Рязанский край, сторонушка Родная!
Автор: Пронина Елена Анатольевна, воспитатель; Матвеева Ирина Вячеславовна, музыкальный руководитель МБДОУ №123 г. РязаниКонспект открытой НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине через организацию музыкальной деятельности.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с историей родного края, с его героическим прошлым.
- Закрепить знания детей о гербе города Рязани.
- Закреплять представления детей об улицах родного города, в котором мы живем.
- Приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям через фольклор, народные праздники и традиции.
- Обогащать и развивать словарный запас детей.
- Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа:
- Беседы о Рязани: история, культура, народные промыслы, достопримечательности и т. д.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий о родном крае, рассматривание альбомов «Прошлое и настоящее Рязани».
- Прогулки родителей с детьми по городу Рязани.
- Чтение былин о богатырях земли рязанской, о знаменитых людях, прославивших современную Рязань, разучивания стихотворений, пословиц, поговорок, песен о Рязани.
- На музыкальных занятиях: знакомство с творчеством рязанского композитора Ю.Савельева; разучивание песен о Рязани, народных танцев, хороводов.
Ход НОД
Дети входят под музыку (строятся полукругом) и читают стихи:
Есть города, которые прекрасны,
в которых просто невозможно зло.
Есть города, которые несчастны,
которым в жизни как то не везло.
Есть города, которые обычны,
без всяких удивительных примет.
Есть города, отважны, героичны,
орденоносцы, во славе прошлых лет.
И есть другие. Этим городам
замены нет и повторенья нет,
Они судьба, которой не отдам!
На них сошёлся клином белый свет…
И снова - крылья за спиной!
И ты меня встречаешь, город мой…
Дети исполняют песню «Рязань – любимая моя»
Муз. Аверкина Сл. Лаубе.
Воспитатель: Дети, а вы как думаете, почему мы говорим наш «родной» город?
Дети: мы родились в городе Рязани, мы здесь живём.
Воспитатель: Правильно, мы родились в городе Рязани и здесь живём.
Дети, а как вы думаете 911 – это много или мало?
Дети: это много.
Воспитатель: Да. Это очень много. Рязань – один из древнейших русских городов.Кто помнит, как раньше назывался наш город Рязань?
Дети: Переяславль – Рязанский.
Воспитатель: Правильно, Переяславль – Рязанский и был основан в 1095 году. Через века пронесла свой неповторимый облик, свой говор, свои обычаи. Нам жителям Рязани есть чем гордиться. Любят Рязанцы свой город.
Дети, а что больше всего вам нравится в нашем городе? За что вы его любите?
Дети читают стихи:
Люблю тебя, мой дивный город
Люблю и летом и зимой.
И в день осенний ты мне дорог,
И дорог раннею весной.
Люблю я тихие рассветы
Рязанских улиц и дворов,
Люблю широкие проспекты
И перезвон колоколов!
Воспитатель: А вы знаете, дети, что земля Рязанская – это родина многих знаменитых людей: писателей, поэтов, художников, космонавтов. Кого вы знаете, кто именем своим прославил современный город Рязань?
Дети: Константин Эдуардович Циолковский
Воспитатель: А кем он был?
Дети: К.Э. Циолковский был учёным.
Воспитатель: В какой области науки он работал?
Дети: в области изучения, исследования мирового космического пространства.
Воспитатель: Правильно. К.Э. Циолковским было написано много работ по различным вопросам науки и техники. За свою работу он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
А ещё кого вы знаете?
Дети: Фёдора Полетаева.
Воспитатель: А кем он был?
Дети: Фёдор Полетаев был солдатом. Героем двух стран: нашей Родины и Италии.
Воспитатель: Каким был Фёдор Андрианович Полетаев?
Дети: Он был смелым, решительным, сила у него была богатырская
Воспитатель: Правильно. Поэтому за его героизм и мужество, проявленные в боях, против немецко-фашистских захватчиков Ф.А. Полетаеву присвоено звание Героя Советского Союза.
Кого вы ещё знаете, кто именем своим прославил наш город Рязань?
Дети: Сергей Александрович Есенин.
Воспитатель: А кем был С. Есенин?
Дети: С. Есенин был поэтом.
Воспитатель: Правильно. С. Есенин был поэтом, которого знают во всём мире. Вспомните, дети, о чём С. Есенин особенно любил писать?
Дети: Он любил писать стихи о Родине, о природе.
Воспитатель: Что он воспевал?
Дети: Он воспевал в стихах красоту родного края.
Воспитатель: Правильно С. Есенин особенно любил и писал стихи о Родине. Он воспевал в стихах красоту родного края, её природу, луга, поля.
И сейчас, дети, давайте вспомним и прочитаем стихи, которые написал С.А. Есенин.
Дети читают стихи:
1. «Нивы сжаты…»
2. «Бабушкины сказки»
Дети поют песню: «С добрым утром» С. Есенина.
Воспитатель: Молодцы! Раз вы любите Рязань, стало быть, вы настоящие рязанцы!
Как и у всех городов у Рязани есть свой герб.
А кто мне скажет, что такое герб?
Дети: Это эмблема, это символ города, это отличительный знак.
Воспитатель: А о чём он нам рассказывает?
Дети: Он рассказывает нам о самом главном в судьбе города.
Воспитатель: Правильно. Герб рассказывает нам о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей.
Воспитатель: Кто знает, кто изображён на гербе г. Рязани?
Дети: На гербе г.Рязани изображён князь – Олег Рязанский, стоящий в золотом поле. На плечах у него красный плащ с золотой застёжкой, на ногах зелёные сапоги. Одет князь в зелёное платье, на голове зелёная шапка, украшенная собольим мехом. В правой руке он держит меч, а в левой чёрное украшенные золотом ножны.
Воспитатель: Много пословиц, былин, поговорок, выражений сложил народ о своём любимом городе. А знаете вы пословицы о Рязани? Давайте вспомним их все вместе.
Дети рассказывают пословицы:
А у нас в Рязани грибы с глазами: их едят, они глядят.
Рязанская баба – мадонна.
Родина любимая, что мать родимая.
Для Родины своей ни сил, ни сил, ни жизни не жалей.
Дети поют песню: «Край родной» Д.Б. Кабалевский
Воспитатель: Ну что ж время наше подходит к концу. Много мы с вами сегодня узнали о Рязани и многое предстоит узнать о её достопримечательностях, её улицах, переулках. На этом наш праздник закончен. Благодарим всех за внимание.
Литература:
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Детям о памятных датах и культурных ценностях России. – М.: АРКТИ, 2013.
2.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.: АРКТИ, 2007.
3.Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. и др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Детство-Пресс, 2013
4.«Государственные символы Российской Федерации».
Наглядно-дидактическое пособие. Е. Краснушкина Мозаика-Синтез, 2013.
5. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы» Патриотическое воспитание дошкольников (для работы с детьми 5-7 лет) Мозаика-Синтез, 2010.
6.Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2013.
7.Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» Скрипторий, 2003.
8. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе!» Гном, 2011.
9.Музыкальный руководитель 2005 г. №1
10.Петрова В. И., Стульник Т. Д. .«Нравственное воспитание в детском саду».
Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, 2006.
Скачать вложение