Темперамент как совокупность индивидуально - психологических свойств человека
Автор: Абрамкина Алла Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 138»Семинар - практикум для педагогов.
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности её поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. Темперамент - это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребёнка. У детей с раннего возраста чётко проявляются значительные различия по устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом. Педагогу важно разбираться не только в основных характеристиках темперамента, но и хорошо знать темперамент детей дошкольного возраста, учитывать его в организации образовательного процесса дошкольников.
Важность учёта в воспитании и обучении индивидуально - типологических особенностей ребёнка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников. Например, у сангвиника - распылённости, разбросанности интересов; у холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика - застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости. Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход, выработать определённый комплекс воспитательных воздействий.
Важность учёта в воспитании и обучении индивидуально - типологических особенностей ребёнка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников. Например, у сангвиника - распылённости, разбросанности интересов; у холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика - застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости. Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход, выработать определённый комплекс воспитательных воздействий.
Цель: уточнить, закрепить и углубить знания педагогов о темпераменте, типах темперамента детей дошкольного возраста, а также их учёте в организации образовательного процесса дошкольников.
Задачи:
1) Повысить психолого - педагогическую компетентность педагогов.
2) Активизировать психические процессы педагогов: память, речь, внимание, мышление.
3) Закрепить основные понятия и характеристики темперамента в ходе проведения семинара - практикума.
4) Развивать умение использовать полученные знания в организации образовательного процесса.
Семинар предназначен для педагогов детского сада.
Оборудование: медаль «Самый умный педагог ДОУ», фишки, бубен или свисток.
План проведения:
1. Информационная часть.
1.1. Проблема индивидуализации в обучении и воспитании.
2. Практический инструментарий (проводится в форме игры «Счастливый случай»).
2.2.Разминка - игра для установления контакта «Друг к дружке».
2.3.Основная часть игры
а) Актуальность игры.
б) Обсуждение правил игры.
в) Проведение игры.
г) Подведение итогов игры.
2.4 Заключительная часть игры.
а) Упражнение на снятие эмоционального напряжения «Воздушный шар».
б) Рефлексия.
3. Обмен мнениями. Завершение.
Приложение. Ответы на вопросы игры «Счастливый случай» (doc, 91.5KB).
Задачи:
1) Повысить психолого - педагогическую компетентность педагогов.
2) Активизировать психические процессы педагогов: память, речь, внимание, мышление.
3) Закрепить основные понятия и характеристики темперамента в ходе проведения семинара - практикума.
4) Развивать умение использовать полученные знания в организации образовательного процесса.
Семинар предназначен для педагогов детского сада.
Оборудование: медаль «Самый умный педагог ДОУ», фишки, бубен или свисток.
План проведения:
1. Информационная часть.
1.1. Проблема индивидуализации в обучении и воспитании.
2. Практический инструментарий (проводится в форме игры «Счастливый случай»).
2.2.Разминка - игра для установления контакта «Друг к дружке».
2.3.Основная часть игры
а) Актуальность игры.
б) Обсуждение правил игры.
в) Проведение игры.
г) Подведение итогов игры.
2.4 Заключительная часть игры.
а) Упражнение на снятие эмоционального напряжения «Воздушный шар».
б) Рефлексия.
3. Обмен мнениями. Завершение.
Приложение. Ответы на вопросы игры «Счастливый случай» (doc, 91.5KB).
Скачать вложение