Удивительные свойства воздуха
Автор: Кадырова Ольга Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Рязанский детский сад»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».
Цели:
- Организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о свойствах воздуха.
- Создать условия для развития у детей умения отвечать на вопросы полным ответом; соблюдения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Познакомить детей с новой для них техникой рисования – «кляксографией»
Образовательные:
- Закрепить представления детей о свойствах воздуха: прозрачность, воздух имеет силу, без запаха, воздух легче воды.
Развивающие:
- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
- Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
- Контроль результатов самостоятельной деятельности детей.
Воспитательная:
- Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа: просмотр презентаций о свойствах воздуха, беседы, чтение стихотворений и рассказов о воздухе, рассматривание изображений.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей: бесцветный, прозрачный.
Материалы и оборудование: презентация, воздушные шары, цветные ленты, целлофановые пакеты, острая палочка, трубочки, ёмкости с водой, апельсин, лук, схемы свойств воздуха, магнитная доска, магниты, резиновая игрушка, кусок резины, музыкальная колонка, папка с файлами для схем, белые листы, непроливайки, гуашь.
Ход деятельности:
1. Мотивационный этап
Дети входят в группу и становятся полукругом перед воспитателем.
Воспитатель: Сегодня в этом зале не зря мы собрались. Мы многое узнаем, а ну – ка улыбнись! Взрослых и детей не счесть, но кроме нас здесь что – то есть. Его не видно никогда, не слышен он. Вот это да! Ничем не пахнет он для нас, о нём узнаем мы сейчас. Он окружает нас везде, он есть во мне да и в тебе. Снаружи может быть как лёд. Внутри у нас он тёплый. Вот!
О чём идёт речь? Ответы детей
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам начать наше мероприятие. Ребята, скажите, что нас с вами окружает? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? Ответы детей.
2.Ориентировочный этап
Воспитатель: Сделайте глубокий вдох, выдох. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте.
Ответы детей.
3.Исполнительский этап
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Ответы детей.
Вывод: воздух не видим, прозрачен.
Воспитатель: Прикрепим на доску это свойство воздуха. Это будет нашим научным дневником.
Воспитатель: А вы знаете как можно увидеть воздух? Ответы детей.
Эксперимент № 2 «Проверяем силу воздуха, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? Ответы детей.
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Ответы детей.
Воспитатель: Почему? Ответы детей.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой мы можем говорить о силе воздуха. Прикрепим на доску это свойство воздуха.
Физкультминутка:
Ленты в руки мы возьмем
И немного отдохнём.
Ленты поднимаются,
Ленты вьются, как змея,
Делаем дружно все друзья.
Ну – ка встанем в хоровод,
Какой дружный мы народ.
Ленты вправо, ленты влево,
Вниз, и немного покружись.
Ленты вьются, вьются
И на месте остаются.
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? Ответы детей.
Эксперимент № 3 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук). Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: Воздух не имеет запаха, но может его переносить. Прикрепим на доску это свойство воздуха.
Эксперимент 4 «Проверяем, воздух тяжелее воды или нет?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? Ответы детей.
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Прикрепим на доску это свойство воздуха.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Ответы детей.
Воспитатель: Эта техника называется «кляксография». Хотите попробовать? Давайте пройдём за столы.
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.
Воспитатель показывает технику «кляксографии»: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
Дети пробуют рисовать.
4.Рефлексивный этап
- Вот и закончили мы проводить опыты в нашей лаборатории. А скажите, вам понравилось проводить опыты?
- Ответы детей.
-Какой опыт вам показался интересным больше всего?
- Ответы детей.
- Как называется техника рисования воздухом? Какие новые слова вы сегодня услышали и узнали?
- Ответы детей.
- Наше мероприятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
- Спасибо Вам за совместную работу. Вы молодцы! Для того чтобы наши опыты запомнились я приготовила для вас сюрприз.
В конце занятия в виде сюрприза раздать каждому ребенку воздушный шар.
5. Перспективный этап.
- Кому вы сегодня расскажете о том, что узнали?
- Ответы детей.
- Дети, а вы знаете, что необходимо всему живому на Земле, кроме воздуха?
- Ответы детей
- Со свойствами воды мы с вами обязательно познакомимся.
Список литературы:
1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж 2006. – 106 с.
2. Маневцова Л. Ребенок познает мир .// Дошкольное воспитание 2004 №8 – 19 с.
3. Никонова Н. Лаборатория природы. // Дошкольное воспитание. 2004 - № 7 – 26 с.
Скачать вложение