Транспорт
Автор: Кокорева Людмила Викторовна, учитель-логопед МДОУ «Ряжский детский сад №10»Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-6 лет.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдения показывают, что речь детей, как правило, бедна и не выразительна. Почему? Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах и современных мультфильмах. А она часто бывает однообразной, лишённой всяких выразительных средств, бедной и скудной.
Из-за бедного словаря ребёнок не умеет, а потому и не желает рассказывать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения. Наши дети живут в мире «говорящей» техники и постепенно учатся молчать, а речевые игры уступают своё место телевизору, игровой приставке, компьютеру.
По результатам логопедических обследований у детей наблюдаются трудности в развитии фразовой речи. Дошкольники не могут правильно построить предложения, определить количество слов в нем. У обследуемых наблюдаются трудности в пересказе текста и в составлении текста по картинкам. Наблюдается низкий уровень развития словарного запаса.
Опыт работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи, анализ методической литературы (Бардышева Т. Ю., Моносова Е.Н., Теремкова Н. Э., Арбекова Н. Е.) побудили меня использовать в своей работе по развитию связной речи вспомогательные наглядные средства, при помощи которых ребята лучше усваивают информацию, запоминают её, могут самостоятельно составлять предложения, рассказы и пересказывать их.
Одним из таких видов наглядности, который я использую в своей работе по формированию связной речи, являются картинно-графические схемы и модели, применение которых позволяет показать старшим школьникам приёмы построения как отдельного предложения, так и целого небольшого текста.
Картинно-графическая схема представляет собой строчку, в которой каждое слово или сочетание слов зашифровано, закодировано отдельным графическим элементом: стрелкой, символом, пиктограммой. По сути, картинно-графические схемы – это начальная ступень моделирования своего речевого высказывания, план предложения. Их применение даёт возможность наглядно объяснить форму построения предложения, показать порядок слов в нём. Это «формула» предложения.
Применение данного вида наглядности способствует не только развитию фразовой речи, но также активизации внимания, памяти, мышления, наблюдательности, чувственного опыта детей.
Данное занятие разработано с применением технологии «чтения предложений» по картинно-графическому плану и было проведено в рамках долгосрочного проекта «Создание сетевой формы работы МДОУ «Ряжский детский сад №10» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с вовлечением ОГИБДД и общественных организаций Ряжского муниципального района» (2018 год).
Технология «чтения предложений» по картинно-графическому плану даёт прекрасные результаты в формировании и развитии устной речи ребёнка, быстрому росту словарного запаса. В итоге дети учатся грамотно выражать свои мысли и складывать эти мысли в рассказ. Надеюсь, что мой опыт окажется полезным.
Полный вариант конспекта с презентацией во вложении (zip, 5Mb)
Скачать вложение