Студия Детское Радио «106 FM РОСТОК» как средство социально -коммуникативного развития детей в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Григорян Ани Вагановна, Тиминскене Людмила Алексеевна, музыкальные руководители МБДОУ «Детский сад №106», г. РязаньСтудия Детского Радио «106 FM РОСТОК» - это прекрасная возможность делать жизнь ребёнка насыщенной положительными эмоциями, давать им больше самостоятельности, разнообразной деятельности и содержательного общения. Коммуникация - это для ребёнка не только умение говорить, разговаривать друг с другом, это умение договариваться, умение слушать и слышать, что говорят тебе, это умение подбирать слова, которыми не обидишь сверстника, взрослого, знание правил этикета, которые делают взаимоотношения приятными и продуктивными. Ребёнок, который овладел основными правилами коммуникации, ограждает себя от конфликтов, легко находит себе друзей, его ценят товарищи за умение дружно играть, трудиться и веселиться.
Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования1 именно коммуникативная направленность образовательного процесса является одним из ведущих приоритетов. Дети в дошкольном возрасте очень общительны, и у них уже достаточно хорошо сформировано коммуникативное общение, которое выражается в постоянном стремление участвовать в каком-то общем деле, стремлении участвовать в беседах, знакомится с новыми людьми. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей), «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение).
Исходя из этого, в нашем детском саду организована Студия Детского Радио «106 FM РОСТОК», целью которой является, создание условий для повышения коммуникативной компетентности детей и обеспечение информационной открытости деятельности ДОУ на официальном сайте МБДОУ «Детский сад № 106» http://mbdou106.ucoz.net/
Студия Детского Радио «106 FM РОСТОК» разработана исходя из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей.
Наша студия обеспечивает эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям; поддерживает индивидуальность и инициативность детей через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Развивает коммуникативность и успешное взаимодействие детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада; создает у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; развивает жизненно необходимые умения: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения.
Этапы создания Студии Детского Радио «106 FM РОСТОК».
На подготовительном этапе изучались научно-теоретические и методологические основы коммуникативной компетентности детей, также составлялась программа инновационной деятельности Студии Детского Радио. На этом же этапе создавалась творческая группа педагогов для организации инновационной деятельности в ДОУ и определение требований к кадровому обеспечению деятельности студии. Одним из важных моментов было оформление требований к содержанию и структуре деятельности студии и разработка Положения деятельности Детского Радио «106 FM РОСТОК».
Следующий этап стал основным, где был создан гимн студии, эмблема и девиз студии. И пошел процесс создания эфиров.
Для того чтобы начала работать наша студия, мы выбирали детей из групп старшего дошкольного возраста, которые могли бы быть помощниками и соведущими в наших рубриках. Мы подбирали детей раскрепощённых, инициативных, с ярко выраженной эмоциональностью, со стремлением находить контакты с окружающими, и конечно с желанием участвовать в создании детского радио. Работа в студии положительно сказалась на развитии детей.
Большое значение придается подготовке к созданию эфира и развитию коммуникативных навыков, а также и эмоционально-волевой сферы детей. Занятия с элементами тренинга направлены на развитие коммуникативных способностей и эмоциональной сферы, содержат игры и упражнения на представление о языке эмоций, как знаках подаваемых человеком о себе, знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения.
Проводимая работа на музыкальных занятиях: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, подвижные музыкальные игры, а также участие детей в театрализованной деятельности, все это создает условия не директивной помощи детям в коммуникативной деятельности и помогает им в эфире Детского радио. Получая положительный заряд от эфира ребенок постепенно становится более открытым, смелым с окружающими, активно начинает разговаривать, взаимодействовать с взрослыми и детьми.
Чтобы наше радио всегда было в формате, нужно работать над оттенками и тембральным звучанием голоса. Для этого мы используем чистоговорки и скороговорки, игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, интонационной выразительности речи. А так же игровые упражнения на снятие эмоционального напряжения, развитие групповой сплоченности.
Эфиры снимаются в музыкальном зале с использованием микшерного пульта, микрофонов, наушников и ноутбука, также ведется видеосъемка эфира, для дальнейшего создания видео – эфиров.
Все записанные выпуски эфиров воспроизводятся ежедневно в фойе нашего детского сада и размещаются на официальном сайте ДОУ в разделе «Детское радио «106 FM РОСТОК».
Каждый эфир несет определенную смысловую направленность и включает в себя ряд рубрик, таких как
«Радуга талантов»
«Клуб веселых дошколят»
«Береги природу!»
«Книга воспоминаний»
«Мои любимые игрушки»
«Вкусняшки»
«Видимо-невидимо»
«Спорт»
«Сказочное царство»
«Праздничное настроение»
«Говорят дети»
«Анекдоты устами детей»
«Компьютеры»
«Знакомьтесь, музыка»(классическая музыка»
«Моя Россия»
«Азбука пешехода»
«Юные математики»
«Шахматы»
И вот, наконец, настал тот долгожданный день.
Самым первым выпуском стал праздничный эфир посвященный «Дню Дошкольного работника», в котором дети поздравляли всех сотрудников нашего детского сада, также для всех воспитателей и педагогов прозвучали песни и поздравления от детей и родителей. Хочется отметить особую роль родителей в функционировании студии Детского радио «106 FM РОСТОК». Работа с родителями проходила в интересном формате, был проведен коучинг «Работа Студии Детского радио», в ходе которого родители были освещены о работе нашей студии и стали активными помощниками в создании эфиров. Связь с родителями мы поддерживаем с помощью нашего официального сайта http://mbdou106.ucoz.net/, и электронной почты.
Заключительным этапом работы «Студии Детского Радио» станет накопление аудио и видео – эфиров разных тематик, которые помогают раскрыть детский потенциал и наладить тесное сотрудничество с родителями наших воспитанников. При сопоставлении первоначальных целей и планируемых результатов с полученными результатами, можно смело сказать, что все поставленные задачи воплощены в жизнь. Функционирование в нашем саду новой формы работы Студия Детского Радио «106 FM РОСТОК» на основе взрослых и детей, ориентированно на интересы и возможности ребенка и хочется отметить, что рост активности сотрудничества между родителями и детским садом значительно возрос. Из всего этого можно сделать вывод, что полноценное развитие и самореализация ребенка возможны только при условии совместного взаимодействия всех социальных институтов – семьи, образовательных учреждений и общества.
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей.
Наша студия обеспечивает эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям; поддерживает индивидуальность и инициативность детей через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Развивает коммуникативность и успешное взаимодействие детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада; создает у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; развивает жизненно необходимые умения: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения.
Этапы создания Студии Детского Радио «106 FM РОСТОК».
На подготовительном этапе изучались научно-теоретические и методологические основы коммуникативной компетентности детей, также составлялась программа инновационной деятельности Студии Детского Радио. На этом же этапе создавалась творческая группа педагогов для организации инновационной деятельности в ДОУ и определение требований к кадровому обеспечению деятельности студии. Одним из важных моментов было оформление требований к содержанию и структуре деятельности студии и разработка Положения деятельности Детского Радио «106 FM РОСТОК».
Следующий этап стал основным, где был создан гимн студии, эмблема и девиз студии. И пошел процесс создания эфиров.
Для того чтобы начала работать наша студия, мы выбирали детей из групп старшего дошкольного возраста, которые могли бы быть помощниками и соведущими в наших рубриках. Мы подбирали детей раскрепощённых, инициативных, с ярко выраженной эмоциональностью, со стремлением находить контакты с окружающими, и конечно с желанием участвовать в создании детского радио. Работа в студии положительно сказалась на развитии детей.
Большое значение придается подготовке к созданию эфира и развитию коммуникативных навыков, а также и эмоционально-волевой сферы детей. Занятия с элементами тренинга направлены на развитие коммуникативных способностей и эмоциональной сферы, содержат игры и упражнения на представление о языке эмоций, как знаках подаваемых человеком о себе, знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения.
Проводимая работа на музыкальных занятиях: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, подвижные музыкальные игры, а также участие детей в театрализованной деятельности, все это создает условия не директивной помощи детям в коммуникативной деятельности и помогает им в эфире Детского радио. Получая положительный заряд от эфира ребенок постепенно становится более открытым, смелым с окружающими, активно начинает разговаривать, взаимодействовать с взрослыми и детьми.
Чтобы наше радио всегда было в формате, нужно работать над оттенками и тембральным звучанием голоса. Для этого мы используем чистоговорки и скороговорки, игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, интонационной выразительности речи. А так же игровые упражнения на снятие эмоционального напряжения, развитие групповой сплоченности.
Эфиры снимаются в музыкальном зале с использованием микшерного пульта, микрофонов, наушников и ноутбука, также ведется видеосъемка эфира, для дальнейшего создания видео – эфиров.
Все записанные выпуски эфиров воспроизводятся ежедневно в фойе нашего детского сада и размещаются на официальном сайте ДОУ в разделе «Детское радио «106 FM РОСТОК».
Каждый эфир несет определенную смысловую направленность и включает в себя ряд рубрик, таких как
«Радуга талантов»
«Клуб веселых дошколят»
«Береги природу!»
«Книга воспоминаний»
«Мои любимые игрушки»
«Вкусняшки»
«Видимо-невидимо»
«Спорт»
«Сказочное царство»
«Праздничное настроение»
«Говорят дети»
«Анекдоты устами детей»
«Компьютеры»
«Знакомьтесь, музыка»(классическая музыка»
«Моя Россия»
«Азбука пешехода»
«Юные математики»
«Шахматы»
И вот, наконец, настал тот долгожданный день.
Самым первым выпуском стал праздничный эфир посвященный «Дню Дошкольного работника», в котором дети поздравляли всех сотрудников нашего детского сада, также для всех воспитателей и педагогов прозвучали песни и поздравления от детей и родителей. Хочется отметить особую роль родителей в функционировании студии Детского радио «106 FM РОСТОК». Работа с родителями проходила в интересном формате, был проведен коучинг «Работа Студии Детского радио», в ходе которого родители были освещены о работе нашей студии и стали активными помощниками в создании эфиров. Связь с родителями мы поддерживаем с помощью нашего официального сайта http://mbdou106.ucoz.net/, и электронной почты.
Заключительным этапом работы «Студии Детского Радио» станет накопление аудио и видео – эфиров разных тематик, которые помогают раскрыть детский потенциал и наладить тесное сотрудничество с родителями наших воспитанников. При сопоставлении первоначальных целей и планируемых результатов с полученными результатами, можно смело сказать, что все поставленные задачи воплощены в жизнь. Функционирование в нашем саду новой формы работы Студия Детского Радио «106 FM РОСТОК» на основе взрослых и детей, ориентированно на интересы и возможности ребенка и хочется отметить, что рост активности сотрудничества между родителями и детским садом значительно возрос. Из всего этого можно сделать вывод, что полноценное развитие и самореализация ребенка возможны только при условии совместного взаимодействия всех социальных институтов – семьи, образовательных учреждений и общества.
Алгоритм создания Детского радио в ДОУ.
1. Изучение научно-теоретических и методологических основ коммуникативной компетентности участников образовательного процесса
2. Планирование деятельности Детского Радио:
- определение тематики эфиров
- наименование рубрик
3. Создание творческой группы педагогов для организации Детского радио в ДОУ и определение требований к кадровому обеспечению деятельности студии.
4. Разработка Положения деятельности Детского Радио
5. Создание гимна студии, эмблемы и девиза Детского Радио
6. Кастинг детей на роль ведущих рубрик.
7. Подготовка материально-технической базы:
- ноутбук;
- микшерный пульт;
- медиа-аппаратура;
- микрофоны;
- наушники;
- видеокамера со штативом (для создания архива видео-эфиров)
8. Трансляция радиоэфиров может проходить несколькими способами с помощью медиа-аппаратуры и колонок и USB-накопителя:
- в фойе детского сада;
- в групповых помещениях;
- на официальном сайте ДОУ (аудио- эфиры, видео-эфиры).
Список литературы:
1. Атякшева Т.В. Проблемы педагогического общения педагога дошкольного образования. / АтякшеваТ.В. // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2-3 апреля 2015 года//Под общей редакцией Новиковой Г.П.– Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2015г..
2. Волосовец Т.В. Родителям надо объяснять, что детство — самоценный период, задача родителей — создать условия для полноценного проживания детьми всех этапов дошкольного детства // Современное дошкольное образование. - 2013г. - №3
3. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014г.
4. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Под ред Т.С.Комаровой. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Мозайка-Синтез, 2013г.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.
1. Изучение научно-теоретических и методологических основ коммуникативной компетентности участников образовательного процесса
2. Планирование деятельности Детского Радио:
- определение тематики эфиров
- наименование рубрик
3. Создание творческой группы педагогов для организации Детского радио в ДОУ и определение требований к кадровому обеспечению деятельности студии.
4. Разработка Положения деятельности Детского Радио
5. Создание гимна студии, эмблемы и девиза Детского Радио
6. Кастинг детей на роль ведущих рубрик.
7. Подготовка материально-технической базы:
- ноутбук;
- микшерный пульт;
- медиа-аппаратура;
- микрофоны;
- наушники;
- видеокамера со штативом (для создания архива видео-эфиров)
8. Трансляция радиоэфиров может проходить несколькими способами с помощью медиа-аппаратуры и колонок и USB-накопителя:
- в фойе детского сада;
- в групповых помещениях;
- на официальном сайте ДОУ (аудио- эфиры, видео-эфиры).
Список литературы:
1. Атякшева Т.В. Проблемы педагогического общения педагога дошкольного образования. / АтякшеваТ.В. // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2-3 апреля 2015 года//Под общей редакцией Новиковой Г.П.– Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2015г..
2. Волосовец Т.В. Родителям надо объяснять, что детство — самоценный период, задача родителей — создать условия для полноценного проживания детьми всех этапов дошкольного детства // Современное дошкольное образование. - 2013г. - №3
3. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014г.
4. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Под ред Т.С.Комаровой. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Мозайка-Синтез, 2013г.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.
Скачать вложение