Путешествие в волшебный лес
Автор: Афонькина Лариса Валентиновна, воспитатель ЧДОУ «Детский сад №51 ОАО «РЖД»Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 3-4 лет.
Цель:
- организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление и расширение знаний о признаках весны;
- способствовать обогащению словаря и мелкой моторики; создать условия для развития у детей устойчивого положительного отношения к познанию мира.
Задачи:
-
Способствовать организации повышения интереса к развитию темы НОД;
-
Организовать знакомство детей с первыми признаками весны;
-
Организовать знакомство детей с перелётными птицами: грачом, скворцом;
-
Способствовать расширению и обогащению словаря детей (перелёт, пернатые, пёрышки, гнездо);
-
Способствовать развитию внимания, кратковременной памяти, слухового восприятие, мышления;
-
Подвести детей к пониманию того, что человек должен любить живую природу, бережно относиться к птицам.
Предшествующая работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок, подкормка птиц в зимнее время.
2. Чтение художественной литературы: Т. А.Шорыгина «Пичуга», «Снегири», «Синица», З. Александрова «Новая столовая», В. Берестов «Сова и синица»,А Прокофьев «Грачи», М Пришвин«Дятел», Н. Надеждина«Дом, в котором будет жить друг».
3. Загадывание загадок
4. Рассматривание альбомов «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», книжных иллюстраций
5. Дидактические игры:«Кто лишний?», «Собери картинку», «Один – много», «Назови ласково», «Что перепутал художник», «Кто как кричит» и другие.
6. Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «День и ночь», «Воронята»
Материал к занятию: силуэтные картинки птиц: воробей, синица, голубь, ворона, сорока, снегирь. Шапочки с изображением птиц для подвижной игры; волшебный конверт; «ковер-самолёт»; звуковая запись: «Звуки леса»,дидактическая игра «Рассели птиц по домам», интерактивная доска, ноутбук, игрушка –птичка, искусственные ели.
Ход образовательной деятельности:
I этап. Мотивационный
Воспитатель:
- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться.
(Воспитатель называет своё имя, отчество)
- А ты кто? (обращается к детям)
Дети называют свои имена
Воспитатель:
- Здравствуйте милые дети, вы всех прекрасней на свете! Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, они рады вас видеть, они вам улыбаются. Давайте и мы подарим нашим гостям свои улыбки и поздороваемся с ними. Вот таких хороших и пригожих, я приглашаю в путешествие в волшебный лес. Хотите? (Да)
Воспитатель:
- Подумайте и скажите, на чём можно путешествовать? (на машине, на поезде, на самолёте, на пароходе). А я вас приглашаю в путешествие на ковре – самолёте. Хотите? (Да)Но в лесу могут произойти разные неожиданности. Не испугаетесь? (Нет)Тогда в путь. Встанем на ковёр – самолёт. Произнесём волшебные слова:«Крибле, крабле, бум!» Крепко зажмурим глаза и перенесёмся в волшебный лес.(Дети произносят слова, закрывают глаза)Вот мы с вами и в волшебном лесу.
Изменился милый лес,
Много стало в нем чудес.
Почему светло и чисто
Блещет солнышко с небес?
Почему зелёный листик
Вверх стремится там и тут?
Почему на ветках птички
Звонко песенки поют?
Почему в лесу зверятам,
Стало нынче не до сна?
Потому, что в лес волшебный
В гости вновь пришла весна.
II этап.Ориентировочный
Воспитатель:
- Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
- Что в небе лёгкое, белое, пушистое? (облака)
- Что весной бежит, журчит, поёт? (ручей)
- Что с крыш свисает, капает, тает? (сосулька)
- Что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
- Что весной светит, греет, припекает? (солнце)
- Кто весной радуется солнцу, поёт, щебечет? (птицы)
Воспитатель:
- Весной все оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной это то, что именно весной к нам из теплых стран прилетают птицы. Ой, ребята, прислушайтесь, кто-то летит на поляну.
Воспитатель:
Маленькая птичка прилетела к нам
маленькой птичке зернышек я дам
маленькая птичка зернышки клюет
маленькая птичка песенки поет
чив, чив, чив песенки поет
Птичка говорит:
- Я летела в гости к малышам, да случайно услышала, как вы здесь о весне и о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятки наблюдательные. Всё вокруг видят, всё подмечают, что весной на улице происходит. А вот умеют ли они весну слушать? Давайте проверим. Закройте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали. Звучит музыкальная запись "Звуки и голоса природы": шум дождя, шелест листвы, капель, голоса птиц (дети садятся на ковёр).
После прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они слышали.
III этап. Исполнительский
Воспитатель:
- Вы слышали голоса птиц, а теперь отгадайте загадки про них. Ребята, конверт не простой, а волшебный. Если правильно отгадать загадку, из конверта появится птичка. Хотите проверить? (да)
Загадки о птицах
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Веди это… (снегири)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар,
И кричат: «Карр! Карр! Карр!»(ворона)
Чик - чирик!
К зёрнышкам - прыг!
Клюй, не робей.
Кто это? (воробей)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)
Известно с давних нам времён,
Что эта птица – почтальон (голубь)
Воспитатель:
- Молодцы, ребятки, отгадали все загадки
- Давайте ещё раз назовем птиц, которых вы здесь видите.
- Как назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
Воспитатель:
- А сейчас мы поиграем в игру «Кого не стало»
Вы закроете глаза, я спрячу одну птичку. Вы должны открыть глаза, назвать птицу, которой не стало.
Воспитатель:
- Ребята, мы ведь с вами в волшебном лесу?(да)
А вы хотите стать птичками? (да)
Для этого нужно найти волшебные шапочки и одеть их.
Раз, два, три! Волшебные шапочки ищи!
(дети ищут волшебные шапочки, надевают, становятся в круг)
Воспитатель:
- Все надели волшебные шапочки? Теперь повторяйте за мной волшебные слова:
Раз, два, три (хлопают в ладоши)
На одной ножке повернись (поворот вокруг себя)
И быстро в птичку превратись.
- В какую птичку ты превратился? (название должно соответствовать названию птицы на шапочке)
- Скажите, чем покрыто тело птички? (пёрышками)
- Сколько у птички лапок? (две)
- Сколько у птички крылышек? (два)
Давайте посчитаем:
Лапка, раз! (выставляют вперёд одну ногу)
Лапка, два! (выставляют другую ногу)
Скок – скок – скок! (прыгают на двух ногах)
Крылышко, раз! (одну руку в сторону)
Крылышко два! (другую руку в сторону)
Хлоп – хлоп – хлоп! (машут руками, хлопая по бокам)
Глазик, раз! (закрывают один глаз)
Глазик, два! (закрывают другой глаз)
Глазки открываем!
Головкой все киваем!
И по лесу летаем! («летают» по группе)
Прилетели птички,
Птички – невелички,
Все в кружок вставали
И зёрнышки клевали!
Воспитатель:
- Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.
(снимают шапочки, садятся на стулья у интерактивной доски)
Воспитатель:
- Весело быть птичками? (да)
Рада я очень, что вы веселы!
Все птички дождались тёплой весны.
И к нам из-за моря летят вереницы,
На крыльях лучей – перелётные птицы!
Давайте посмотрим, что же за птицы к нам летят из теплых краёв?
Воспитатель:
- Ребята, давайте поможем птицам, построим для них скворечники.
Ритмическая игра «Строители»
Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим (гладят руками колени)
Трим-там-том, трим-там-том (хлопают в ладоши)
Мы построим птичкам дом (руки над головой «домиком»)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (стучат кулак о кулак)
Молоток наш верный друг.
Быстро, быстро застучали, (стучат кулачками быстро)
Ловко гвозди забивали.
Трим-там-том, трим-там-том (хлопают в ладоши)
Вот готов для птичек дом! (руки над головой «домиком»)
Воспитатель:
А вы, ребята, знаете,
Что птиц не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнёзд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
Запомнили? (да)
Воспитатель:
- В волшебном лесу все желания исполняются, а давайте мы поможем расселить птиц по домам
Упражнение « Рассели птиц по домам»
(скворцам - скворечник, грачам - гнездо на дереве, соловьям - гнёздышко в кустарнике).
А теперь вы дети, каждую птичку расселите в свой домик.
Молодцы, ребята, вы правильно справились с заданием.
Слышите, как они радостно поют для нас свои песни (запись пение птиц).
Настало время и нам возвращаться в детский сад.
IV этап. Рефлексивный
А теперь, ребята, встаём на ковёр-самолёт, он перенесёт нас домой(встают на ковёр). Не забудьте сказать волшебные слова«Крибле! Крабле! Бум!» и крепко зажмурить глаза (звучит фонограмма). Вот мы с вами и дома. Понравилось вам в волшебном лесу?
Вот и подошло к концу наше занятие
Воспитатель: (обращение к конкретным детям)
- …, что было самым легким?
-…, было тяжело?
-…, что тебе показалось самым сложным?
-…, а что ты запомнил?
-…, что было самым интересным?
-…, что тебе больше всего понравилось?
Кипит работа в весеннем лесу – строят птицы гнёзда, не будем им мешать.
V этап. Перспективный
(обращаясь индивидуально к 2-3 детям)
-…, кому ты сегодня хочешь рассказать о том, что ты сегодня узнал?(Ответы детей) Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостьей (птичкой) поблагодарим ее и скажем, до свидания! Кипит работа в весеннем лесу – строят птицы гнёзда, не будем им мешать.
Мы должны пообещать им, что никогда не обидим не одной птички.
- Давайте все вместе хором им дадим такое обещание:
Вас не будем обижать
Гнёзд не будем разорять
В клетки вас сажать не будем
Пользу вашу не забудем.
Список литературы:
1. Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию. Звуковое сопровождение к занятиям: электрон.опт.диск (СD-ROM): зв.;12 см.-с.493/(Библиотека программы «Детство»)
2. Загадки про птиц [Электронныйресурс]//URL:http://zagadka.pro/team-28.html(дата обращения 05.04.2019г.)
3. Прокофьева В.М Перелетные птицы(для дошкольного возраста[Электронныйресурс]//URL:https://www.maam.ru/detskijsad/-pereletnye-pticy-vesnoi-777395.html(дата обращения 05.04.2019 г.)
4. Картушина М.Ю.Ритмическая игра-массаж «Строители» [Электронныйресурс]//URL:https://www.maam.ru/detskijsad/pticy-49990.html (дата обращения 05.04.2019г.)
5. Образовательный салон ДОУ Физминутки [Электронныйресурс]//URL http://www.doumarx.ru/load/vospitatelju/fizminutki_v_stikhakh/2-1-0-49(дата обращения 05.04.2019г.)
6. План-программа образовательно- воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей/ Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – СПб: Акцидент, 1997. – с.221/ (Библиотека программы «Детство»)
7. Саво И.Л.Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009. -стр.222/(Библиотека программы «Детство»)
8. Чалова.Т.А. Весенний праздник во 2 младшей группе[Электронныйресурс]//URL:https://kladraz.ru/blogs/tatjana-anatolevna-chalova/scenarii-prazdnika-my-vesnjanochku-vstrechaem.html (дата обращения 05.04.2019г.)
Скачать вложение