Транспорт
Автор: Королева Марина Васильевна, Терина Наталья Анатольевна, Герасимова Оксана Николаевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №105», г. РязаньСюжетно-дидактическая игра с использованием элементов проблемно-диалогической технологии для детей 4-5 лет.
На современном этапе развития дошкольного образования актуальным вопросом является использование проблемно-диалогической технологии. Разработкой этой технологии в нашей стране занимались видные учёные Е.Л. Мельникова, Л.Ю. Сысуева и др. В ходе применения этой технологии ребёнок выступает в роли равноправного партнёра, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту. Ребенок не просто получает готовую информацию, он становится активным участником образовательного процесса и в результате организации поисковой и исследовательской деятельности, происходит творческое усвоение материала без принуждения.
В настоящее время интересен опыт С.В. Паршиной по применению элементов проблемно-диалогической технологии при организации сюжетно-дидактической игры детей дошкольного возраста. Сюжетно - дидактические игры – это игры, которые учат детей выполнять определенную задачу, скрытую от них в игровой ситуации за игровыми действиями. Составляют их по принципу самообучения, для того, чтобы сама игра направляла детей на получение необходимых знаний и умений. Цель таких игр - формирование у детей начальных представлений об объектах окружающего мира. Дети учатся сравнивать, группировать, сопоставлять, а также учатся решать игровые задачи в парах, группах, развивая свои коммуникативные способности. При проведении сюжетно - дидактической игры, необходимо соблюдать следующую структуру:
1. Мотивационный этап: педагог стимулирует познавательную мотивацию детей.
2. Ориентировочный этап: педагог развивает целенаправленность и речь, как средство общения.
3. Исполнительский этап: педагог формирует начальные представления о чем - либо, учит взаимодействовать детей друг с другом в процессе игры, развивает речь, как средство общения и развивает эстетическое отношение к окружающему миру.
4. Рефлексивный этап: педагог формирует положительные эмоции к совместной деятельности.
5. Перспективный этап: педагог развивает самостоятельность и целенаправленность у детей.
Рассмотрим применение элементов проблемно-диалогической технологии при организации сюжетно-дидактической игры детей 4-5 лет, направленной на освоение детьми темы «Транспорт».
Литература:
В настоящее время интересен опыт С.В. Паршиной по применению элементов проблемно-диалогической технологии при организации сюжетно-дидактической игры детей дошкольного возраста. Сюжетно - дидактические игры – это игры, которые учат детей выполнять определенную задачу, скрытую от них в игровой ситуации за игровыми действиями. Составляют их по принципу самообучения, для того, чтобы сама игра направляла детей на получение необходимых знаний и умений. Цель таких игр - формирование у детей начальных представлений об объектах окружающего мира. Дети учатся сравнивать, группировать, сопоставлять, а также учатся решать игровые задачи в парах, группах, развивая свои коммуникативные способности. При проведении сюжетно - дидактической игры, необходимо соблюдать следующую структуру:
1. Мотивационный этап: педагог стимулирует познавательную мотивацию детей.
2. Ориентировочный этап: педагог развивает целенаправленность и речь, как средство общения.
3. Исполнительский этап: педагог формирует начальные представления о чем - либо, учит взаимодействовать детей друг с другом в процессе игры, развивает речь, как средство общения и развивает эстетическое отношение к окружающему миру.
4. Рефлексивный этап: педагог формирует положительные эмоции к совместной деятельности.
5. Перспективный этап: педагог развивает самостоятельность и целенаправленность у детей.
Рассмотрим применение элементов проблемно-диалогической технологии при организации сюжетно-дидактической игры детей 4-5 лет, направленной на освоение детьми темы «Транспорт».
Цель воспитателя | Создать условия для формирования первичных представлений о железнодорожном транспорте, способствовать развитию речи как общения, умению группировать, пробудить интерес к транспорту. |
Предварительная работа: | Рассматривание картинок с изображением наземного, воздушного и водного транспорта. |
Оборудование: | Три стола, 3 картинки с изображением наземного транспорта (легковой автомобиль, автобус, поезд),3 картинки с изображением водного транспорта (катер, лодка, лайнер), 3 картинки с изображением воздушного транспорта (самолёт, вертолёт, воздушный шар), плакат с изображением пейзажа (земля, вода, небо), приглашение со схемой проезда к Синеглазке, персонаж (кукла) Незнайка, презентация «Железнодорожный транспорт» |
Этапы деятельности | Задачи | Действия воспитателя и детей |
1. Мотивационный этап | Стимулировать познавательную мотивацию |
Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Давайте с ним поздороваемся. (дети приветствуют Незнайку). Он просит вас о помощи. Незнайка: Я получил приглашение на день рождения Синеглазки. Мне так хочется её поздравить лично. А живет она в другом городе, и я не знаю, как туда добраться. Вы можете мне помочь? |
2. Ориентировочный этап | Развивать речь и целенаправленность, как средство общения |
Рассматривание картинок. Что здесь изображено? Ответы детей: машина, самолёт, транспорт и т.п. Вопрос был один, а мнений сколько? Как вы думаете, транспорт, изображённый на картинках, может передвигаться везде? (ответы детей) Незнайка: я запутался в вашем этом транспорте! Помогите разобраться! На пейзаже дети распределяют картинки (на магнитах) с водным, воздушным и наземным транспортом. Незнайка благодарит детей. |
3. Исполнительский этап | Формировать первичное представление о внешнем виде и названиях растений, группировать их, развивать речь как средство общения, взаимодействовать в процессе игры, развивать эстетическое отношение к окружающему миру |
(Незнайка показывает схему проезда к Синеглазке. На ней изображена железная дорога) Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим схему. Что вы на ней видите? (ответы детей) (если дети затрудняются ответить, наводящими вопросами подвести детей к правильному ответу) Воспитатель: транспорт, который передвигается по железной дороге, называется наземный. Презентация «Железнодорожный транспорт» Незнайка: Ребята, теперь я понял, что мне нужно добираться к Синеглазке на поезде. Ведь он едет по рельсам от одной станции до другой и быстро, комфортно и удобно я доеду, а самое главное - я понял, поезд наземный вид транспорта. Спасибо вам! Мне пора, теперь я точно не опоздаю. Воспитатель: Незнайка, а на каком именно поезде ты поедешь? Незнайка: а что они отличаются чем-то? Все же поезда едут по железной дороге! Воспитатель: действительно, поезда движутся по рельсам, но ты не внимательно смотрел презентацию. Железнодорожный транспорт делится на грузовой и пассажирский. Незнайка: Я совсем запутался! Ребята, на какой же поезд мне нужно садиться? Дети: на пассажирский поезд или электричку. Незнайка: а на чём мне удобнее добраться до соседнего города? Дети: тебе нужна электричка, потому что она останавливается на каждой станции. Незнайка: ну теперь то я действительно всё понял! Спасибо вам, ребята! |
4. Рефлексивный этап | Формировать положительное отношение к совместной деятельности |
Воспитатель: Ребята, давайте с вами присядем на стульчики. Скажите, кто сегодня приходил к нам в гости? Как вы думаете мы помогли Незнайке? Сможет он попасть на день рождения? С какими видами транспорта мы с вами сегодня познакомились? Что нового узнали? Что понравилось? Что было самым сложным? |
5. Перспективный этап | Создать условия для применения полученных знаний на практике. | Воспитатель: Ребята, а есть ли у нас в игровом уголке эти виды транспорта? |
Литература:
1. Паршина С.В. Элементы проблемно-диалогической технологии в дошкольном образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:https://www.youtube.com/watch?s (Дата обращения: 11. 12.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (Дата обращения: 09.09.2020)
3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: Мозаика-синтез, 2019. — c.336.
4. Мельникова Е. Л., Сысуева Л.Ю. Создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru/view/228598896 (Дата обращения: 01. 04.2019).
5. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика. Монография / Е.Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2015. – 272 с.
6. Электронный ресурс: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=поезда&pos=16&img_url=https... (Дата обращения: 19.04.2021)
Презентация к занятию во вложении (pdf, 1Mb)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (Дата обращения: 09.09.2020)
3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: Мозаика-синтез, 2019. — c.336.
4. Мельникова Е. Л., Сысуева Л.Ю. Создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru/view/228598896 (Дата обращения: 01. 04.2019).
5. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика. Монография / Е.Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2015. – 272 с.
6. Электронный ресурс: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=поезда&pos=16&img_url=https... (Дата обращения: 19.04.2021)
Презентация к занятию во вложении (pdf, 1Mb)
Скачать вложение