Шестиногие малыши
Автор: Глухова Ольга Станиславовна, воспитатель МДОУ Ковалинский детский сад "Росинка" МО - Кораблинский муниципальный район Рязанской областиКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Цель деятельности воспитателя: способствовать формированию представления о насекомых, их внешнем виде, повадках.
Задачи:
- организовать деятельность детей, направленную на выделение главных признаков насекомых (строение тела, шесть ног, крылья, усики);
- организовать деятельность детей, направленную на установление отличия бабочки от жука.
- создать условия для развития наблюдательности, умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых, развивать связную речь детей (учить отвечать на вопросы воспитателя, участвовать в беседе во время рассматривания и сравнения насекомых);
- создать условия для развития умения составлять композицию при наклеивании готовых форм, коллективно выполнять аппликацию;
- способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке; разгадывание загадок о насекомых; рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, проведение подвижных игр «Жуки», «Бабочки», разучивание пальчиковой гимнастики «Насекомые».
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, картинки насекомых, клей, кисти, салфетки, лист бумаги большого размера с цветами и Лунтиком.
Содержание организованной образовательной деятельности детей.
1. Сюрпризный момент.
Звучит фонограмма начала мультфильма «Лунтик».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришёл?
(слайд 2)
- Правильно, Лунтик. Ребята, Лунтик играл с друзьями в прятки, они все спрятались, а он не может найти их. Поможем ему найти друзей?
- Для этого надо отгадать загадку.
2. Беседа о насекомых.
Воспитатель загадывает загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
(слайд 3)
- Посмотрите, какая красивая бабочка! Что привлекло в ней ваше внимание? (Крылья. Они большие и красивые.)
(слайд 4)
- Крылья у бабочки покрыты мелкими чешуйками. Они образуют красивый узор. Если взять бабочку руками, можно стереть чешуйки, и бабочка не полетит. Поэтому не стоит ловить бабочек, лучше наблюдать за ними и любоваться красотой издали.
(слайд 5)
- Что еще есть у бабочки? (Голова, туловище, ножки.)
- У насекомых тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко.
(слайд 6)
- Ребята, а что у бабочки расположено на голове? (Глаза, усики, хоботок.)
- Посчитайте, сколько глаз. (Два.)
- А сколько усиков? (Два.)
(слайд 7)
- А зачем бабочке хоботок? (Чтобы пить нектар с цветков.)
- А как бабочка передвигается? (Бабочка летает.)
- Бабочка летает тихо, бесшумно или издает звуки? (Тихо.)
- Ребята, давайте мы покажем Лунтику бабочек.
Физминутка «Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Дети сидят на корточках, глаза закрыты.)
Больше спать не захотел.
(Открывают глаза, мотают головой «нет».)
Шевельнулся, потянулся,
(Потягиваются.)
Взвился вверх и полетел.
(Машут руками.)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(Кружатся.)
- Молодцы, ребята, слушайте следующую загадку.
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук).
(слайд 8)
- Ребята, каких жуков вы знаете? (Майский жук, божья коровка.)
(слайд 9)
- Что есть у жука? (Голова, грудь, брюшко, ножки, усики.)
- Сколько ножек у жука? Давайте их посчитаем. (Шесть.)
- Сколько ножек у жука?
Насчитал я шесть пока,
Глаз и усиков по паре,
Рот с огромными зубцами,
А еще на спинке,
Есть крылья и «надкрылки».
- Какие у жука крылья? (Твёрдые, жесткие.)
(слайд 10)
- Сверху, на спине у жука два жёстких крыла, а под ними находятся два других - тонких, нежных и больших.
- Как жук передвигается? (Ползает, летает).
- Какие звуки издаёт? (Жужжит).
(слайд 11)
- Жуки бывают маленькие и большие, рогатые.
- Давайте мы покажем Лунтику жучков, поиграем в игру «Жуки».
Подвижная игра «Жуки».
Воспитатель говорит слова, дети выполняют движения в соответствии со словами воспитателя.
На лужайке, на ромашке
(Махают руками, изображая крылья.)
Жук летал в цветной рубашке:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
(Наклоны вправо- влево.)
Низко-низко наклоняюсь».
Я нашла себе жука
(Показывают на себя.)
На большой ромашке.
(Разводят руки в стороны.)
Не хочу держать в руках –
(Отмахиваются.)
Пусть лежит в кармашке.
(Показывают на карман.)
Лапок шесть, глазок два,
(Показывают части тела.)
Трещинка на спинке.
Вот хорошая трава,
(Показывают вниз.)
На, поешь травинки!
Ой, упал, упал мой жук,
(Приседают.)
Нос испачкал пылью.
(Трут нос.)
Улетел зелёный жук,
(«Летают» по группе.)
Улетел на крыльях.
(слайд 12)
- Ребята, чем отличается бабочка от жука? (У бабочки яркие большие красивые крылья, покрыты чешуйками, у жука 2 пары крыльев: твердые и мягкие. У бабочки есть хоботок. Когда бабочка летает, мы её не слышим, а когда жуки летают, они жужжат.)
- Ребята, а как одним словом можно назвать бабочек, жуков? (Насекомые.)
- А каких насекомых вы знаете еще? (Пчела, комар, муравей.)
(слайд 13)
- Давайте мы их посчитаем.
Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Дружно пальчики считаем
насекомых называем: (Сжимаем и разжимаем пальцы.)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак.)
Это кто же тут звенит? (Вращаем мизинцем.)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (Прячем руки за спину.)
(слайд 14)
- Ребята, посмотрите на картинку, подумайте, почему бабочки исчезают? (Дети ловят бабочек.)
- Насекомые – это часть нашей природы. А природу нужно беречь!
(слайд 15-16)
- Поэтому мы стараемся не обижать насекомых, не давить их, не разорять их жилища.
3. Коллективная аппликация.
(слайд 17)
- Молодцы, ребята, помогли Лунтику, всех друзей ему нашли. Давайте подарим ему фотографию на память. Мы сейчас возьмем картинку с насекомым и приклеим ее на полянку с Лунтиком.
Под руководством воспитателя дети наклеивают насекомых на большой лист бумаги на полянку.
4. Итог занятия.
- Полюбуйтесь, какая красивая фотография у нас получилась!
- Ребята, давайте вспомним, каких насекомых вы знаете?
- Как нужно относиться к жукам, бабочкам и другим насекомым?
- Какую работу мы с вами сделали вместе?
Литература
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Младшая группа (от 3 до 4 лет) /авт. – сост. Т.В. Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 269с.
2. Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких». - М.- 1982г.
3. Е. И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы». - М.- 1992г.
4. Э. Л. Емельяновой «Расскажите детям о насекомых». - М.: Мозаика синтез 2012 г.
Презентация к занятию во вложении (pdf, 2MB)
Скачать вложение