Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством аппликации
Автор: Шлык Ирина Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №69» г. Рязани; Черникова Елена Евгеньевна, ст. преподаватель кафедры ДиНО РИРО
Обобщение педагогического опыта воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №69» г. Рязани Шлык Ирины Николаевны подготовлено Черниковой Е.Е., ст. преподавателем кафедры ДиНО РИРО.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается необходимость поддержки инициативы детей, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Реализация данных принципов подразумевает разнообразие форм организации образовательного процесса и учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
На протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо не только для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, выполнять немало других действий. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием мышления, наблюдательности, внимания, речи, воображения, пространственного восприятия (координация, зрительная и подвижная память). В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Развивая мелкую моторику у детей, мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем дошкольников к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Одно из наиболее эффективных средств развития личности ребенка – продуктивная деятельность дошкольника. В процессе создания своих работ ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся, осознано их использовать в самостоятельной деятельности.
Актуальность данного опыта заключается в том, что продуктивные виды деятельности, так же как игры и труд, выступают также средствами формирования координации движений руки и глаза, развития у малышей мелкой моторики.
Одним из таких направлений творческой деятельности детей является аппликация. Начиная с трёхлетнего возраста, главной задачей занятий аппликацией является формирование представлений о сенсорных эталонах. Однако это и один из простых и эффективных способов развития мелкой моторики. Аппликация, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, способствует развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, ручных умений, усидчивости, внимания, самоконтроля, что, в свою очередь, формирует регулятивные умения.
Используя игровые приемы, педагог создаёт положительный эмоциональный настрой, желание заниматься, вырезать, наклеивать, повышает у дошкольников интерес к совместной изобразительной деятельности и стимулирует самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решить.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от позиции взаимодействия взрослого и ребёнка. Формируя позицию сотрудничества взрослого и ребёнка, педагог исходит из психологической комфортности, вариативности, творчества. Основополагающими идеями работы являются:
Немаловажным является взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных видах деятельности, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, развитие их способностей. Практика работы по вовлечению родителей в совместную с детьми образовательную деятельность позволяет решить следующие задачи:
по программе «Умелые Ручки»
Целями занятий аппликацией с младшими дошкольниками являются укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности; формирование, уточнение и обогащение представлений об окружающем мире; развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным; воспитание интереса к ручному труду и качественному выполнению работы, проявлению фантазии при работе с различными материалами.
Сентябрь
1. Аппликация «Угощение для ежа».
Цель: организовать деятельность детей по отработке практического навыка наклеивания готовых форм, умения различать и называть основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный.
Материалы: образец, лист картона желтого цвета 15 на 20, готовые формы: силуэт ежика, яблоки зеленого и красного цветов, черный фломастер, клей, клеенка, тканевая салфетка.
2. Аппликация «Оденем березку в осенний наряд».
Цель: организовать деятельность детей по отработке практического навыка наклеивания готовых форм, умения различать и называть основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный.
Материалы: образец, альбомный лист с изображенной березкой; разноцветные листочки – красные, зеленые, желтые; клей, клеенка, тканевая салфетка.
Октябрь
1. Аппликация «Воздушные шарики».
Цель: организовать деятельность детей по отработке умений соотносить предметы по цвету и форме, выделять определенный цвет из множества других.
Материалы: разноцветные воздушные шарики, белая основа с цветными контурами овальной и круглой формы, готовые круги и овалы, соответствующие по цвету контурным изображениям на основе, цветные карандаши, клей, клеенка, тканевая салфетка.
2. Аппликация «Разноцветные неваляшки».
Цель: организовать деятельность детей по усвоению представлений детей о круглой форме, отработке умений различать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
Материалы: игрушка неваляшка, образец, цветной картон размером ½ альбомного листа (основа), поднос с готовыми формами для аппликации: цветной круг 6 см (голова); белый круг 4,5 см с заранее нарисованными глазками, носиком, ротиком; цветной круг 8 см (туловище); два цветных круга по 3 см (ручки); два белых круга по 2 см (пуговицы); клей, клеенка, тканевая салфетка. Примечание: цветные круги для неваляшки у каждого ребенка разные.
Ноябрь
1. Аппликация «Магазин игрушек» (Зайка).
Цель: организовать деятельность детей по усвоению представлений детей об овале, способствовать воспитанию аккуратности и самостоятельности.
Материалы: игрушка заяц, образец, основа синего или голубого цвета ½ альбомного листа, готовые формы: круг белого цвета 4,5 см (голова с заранее нарисованной мордочкой); овал белого цвета размером 4*6 см (туловище); два белых овала размером 4,5*1,5 (уши); два белых овала размером 4*1,5 см (лапы передние); два белых овала размером 3*1,5 см (лапы передние); клей, клеенка, тканевая салфетка.
2. Аппликация «Бусы для любимой мамочки».
Цель: организовать деятельность детей по отработке умений детей чередовать предметы по цвету, форме, величине; способствовать воспитанию аккуратности при работе с материалами для аппликации.
Материалы: бусы из ярких бусин, разные по цвету, форме, величине, белая основа размером ½ альбомного листа с нарисованной ниткой; поднос с готовыми формами бусин (либо чередующимися по цвету, либо по форме: круг и овал, либо по величине: большие и маленькие), клей, клеенка, тканевая салфетка.
Декабрь
1. Аппликация «Зимние забавы. Снеговичок».
Цель: организовать деятельность детей по отработке умений дифференцировать предметы по величине (большой, средний, маленький), различать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
Материалы: образец, белый картон тонированный голубым цветом (формат А4), три круга белого цвета 8 см, 6,5 см, 5 см, на самом маленьком круге нарисованы глазки и ротик, цветная заготовка (ведро), треугольник красного цвета (носик), цветные карандаши, клей, клеенка, тканевая салфетка, поднос.
2. Аппликация «В лесу родилась елочка».
Цель: организовать деятельность детей по ознакомлению с треугольной формой, по отработке умений дифференцировать предметы по величине (большой, средний, маленький).
Материалы: образец, основа белого цвета 15*20 см, поднос с готовыми геометрическими формами: зеленые треугольники с основанием 9 см, 7 см, 5 см и высотой 4,5 см и 3 см; коричневый квадрат размером 1,5*1,5 см; цветные кружки красного, желтого, синего цветов; клей, клеенка, тканевая салфетка, краска синего цвета, кисть для рисования.
Январь
1. Аппликация «Зимняя столовая для воробьев».
Цель: организовать деятельность детей по закреплению знаний об округлых и треугольных формах, по отработке умений составлять изображения из готовых форм с опорой на образец.
Материалы: образец, половина альбомного листа, готовые детали: коричневый круг диаметром 3,5 см (голова) с заранее наклеенным глазиком, овал коричневого цвета 3,5*5,5 см (туловище), три треугольника коричневого цвета с основанием 2,5 см и высотой 3,5 см (хвост и два крыла). Желтый треугольник со стороной 1,5 см (клювик). Гуашь желтая, клей, клеенка, тканевая салфетка.
2. Аппликация «Разноцветные котята».
Цель: организовать деятельность детей по закреплению знаний об округлых формах, по отработке умений различать и называть основные цвета.
Материалы: игрушечная кошка, половина альбомного листа, готовые геометрические формы: круг диаметром 4,5 см (голова), овал размером 4,5*7,5 (туловище), овал размером 4,5* 1,5 см (хвост), четыре овала размером 3,5*1,5 см (лапы), два треугольника размером 1,5*1,5 см (уши), клей, клеенка, тканевая салфетка. У каждого ребенка детали определённого цвета.
Февраль
1. Аппликация «Строим башню».
Цель: организовать деятельность детей по усвоению знаний о геометрической форме «квадрат», по отработке умений различать геометрические фигуры по цвету, по величине; способствовать воспитанию аккуратности при работе с материалами для аппликации.
Материалы: образец, половина альбомного листа, цветные квадраты со сторонами 5 см, 4 см, 3 см, 2 см, клей, клеенка, тканевая салфетка.
2. Аппликация «Грузовичок в подарок папе».
Цель: организовать деятельность детей по усвоению знаний о прямоугольнике, по закреплению знаний детей о круге и квадрате, по отработке умений составлять изображения по образцу.
Материалы: образец, белый картон размером в половину альбомного листа, готовые детали: кабина красного цвета размером 5,5*5,5 см со срезанным углом, окно белого цвета, заранее наклеенное на кабину, кузов желтого цвета размером 3,5*8 см, два колеса черного цвета диаметром 2,5 см, пять синих квадратов со стороной 2 см. Черный карандаш, клей, клеенка, тканевая салфетка.
Март
1-2. Аппликация «Платочек в подарок мамочке».
Цель: организовать деятельность детей по закреплению знаний детей о геометрических фигурах, по отработке умений составлять узор на основе квадратной формы, располагая элементы по углам, в середине, по сторонам.
Материалы: платочек, образцы украшений квадратной основы, цветная основа из картона размером 15*15, готовые формы на подносе: круги 3 см и 2 см разного цвета, или квадраты со сторонами 2,5 см и треугольники со стороной 2 см разного цвета, клей, клеенка, тканевая салфетка.
Апрель
1-2. Аппликация «Тарелки для трех медведей».
Цель: организовать деятельность детей по закреплению представлений детей о величине предметов (большой, средний, маленький) по отработке умений различать и называть круг, квадрат, треугольник и сравнивать их по величине.
Материалы: тарелки, украшенные по краю элементами из геометрических фигур; основа белого цвета размером 15*20 см (картон); готовые геометрические фигуры: круги желтого цвета с темным контуром по краю диаметром 8 см, 6,5 см, 5 см; геометрические фигуры для украшения тарелочек разного цвета, формы и размера (большие, средние, маленькие), клей, клеенка, тканевая салфетка.
Май
1. Аппликация «Расставь цветы в вазы».
Цель: организовать деятельность детей по отработке умений различать и соотносить предметы по цвету, выделять определенный цвет из множества других; по отработке умения пользоваться клеем, тряпочкой.
Материалы: кукла, 3-4 цветные вазочки или стаканчика (основных цветов) для цветов; букет разноцветных цветов, соответствующих цвету вазочек; альбомный лист с зеленым контуром по периметру с заранее наклеенными двумя цветными вазочками с нарисованными в них стебельками; поднос с разноцветными цветами; клей, клеенка, тканевая салфетка.
2. Аппликация «Веселый паровозик» (коллективная работа).
Цель: организовать деятельность детей по закреплению представлений детей о прямоугольнике, квадрате, по отработке умений чередовать предметы по цвету; создать условия для воспитания у детей доброжелательного отношения к сверстникам и интереса работать в коллективе.
Материалы: лист ватмана с заранее нарисованной железной дорогой, паровозиком, готовые формы: цветные прямоугольники размером 10*14 см (вагончики); квадраты из белой бумаги со стороной 6 см (окно); по два черных круга диаметром 3,5 см (колеса); картинки с мордочками зверят, клей, клеенка, тканевая салфетка.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и завершенный характер.
Данный опыт работы Шлык И.Н. показал, что планомерная работа по программе «Умелые ручки» во второй младшей группе детского сада, продолжающаяся в семье, способствовала:
Литература
Малышева, А.Н. Занятия по аппликации в детском саду
/ А.Н. Малышева, З.М. Поварченкова. – Ярославль : Академия развития, 2010.
На протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо не только для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, выполнять немало других действий. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием мышления, наблюдательности, внимания, речи, воображения, пространственного восприятия (координация, зрительная и подвижная память). В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Развивая мелкую моторику у детей, мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем дошкольников к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Одно из наиболее эффективных средств развития личности ребенка – продуктивная деятельность дошкольника. В процессе создания своих работ ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся, осознано их использовать в самостоятельной деятельности.
Актуальность данного опыта заключается в том, что продуктивные виды деятельности, так же как игры и труд, выступают также средствами формирования координации движений руки и глаза, развития у малышей мелкой моторики.
Одним из таких направлений творческой деятельности детей является аппликация. Начиная с трёхлетнего возраста, главной задачей занятий аппликацией является формирование представлений о сенсорных эталонах. Однако это и один из простых и эффективных способов развития мелкой моторики. Аппликация, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, способствует развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, ручных умений, усидчивости, внимания, самоконтроля, что, в свою очередь, формирует регулятивные умения.
Используя игровые приемы, педагог создаёт положительный эмоциональный настрой, желание заниматься, вырезать, наклеивать, повышает у дошкольников интерес к совместной изобразительной деятельности и стимулирует самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решить.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от позиции взаимодействия взрослого и ребёнка. Формируя позицию сотрудничества взрослого и ребёнка, педагог исходит из психологической комфортности, вариативности, творчества. Основополагающими идеями работы являются:
- идея субъектности – ребенок как автор своей учебно-познавательной деятельности,
- идея ценностно-смыслового равенства педагога и ребенка,
- идея активизации детей в процессе деятельности,
- идея личностно-ориентированного подхода.
Немаловажным является взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных видах деятельности, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, развитие их способностей. Практика работы по вовлечению родителей в совместную с детьми образовательную деятельность позволяет решить следующие задачи:
- родители лучше узнают своих детей, а педагоги родителей;
- передаётся опыт совместной деятельности;
- создаётся положительная мотивация у родителей в содействии педагогам;
- создаются комфортные условия в семье для развития изобразительного творчества, творческих способностей;
- формируются умения взаимодействовать в процессе организации совместной деятельности родителей и детей в семье (организация праздников, изготовление подарков для родных, походов в музеи и т. п.).
по программе «Умелые Ручки»
Целями занятий аппликацией с младшими дошкольниками являются укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности; формирование, уточнение и обогащение представлений об окружающем мире; развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным; воспитание интереса к ручному труду и качественному выполнению работы, проявлению фантазии при работе с различными материалами.
Сентябрь
1. Аппликация «Угощение для ежа».
Цель: организовать деятельность детей по отработке практического навыка наклеивания готовых форм, умения различать и называть основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный.
Материалы: образец, лист картона желтого цвета 15 на 20, готовые формы: силуэт ежика, яблоки зеленого и красного цветов, черный фломастер, клей, клеенка, тканевая салфетка.
2. Аппликация «Оденем березку в осенний наряд».
Цель: организовать деятельность детей по отработке практического навыка наклеивания готовых форм, умения различать и называть основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный.
Материалы: образец, альбомный лист с изображенной березкой; разноцветные листочки – красные, зеленые, желтые; клей, клеенка, тканевая салфетка.
Октябрь
1. Аппликация «Воздушные шарики».
Цель: организовать деятельность детей по отработке умений соотносить предметы по цвету и форме, выделять определенный цвет из множества других.
Материалы: разноцветные воздушные шарики, белая основа с цветными контурами овальной и круглой формы, готовые круги и овалы, соответствующие по цвету контурным изображениям на основе, цветные карандаши, клей, клеенка, тканевая салфетка.
2. Аппликация «Разноцветные неваляшки».
Цель: организовать деятельность детей по усвоению представлений детей о круглой форме, отработке умений различать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
Материалы: игрушка неваляшка, образец, цветной картон размером ½ альбомного листа (основа), поднос с готовыми формами для аппликации: цветной круг 6 см (голова); белый круг 4,5 см с заранее нарисованными глазками, носиком, ротиком; цветной круг 8 см (туловище); два цветных круга по 3 см (ручки); два белых круга по 2 см (пуговицы); клей, клеенка, тканевая салфетка. Примечание: цветные круги для неваляшки у каждого ребенка разные.
Ноябрь
1. Аппликация «Магазин игрушек» (Зайка).
Цель: организовать деятельность детей по усвоению представлений детей об овале, способствовать воспитанию аккуратности и самостоятельности.
Материалы: игрушка заяц, образец, основа синего или голубого цвета ½ альбомного листа, готовые формы: круг белого цвета 4,5 см (голова с заранее нарисованной мордочкой); овал белого цвета размером 4*6 см (туловище); два белых овала размером 4,5*1,5 (уши); два белых овала размером 4*1,5 см (лапы передние); два белых овала размером 3*1,5 см (лапы передние); клей, клеенка, тканевая салфетка.
2. Аппликация «Бусы для любимой мамочки».
Цель: организовать деятельность детей по отработке умений детей чередовать предметы по цвету, форме, величине; способствовать воспитанию аккуратности при работе с материалами для аппликации.
Материалы: бусы из ярких бусин, разные по цвету, форме, величине, белая основа размером ½ альбомного листа с нарисованной ниткой; поднос с готовыми формами бусин (либо чередующимися по цвету, либо по форме: круг и овал, либо по величине: большие и маленькие), клей, клеенка, тканевая салфетка.
Декабрь
1. Аппликация «Зимние забавы. Снеговичок».
Цель: организовать деятельность детей по отработке умений дифференцировать предметы по величине (большой, средний, маленький), различать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
Материалы: образец, белый картон тонированный голубым цветом (формат А4), три круга белого цвета 8 см, 6,5 см, 5 см, на самом маленьком круге нарисованы глазки и ротик, цветная заготовка (ведро), треугольник красного цвета (носик), цветные карандаши, клей, клеенка, тканевая салфетка, поднос.
2. Аппликация «В лесу родилась елочка».
Цель: организовать деятельность детей по ознакомлению с треугольной формой, по отработке умений дифференцировать предметы по величине (большой, средний, маленький).
Материалы: образец, основа белого цвета 15*20 см, поднос с готовыми геометрическими формами: зеленые треугольники с основанием 9 см, 7 см, 5 см и высотой 4,5 см и 3 см; коричневый квадрат размером 1,5*1,5 см; цветные кружки красного, желтого, синего цветов; клей, клеенка, тканевая салфетка, краска синего цвета, кисть для рисования.
Январь
1. Аппликация «Зимняя столовая для воробьев».
Цель: организовать деятельность детей по закреплению знаний об округлых и треугольных формах, по отработке умений составлять изображения из готовых форм с опорой на образец.
Материалы: образец, половина альбомного листа, готовые детали: коричневый круг диаметром 3,5 см (голова) с заранее наклеенным глазиком, овал коричневого цвета 3,5*5,5 см (туловище), три треугольника коричневого цвета с основанием 2,5 см и высотой 3,5 см (хвост и два крыла). Желтый треугольник со стороной 1,5 см (клювик). Гуашь желтая, клей, клеенка, тканевая салфетка.
2. Аппликация «Разноцветные котята».
Цель: организовать деятельность детей по закреплению знаний об округлых формах, по отработке умений различать и называть основные цвета.
Материалы: игрушечная кошка, половина альбомного листа, готовые геометрические формы: круг диаметром 4,5 см (голова), овал размером 4,5*7,5 (туловище), овал размером 4,5* 1,5 см (хвост), четыре овала размером 3,5*1,5 см (лапы), два треугольника размером 1,5*1,5 см (уши), клей, клеенка, тканевая салфетка. У каждого ребенка детали определённого цвета.
Февраль
1. Аппликация «Строим башню».
Цель: организовать деятельность детей по усвоению знаний о геометрической форме «квадрат», по отработке умений различать геометрические фигуры по цвету, по величине; способствовать воспитанию аккуратности при работе с материалами для аппликации.
Материалы: образец, половина альбомного листа, цветные квадраты со сторонами 5 см, 4 см, 3 см, 2 см, клей, клеенка, тканевая салфетка.
2. Аппликация «Грузовичок в подарок папе».
Цель: организовать деятельность детей по усвоению знаний о прямоугольнике, по закреплению знаний детей о круге и квадрате, по отработке умений составлять изображения по образцу.
Материалы: образец, белый картон размером в половину альбомного листа, готовые детали: кабина красного цвета размером 5,5*5,5 см со срезанным углом, окно белого цвета, заранее наклеенное на кабину, кузов желтого цвета размером 3,5*8 см, два колеса черного цвета диаметром 2,5 см, пять синих квадратов со стороной 2 см. Черный карандаш, клей, клеенка, тканевая салфетка.
Март
1-2. Аппликация «Платочек в подарок мамочке».
Цель: организовать деятельность детей по закреплению знаний детей о геометрических фигурах, по отработке умений составлять узор на основе квадратной формы, располагая элементы по углам, в середине, по сторонам.
Материалы: платочек, образцы украшений квадратной основы, цветная основа из картона размером 15*15, готовые формы на подносе: круги 3 см и 2 см разного цвета, или квадраты со сторонами 2,5 см и треугольники со стороной 2 см разного цвета, клей, клеенка, тканевая салфетка.
Апрель
1-2. Аппликация «Тарелки для трех медведей».
Цель: организовать деятельность детей по закреплению представлений детей о величине предметов (большой, средний, маленький) по отработке умений различать и называть круг, квадрат, треугольник и сравнивать их по величине.
Материалы: тарелки, украшенные по краю элементами из геометрических фигур; основа белого цвета размером 15*20 см (картон); готовые геометрические фигуры: круги желтого цвета с темным контуром по краю диаметром 8 см, 6,5 см, 5 см; геометрические фигуры для украшения тарелочек разного цвета, формы и размера (большие, средние, маленькие), клей, клеенка, тканевая салфетка.
Май
1. Аппликация «Расставь цветы в вазы».
Цель: организовать деятельность детей по отработке умений различать и соотносить предметы по цвету, выделять определенный цвет из множества других; по отработке умения пользоваться клеем, тряпочкой.
Материалы: кукла, 3-4 цветные вазочки или стаканчика (основных цветов) для цветов; букет разноцветных цветов, соответствующих цвету вазочек; альбомный лист с зеленым контуром по периметру с заранее наклеенными двумя цветными вазочками с нарисованными в них стебельками; поднос с разноцветными цветами; клей, клеенка, тканевая салфетка.
2. Аппликация «Веселый паровозик» (коллективная работа).
Цель: организовать деятельность детей по закреплению представлений детей о прямоугольнике, квадрате, по отработке умений чередовать предметы по цвету; создать условия для воспитания у детей доброжелательного отношения к сверстникам и интереса работать в коллективе.
Материалы: лист ватмана с заранее нарисованной железной дорогой, паровозиком, готовые формы: цветные прямоугольники размером 10*14 см (вагончики); квадраты из белой бумаги со стороной 6 см (окно); по два черных круга диаметром 3,5 см (колеса); картинки с мордочками зверят, клей, клеенка, тканевая салфетка.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и завершенный характер.
Данный опыт работы Шлык И.Н. показал, что планомерная работа по программе «Умелые ручки» во второй младшей группе детского сада, продолжающаяся в семье, способствовала:
- развитию мелкой моторики рук;
- совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве);
- обогащению и активизации словаря;
- развитию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
- продолжить работу с детьми 4-5 лет по развитию мелкой моторики;
- продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
- пополнить копилку пальчиковых игр;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- осуществлять взаимодействие с семьей;
- продолжить работу кружка «Умелые ручки».
Литература
Малышева, А.Н. Занятия по аппликации в детском саду
/ А.Н. Малышева, З.М. Поварченкова. – Ярославль : Академия развития, 2010.
Скачать вложение