяц).
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Я, маленький зайчик, живу в лесу. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Наступила весна, у лисы избушка растаяла, попросилась она ко мне пожить, да меня же и выгнала. И мне теперь негде жить. Пожалуйста, помогите мне построить домик, чтоб рыжая лиса не смогла меня съесть».
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Дети, поможем зайчику построить домик? (Ответы детей). Для этого мы с вами отправимся в весенний лес. А чтобы в лесу нам не промокнуть, мы наденем сапожки.
Проводится игра «Найди пару»: Детям раздаётся один сапог, второй лежит на столе. Воспитатель произносит слова: Раз, два, три, пару сапогу найди! Дети находят парный сапог.
3. Исполнительный этап.
Воспитатель: Ну что ж, теперь мы в лесу с вами не промокнем, можно смело отправляться на помощь к зайчику:
Раз-два, раз-два,
В лес отправиться пора.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
И по лужам мы шагаем,
Ноги выше поднимаем!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это там на ёлочке? (Белка). Давайте с ней поздороваемся. (Здравствуй, белочка!) Почему ты такая грустная?
Белочка шепчет на ушко воспитателю, что ей нужно помочь собрать с ёлки большие шишки. Дети собирают большие шишки с ёлки, маленькие шишки оставляют.
Воспитатель: Дети, какие шишки мы собрали с ёлки? (Большие) А какие шишки оставили на ёлке? (Маленькие).
Белка благодарит детей за помощь, воспитатель и дети прощаются с ней и идут дальше.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто там прячется за пеньком? (Ёжик). Ёжик, почему ты прячешься, что случилось? (Дети здороваются с ним).
У ежа рассыпались за пеньком овощи и фрукты. Ёжик просит ребят разложить по корзинам фрукты и овощи.
Воспитатель: Дети, поможем ёжику? Давайте в одну корзину положим овощи, а в другую фрукты.
Дети берут в руки по одному фрукту или овощу и складывают их в 2 разные корзинки.
Воспитатель: Дети, что лежит в этой корзине? (Овощи). А что мы собрали в другую корзину? (Фрукты).
Ёжик благодарит детей за помощь, воспитатель и дети прощаются с ним и идут дальше.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и дошли до зайчика. (Здороваются) Скажите, зайка в лесу где живёт? Какое у него жилище? (Нора). Правильно, зайка живёт в норке. Но наш зайка в своём письме попросил нас построить избушку, из которой его выгнала хитрая лиса. Как вы думаете, из каких геометрических фигур можно построить избушку зайке? (Квадрат и треугольник). Из квадрата мы построим … (стену избушке). А треугольник – это … (крыша избушки). И домик для зайки нужно построить одного цвета. Какого цвета получился домик для зайчика? (Ответы детей).
4. Рефлексивный этап.
Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь зайчику? Как нам это удалось? (Построили домик из квадрата и треугольника. Домики разных цветов: синие, красные, желтые, зеленые). Вам понравилось помогать лесным жителям? (Ответы детей).
Зайчик благодарит детей за помощь в постройке избушки. Дети прощаются с зайчиком и возвращаются в детский сад:
Раз-два, раз-два,
В сад отправиться пора.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
И по лужам мы шагаем,
Ноги выше поднимаем!
Воспитатель (подводит итоги путешествия):
С кем мы сегодня встретились в нашем лесном путешествии?
Как мы помогли белочке? Какие по величине шишки сорвали с ёлки?
Что мы помогли разложить по корзинам ёжику?
Из каких фигур построили домики зайчикам?
5. Перспективный этап.
Молодцы, ребята! Лесные жители приготовили вам подарок – раскраски с изображением зверей, которых мы встретили в нашем путешествии. А я вам предлагаю всем вместе поиграть с белочкой, ёжиком и зайкой.
Литература
1. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
2. Сенсорное воспитание дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение. 1963. - 364 с.
3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2000. - 109 с.
4. Кобель Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016.— №6. — 779-783с.
Скачать вложение