В гости к бабушке Тане
Автор: Наумичева Наталья Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Турлатовский детский сад», Рязанский муниципальный районКонспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы
Цель: Создание условий для формирования первичных представлений о домашних животных у детей 4-5 лет посредством дидактических игр.
Задачи
Обучающие:
- упражнять в умении узнавать и называть домашних животных по внешним признакам и голосу;
- уточнить имеющиеся у детей представления о взаимосвязи домашних животных с человеком, о том какую пользу приносят домашние животные человеку;
- знакомить с особенностями ухода за домашними животными;
- продолжать учить отгадывать загадки.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, слуховое внимание, мышление, мелкую моторику, диалогическую речь;
- обогащать двигательный опыт детей, развивать двигательные навыки умение соотносить движения с текстом.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, заботливое отношение к домашним животным;
- воспитывать уважение к старшим, желание оказать помощь.
Словарная работа: активизировать в речи употребление слов: кошка, коза, собака, корова, лошадь, свинья, курица, утка, котенок, щенок, теленок, жеребенок, поросенок, цыпленок-цыплята, утенок-утята, домашние животные.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Домашние животные и их детеныши», наблюдение за домашними животными, просмотр презентации о домашних животных и взаимосвязи животных с человеком, чтение литературных произведений о домашних животных, беседы о домашних животных, разгадывание загадок.
Методы и приемы: создание игровой ситуации, дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, художественное слово, повторное проговаривание, пояснение, поощрение, упражнение, просмотр видеозаписи, слушание голосов домашних животных.
Материалы и оборудование:
- технические средства: телевизор, магнитофон;
- демонстрационный: плоскостной макет автобуса, магнитное панно с изображением теней домашних животных, картинки с изображением домашних животных;
- раздаточный: детали-крышки для автобуса, картинки с изображением детенышей домашних животных, картинки с изображением корма для домашних животных, игровые карточки на каждого ребенка для дидактической игры «Кто какую пользу приносит».
Ход занятия
1. Мотивационный этап
Дети входят в группу, берутся за руки, встают в круг с воспитателем.
Мотивация общение (игра-приветствие) - создание положительного эмоционального настроя.
Солнце проснулось и сладко зевнуло.
Солнышко лучик тебе протянуло,
Солнышко щечки тебе приласкало,
Доброго утра тебе пожелало.
Мотивация личной заинтересованности.
Педагог сообщает детям о том, что бабушка Таня приглашает ребят в гости, чтобы познакомить с домашними животными.
2. Ориентировочный этап
Бабушка Таня живет в деревне, до деревни надо как-то добраться. Как?
В ходе беседы педагог подводит детей к выводу, что лучше всего доехать до деревни на автобусе.
Игра: «Собери автобус» (вызвать у детей желание действовать с предметами).
Описание игры.
Перед детьми лежит плоскостной макет автобуса, педагог предлагает рассмотреть его и дополнить (прикрутить) недостающими деталями.
Педагог предлагает детям «занять места в автобусе» (встать друг за другом за воспитателем ) и отправиться в путь.
3. Исполнительский этап
Дети сидят на стульчиках полукругом перед телевизором.
Педагог предлагает детям просмотреть видеозапись, в которой бабушка Таня приветствует ребят, сообщает им о том, что хотела познакомить с домашними животными, но животные спрятались. Она просит ребят оказать ей помощь в поиске домашних животных.
Дидактическая игра: «Отгадай загадку - найди отгадку»
Перед детьми выставляется корзинка, в которой находятся игрушечные яйца, внутри спрятаны загадки. Педагог предлагает детям выбрать яйцо с загадкой и принести воспитателю. Педагог зачитывает загадку. Ребенок, правильно отгадавший загадку, находит соответствующую картинку и помещает ее на силуэтное панно.
В случае необходимости педагог напоминает детям правила отгадывания загадок.
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь).
Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Нос пятачком,
А хвост - крендельком. (Свинья).
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, вперевалочку.
Плавает утюжком,
В пруду поныряет
И снова пешком. (Утка).
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака).
Не корова, а с рогами:
Кто - же я?- узнайте сами.
Тоже травку я жую,
Тоже молоко даю. (Коза).
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу.
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица).
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня царапкой.
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка).
Голодна - мычит,
Сыта – жует.
Малым ребятам
Молоко дает. (Корова).
После выполнения задания, педагог задает детям вопросы, направленные на активизацию в речи слов: коза, корова, лошадь, свинья, кошка, собака, утка, курица - домашние животные.
Бабушка Таня благодарит ребят и сообщает им о том, что у домашних животных были детеныши. Предлагает вернуть их к мамам.
Дидактическая игра: «Помоги детенышу найти маму»
Педагог предлагает детям прослушать аудиозапись, определить, кому принадлежит голос, найти картинку с изображением детеныша и поместить ее на панно к соответствующему животному.
По ходу выполнения задания педагог задает детям вопросы, направленные на активизацию в речи слов: теленок, жеребенок, поросенок, козленок, котенок, щенок, утенок, цыпленок (возможно изменение слов по падежам и числам).
Далее педагог предлагает детям поиграть с домашними животными.
Физминутка: «Как у бабушки, у Тани» (предупреждение переутомления и повышение внимания детей).
Как у бабушки, у Тани (хлопать 4 раза в ладоши)
Сидит кошка на диване (присесть, руки – «лапки» положить на колени),
Спит собака в конуре (наклонить голову вправо, положить сложенные вместе ладони под правую щеку),
Корова дремлет во дворе (встать, приставить вытянутые и чуть согнутые указательные пальцы – «рога» к голове),
Козлик ходит в огороде (руки на поясе, ходьба на месте с высоким подниманием колен),
Конь с козою в поле бродят (руки на поясе, ходьба на месте вокруг себя).
Всех животных называем (хлопать 4 раза в ладоши),
Дружно пальцы загибаем (ритмично сжимать и разжимать кулачки):
Кошка, собака, корова, коза, лошадь (на каждое название животного загибать пальцы одновременно на обеих руках, начиная с большого)
И маленькая свинья (дотронуться пальцем до кончика носа).
Педагог просит детей пройти за столы.
Проводит с детьми беседу о взаимосвязи домашних животных с человеком.
Дидактическая игра: «Кто какую пользу приносит».
Описание игры: детям предлагаются игровые карточки с домашними животными. Ребенок самостоятельно рассматривает карточки с изображением «пользы» и прикладывает их к соответствующему животному. После самостоятельного выполнения задания педагог просит оказать ему помощь, совместно с детьми выполняет задание на демонстрационном материале.
Бабушка Таня сообщает детям о том, что пришла пора покормить животных.
Дидактическая игра: «Кто что ест».
Детям предлагается выбрать карточку с изображением корма для домашнего животного, пройти к магнитному панно и покормить животных.
4. Рефлексивный этап
Педагог проводит с детьми беседу о том, чем они занимались в гостях у бабушки Тани, интересуется, что больше всего понравилось ребятам.
Бабушка благодарит ребят за оказанную помощь, приглашает приехать в гости еще раз.
Педагог предлагает ребятам занять свои места в автобусе и отправиться обратно в детский сад.
5. Перспективный этап
Педагог предлагает детям обменяться полученными впечатлениями с членами семьи, оказать помощь в уходе за домашними животными.
Литература
1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., доработанное. -М.: «Просвещение», 1991.-160с.
2. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки». Пособие для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1976 год. - 127с.
3. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада». Конспекты занятий. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010 год. - 80с.
4. Шорыгина Т.А. «Домашние Животные. Какие они?»: книга для воспитателей, гувернеров и родителей/-М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2008 год. -96с.
Статья во вложении (doc, 18KB)Скачать вложение