Учимся делить по справедливости (По произведению В.Г. Сутеева «Яблоко»)
Автор: Николаева Наталья Васильевна, Ермачкова Надежда Геннадьевна, Рывкина Нина Павловна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №121», г. РязаньМетодическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.
«Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя….»
Развитие информационных технологий и изменения образовательной системы изменили и отношение к чтению. Стали гораздо меньше читать детям, предпочитая современные информационные ресурсы. Но книга и отличается от фильма или мультфильма тем, что в них герои уже готовые образы, такие как их представил создатель фильма, и нет необходимости у ребенка фантазировать, мыслить, сочинять. При чтении же книги ребенок познает логику развития событий, учится понимать причинно – следственные отношения. Его мышление становится упорядоченным. Он фантазирует, мыслит, воображает, это значит развиваются мыслительные процессы, развивается речь.
Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему возможно даже не придется никогда увидеть. При помощи простейших образов ребенок учится законам жизни в обществе правилам общения. Часто книга позволяет объяснить ребенку те вещи, которые взрослый не всегда могут сформулировать.
Психологи убеждены, что регулярное чтение детям необходимо для гармоничного развития личности. Совместное чтение служит прекрасным методом воспитания. Все прочитанное можно обсудить, разъяснить детям непонятное, провести параллели с реальной жизнью, сделать правильные выводы. Только книга дает возможность домысливать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Книга имеет воспитательное, познавательное и эстетическое значение, она воздействует на личность ребенка, развивает чувство ритма родной речи.
В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. Читая книгу воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания. Технология продуктивного чтения обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста. Никакие высокие технологии не смогут заменить ребенку чтения.
Занятие
Цель: Организовать деятельность детей направленную на знакомство со сказкам В. Сутеева.
Способствовать формированию навыков эмоционального восприятия произведения. Понимания содержания и идеи сказки, оценивать поступки героев.
Задачи: Создать условия для:
1. возникновение интереса к слушанию сказки;
2. желания прочитать сказку и проверить свои предположения;
3. слушания и углубленного восприятия текста;
4. применение полученных знаний на практике.
Предварительная работа: Чтение сказок В. Сутеева. Знакомство с творчеством и биографией писателя.
Оборудование: Сюжетные картинки по сказкам В. Сутеева «Мышонок и карандаш», «Разные колеса», «Три котенка», «Капризная кошка», «Утенок и цыпленок», «Кораблик», «Яблоко». Портрет писателя В. Сутеева.
Ход занятия:
Мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас продолжить наше путешествие по дороге сказок. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга нашей считалочкой:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, детский сад родной!
Здравствуй, друг мой дорогой!
Мы растем в одном саду!
Детский сад я свой люблю.
Воспитатель: Давайте поиграем и вспомним сказки которые мы читали.
Игра «Угадай сказку» (На доске сюжетные картинки из сказок В. Сутеева «Мышонок и карандаш», «Разные колеса», «Три котенка», «Капризная кошка», «Утенок и цыпленок», «Кораблик»)
Воспитатель: Молодцы, все сказки отгадали. А кто написал эти сказки?
Дети: В. Сутеев (на доске портрет)
Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами путешествуем по сказкам В. Сутеева. Где родился этот писатель? (ответы детей)
Воспитатель: Что он писал кроме сказок? (ответы детей)
Воспитатель: Чем еще занимался В. Сутеев? (ответы детей)
(Стук в дверь)
Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята к нам кто-то пришел.
(Входит Почтальон Печкин)
Почтальон Печкин: Здравствуйте, ребята! Я принес вам письмо от лесных жителей.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что нам пишут лесные звери.
(В письме лежит книга со сказкой В. Сутеева «Яблоко». И сюжетная картинка из этой сказки)
- Ребята, какое – то странное письмо. Ничего не написано, здесь только картинка и книга. Наверное, лесные жители хотят нам о чем – то сообщить. Посмотрите на картинку. Как вы думаете, что у них случилось?
(Ответы детей все ответы принимаются, не комментируются)
Воспитатель: Как же нам узнать, что на самом деле случилось в лесу?
(Ответы все принимаем, не комментируем, подводим детей к ответу –Прочитать книгу.)
Исполнительский этап.
Воспитатель: Это сказка В. Г. Сутеева «Яблоко»
Почтальон Печкин: Ой, я люблю слушать сказки, можно мне с вами остаться.
Воспитатель: Оставайся, послушай сказку.
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел (Что увидел заяц? Как вы думаете? (Все ответы принимаем, не комментируем) яблоко.
Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
— Крра-крра!
Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся.
— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало.
Что такое?
- Ребята, как вы думаете? Что случилось, почему яблоко зашипело и побежало? (Все ответы принимаем, не комментируем)
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ёжик и говорит:
— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
К ним Ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
— Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
— Что такое? Что за шум?
Все к нему:
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё, как было.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— Кто яблоко нашёл? Ребята, кто нашел яблоко?
— Я! — сказал Заяц.
— А кто яблоко сорвал? Ребята, кто сорвал яблоко?
— Как р-раз я! — каркнула Ворона.
— Хорошо. А кто его поймал? Ребята, кто поймал яблоко?
— Я поймал! — пискнул Ёж.
— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
— Но тут только одно яблоко! — сказали Ёж, Заяц и Ворона.
Что же делать медведю? Как разделить одно яблоко на всех?
(Все ответы принимаем, не комментируем)
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
— Как же мы раньше не догадались!
Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.
Один кусочек дал Зайцу:
— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвертый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:
— А это тебе, Михаил Иванович…
— Мне-то за что? — удивился Медведь. За что заяц дал часть яблока медведю?
(Все ответы принимаем, не комментируем)
— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
Воспитатель: Вот какая история случилась в лесу.
Обобщающая беседа:
Воспитатель: Ребята, правильно ли мы предполагали, рассматривая картинку перед чтением? (ответы детей)
Кто герои сказки?
Кто нашел яблоко?
Кто его сорвал?
Что потом случилось?
Почему случилась драка в лесу?
Кто помог помирится вороне, ежу, зайцу?
Как предложил разделить яблоко медведь?
А как ежик его поделил? (подводим детей к ответу: поровну, то есть по справедливости).
Могли ли звери обойтись без драки? (подводим детей к ответу: да, если бы они договорились между собой).
Воспитатель: Правильно, надо уметь слушать друг друга, уметь договариваться, но не драться.
Рефлексивный этап.
Воспитатель: Печкин, тебе понравилась сказка?
Почтальон Печкин: Да!
Воспитатель: Ребята, чему нас учит эта история?
(Ответы детей принимаем не комментируем. Подводим к ответу: дружбе, справедливости, нельзя жадничать, надо слушать друг друга, разговаривать, уметь договариваться и не ссориться.)
Почтальон Печкин: Молодцы ребята. Как с вами интересно. Дружить это здорово, делиться с друзьями, не жадничать. Давайте и мы с вами подружимся и немного отдохнем
Физкультминутка:
Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг (встают в круг)
Скачет заяц на полянке (прыгают на месте)
Еж крадется под кустом (приседания)
А на дереве ворона
Машет, машет нам крылом (взмахи руками)
Вышел мишка из берлоги (ноги на ширине плеч, наклоны)
Топ ногой и топ другой (маршируем)
Разомнем ребята ноги
И пойдем гулять со мной (бег на месте)
Перспективный этап.
Почтальон Печкин: Ребята, у меня для вас загадки?
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна… (Медведь)
Эта птица вся черна
И кричит всегда кар – кар… (Ворона)
Лежал под елками
Лежал, лежал
Да и побежал… (Еж)
Зимой белый
Летом серый… (Заяц)
Спелое, красное
Сладкое, хрустящее
Оно с веточки упало,
Покатилось и пропало,
В лапы к зверюшкам
Сразу не попало… (Яблоко)
Почтальон Печкин: Молодцы! Все загадки отгадали.
Воспитатель: Печкин такой хитрец. Он не просто так вам именно эти загадки загадал. О ком они?
(Ответы детей все принимаем не комментируем. Подводим к ответу: о героях сказки.)
Почтальон Печкин: А у меня есть еще посылка от зайца. Я теперь тоже знаю, что нельзя жадничать. Я поделюсь с вами. Ой ребята, беда. Посмотрите, яблок-то всего шесть, а вас (считает) двенадцать, что же делать? (подводим детей к ответу поделить поровну)
Воспитатель: Какие вы молодцы, вы не пожадничали, обошлись без драки, договорились и поделили яблоки поровну между собой. А как вы этому научились? (ответ детей: прочитали сказку).
Воспитатель: Вот какие интересные и поучительные истории мы с вами узнали в сказках В.Г.Сутеева., хотите в следующий раз мы прочитаем сказку В.Г.Сутеева «Мешок яблок»? (ответы детей)
Литература:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 4 - е изд., перераб. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2018 — 352 с.
2. Чиндилова О.В. Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и способы реализации. / Дошкольное воспитание. – 2011.-№1.
3. Чиндилова О.В., А. В. Баденова – «Наши книжки» учебное пособие. Часть 2. – М.: Баллас, 2016. – 60 с.
4. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 144с.
5. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1972.
6. Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей 6 – 7 лет. М., 2010.
Конспект во вложении (docx, 28KB)
Скачать вложение