В гости к Лунтику
Автор: Воронуха Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 133» г. РязаниКонспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.
Цель:- Познавательная: способствовать формированию у детей знаний о числе и цифре пять.
- Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к математике;
- Развивающая: способствовать развитию умственных и познавательных способностей детей.
- организовать практическую деятельность, способствующую формированию знаний о числе и цифре пять, умений соотносить число с количеством и цифрой, закреплению умений ориентироваться на листе бумаги, знаний о геометрических фигурах, упражнению в количественном счете в пределах пяти;
- создать условия для деятельности детей развитию мелкой и общей моторики, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), развитию внимания, зрительного и слухового восприятия.
- создать условия для развития волевых качеств детей, целеустремленности, дисциплинированности, развития коммуникативных навыков, умения работать в парах, коллективе, навыков адекватного поведения в игровых ситуациях.
- Демонстрационный материал: мяч, игрушка сказочного героя – Лунтика, числовой ряд, цветки с числами для д/и, волшебный цветок, рисунок числа 5, демонстрационный плакат с выкладыванием 5 из счетных палочек, демонстрационный плакат с начертанием пятиконечной звезды.
- Раздаточный материал: числа числового ряда 1-10, двусторонний скотч, лист бумаги А4, счетные палочки, простой карандаш.
- сформированы понятия о числе и цифре пять;
- приобретены умения соотносить число с количеством и цифрой, закрепленены умения ориентироваться на листе бумаги;
- усвоены знания о геометрических фигурах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационно-организационный этап: дети и воспитатель стоят на ковре.
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево,
А потом пойдем направо,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
И занятие начнем.
Интеллектуальная разминка «Бывает - не бывает» (дети становятся вкруг, воспитатель задает вопрос и кидает детям мяч).
Воспитатель: бывает ли:
- круг с 3-мя углами?
- у белки с бельчонком 4 хвоста?
- у зайца 4 лапы?
- после зимы лето?
- квадрат круглый?
- у лисы с лисенком 4 уха?
- четырехугольник, у которого все стороны равны? как он называется?
- геометрическая фигура, у которой противолежащие стороны равны?
- понедельник – первый день недели?
Дети садятся на стулья по краю ковра. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Садитесь поудобнее и угадайте, кто к нам придет сегодня в гости.
Знают взрослые и дети
Он упал с другой планеты.
Фиолетовый зверек
Детям маленький дружок.
Если дети затрудняются, воспитатель предлагает следующую подсказку:
Он сиреневый такой
Машет весело рукой
Он свалился к нам с Луны
Очень добрый, знаем мы.
Воспитатель демонстрирует игрушку Лунтика.
Лунтик:
Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам отправиться со мной в путешествие в мой родной пруд. Согласны? Не испугаетесь?
Дыхательная гимнастика:
Делаем глубокий вдох носом
Зажимаем нос, ныряем под воду
Задерживаем дыхание (приседаем)
Выныриваем и выдыхаем ртом (2-3 раза)
Воспитатель:Ну вот мы и под водой вместе с Лунтиком.
2. Содержательный этап:
Работа с числовым рядом
Воспитатель: Лунтик приготовил для вас волшебные цветы и предлагает поиграть с ними. Что посередине цветка?
Дети: Цифры.
Воспитатель:Давайте поиграем в игру «Волшебный цветок» (на ковре разложены шесть цветков, в середине которых обозначены числа от 1 до 6). Воспитатель:Задание будем выполнять по парам. Разбейтесь на пары. (Воспитатель говорит задание для каждой пары).
Подойдите к цветку:
- который будет предыдущим числу 3;
- с числом, которое следует после числа 2;
- с числом, которое находится между числами 4 и 2;
- с самым маленьким однозначным числом;
- с числом, которое стоит на 6-м месте в числовом ряду.
Цветок с каким числом остался без внимания?
Дети: Цветок с числом пять.
Воспитатель: Правильно!
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Что вы можете рассказать об этом числе?
Воспитатель привлекает внимание детей к числовому ряду.
Характеристика числа 5:
- число 5 стоит в числовом ряду на 5-м месте;
- у числа есть соседи - числа 4 и 6;
- число 5 однозначное число, т.к. при написании и используем одну цифру.
Лунтик нашел стихотворение о числе 5. Давайте его проговорим.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять
Руку вправо протянула
Ножку круто изогнула.
Воспитатель демонстрирует рисунок цифры 5.
Воспитатель: А теперь Лунтик приглашает нас с вами в свою школу. И отправимся мы туда на паровозе.
Физкультминутка.
Загудел паровоз и колесики повез
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко я укачу.
Дети садятся за столы.
Распознавание числа 5 среди других чисел числового ряда.
Воспитатель: Лунтик предлагает для вас задание. (Работа на индивидуальных листах).
1. Найдите среди чисел число 5. Наклейте число на лист бумаги в правый верхний угол (детям предложены несколько карточек с напечатанными числами числового ряда разных чисел)
2. Соедините цифры по порядку и узнаете, на что Лунтик любит любоваться по ночам (на индивидуальных листах рисунок с цифры от 1 до 5, расположенными таким образом, чтобы при соединении их по порядку получилась звезда).
3. Нарисуйте около цифры 5 пять любых геометрических фигур.
4. Давайте их посчитаем. Поменяйтесь листами и проверьте выполнение задания у соседа.
5. Давайте теперь попробуем выложить цифру 5 из счетных палочек. Сколько счетных палочек надо взять?
Дети: Пять.
Воспитатель демонстрирует плакат с цифрой 5, состоящей из отрезков.
Воспитатель: Отсчитайте пять палочек и выложите цифру пять у себя на столе.
3. Рефлексивный этап:
Воспитатель: С каким числом мы сегодня познакомились?
Что вы можете рассказать об этом числе? Молодцы! Хорошо сегодня поработали! До свидания, Лунтик! Спасибо за путешествие!
А для того, чтобы вернуться в сад, выполните последнее задание: разбейтесь по пять человек и образуйте круг.
Дети разбиваются на пятерки и выполняют дыхательное упражнение:
Делаем глубокий вдох носом
Приседаем, зажимаем нос,
Задерживаем дыхание, выныриваем из воды и выдыхаем ртом.
Мы снова в детском саду, и наше путешествие закончилось!
Литература:
1. Петерсон Л.Г., Холина Н.П.Раз – ступенька, два – ступенька…Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб. /Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. - М.: ювента, 2016. – 256 с.: ил.
2. Беженова М.А. Веселая математика. - Д.: Сталкер, 1998. – 320 с.:ил.(Серия «Скоро в школу»)
3. Волина В.В. Занимательная математика для детей, / Ред. В.В. Федоров; Худ. Т. Федорова. – С. – Пб.: Лев и К, 1996. – 302 с., ил.
Скачать вложение