Развитие логического мышления дошкольников посредством использования технологии ТРИЗ
Автор: Савина Юлия Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 102", г. Рязань
Сегодня детский сад динамично меняет свой облик. На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется повышению его качества. Для этого необходимо найти такие способы развития мышления дошкольников, логических операций сравнения, анализа, синтеза и обобщения, которые будут отвечать их потребностям и интересам.
Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. Рассматривая процесс развития основ логического мышления у детей дошкольного возраста, очевидно, что этот процесс требует активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного их формирования. Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения эффективности структурного развития логического мышления дошкольников посредством технологии ТРИЗ.
Диапазон опыта представлен авторской системой работы воспитателя по развитию логического мышления дошкольников посредством технологии "моделирования маленькими человечками", которая может использоваться педагогами в детском саду и начальной школе.
Исследования, проведённые под руководством П.Я. Гальперина, выявили, что для дошкольного возраста поэтапное формирование понятий открывает большие возможности, чем это представлялось ранее. Было доказано, что при помощи метода поэтапного формирования умственных действий развитие логических операций возможно уже в дошкольном возрасте – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, умозаключения.
Метод моделирования используется педагогами для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории Я. А.Каменского. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А.Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Новизна использования технологии "моделирования маленькими человечками" состоит в разработке авторской системы работы «Логическая пирамида» по развитию логического мышления детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 404 с.
2. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. — М.: Московский рабочий, 1973. — 296 с.
3. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. — 384 с.
4. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
5. Куликовская И. Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2010. –80 с.
6. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Теории решения изобретательских задач. — Минск: Харвест, 2003. — 430 с.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004. – 64 с.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 327KB)
Скачать вложение