В гостях у Мишутки
Автор: Овчарова Ирина Юрьевна, учитель-логопед; Дрыкина Ольга Николаевна, Степанова Ольга Сергеевна, воспитатели МБДОУ "Детский сад № 121", г. РязаньЗанятие в старшей логопедической группе.
Цель:
- организовать деятельность детей, направленную на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ш] и [Ж] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
- создать условия для развития фонематического слуха.
- организовать отработку умений правильно произносить заданные звуки, различать их в словах, фразовой речи.
- создать условия для развития моторики артикуляционного аппарата, общей моторики.
- способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, мышления.
- организовать контроль результатов самостоятельной деятельности детей;
- организовать рефлексивную оценку результатов действий детей на занятии.
Оборудование: магнитофон с записью голосов леса, пением птиц, дождя; картинки с изображением леса, сказочного домика, картинки со звуками [Ш], [Ж], игрушка – мишка.
Ход занятия
Учитель-логопед: Ребята, какой сегодня чудесный день. Посмотрите в окно: светит солнце, холодный ветер гонит желтые листья, а в нашей группе тепло и уютно.
(Слышится стук и в зал входит почтальон)
Почтальон: Извините, Вам телеграмма.
Учитель-логопед: У мишки день рождения и он приглашает нас с вами в гости. Ну что поедем?
Дети: Да!
Учитель-логопед: Ребята, а на чем мы с вами можем добраться до леса?
Дети: на автобусе, на электричке, на машине, на велосипеде, на пароходе.
Учитель-логопед: Молодцы ребята. Мы с вами поедем на машине
Учитель-логопед: Физкультминутка «Шофер»:
Качу по лесу во весь опор, (Дети ходят по кругу и крутят воображаемый руль)
Я сам - шофер, (Вращают руками, сжатыми в кулачок на уровне груди)
Я сам - мотор,
Нажимаю на педаль – (Нажимают ногой на воображаемую педаль)
И машина мчится вдаль. (Выполняют легкий бег по кругу)
Учитель-логопед: Вот мы и в лесу. Что мы видим, ребята? Чего в лесу может быть много?
Дети: В лесу много деревьев, много травы, много ягод. В лесу много грибов, много шишек. В лесу много желудей.
Учитель-логопед: Давайте закроем глаза и послушаем его звуки: (фонограмма.)
- Что вы услышали, ребята, какая погода в лесу?
Дети: Погода в лесу хорошая, солнечная. Птицы поют. Ручей журчит.
Снова звучит фонограмма.
Учитель-логопед: А сейчас, что вы слышали?
Дети: в лесу шумел дождь. Сломанный сучек треснул. Я слышала гул насекомых. Я слышал, как гремел гром.
Учитель-логопед: Дождь прошел и в лесу снова хорошая погода. Со звуками леса мы познакомились, но куда же нам идти, где живет Мишутка? Давайте у кого–нибудь спросим. Посмотрите, лягушка скачет, спросим у нее.
Ребенок: «Лягушка, скажи, пожалуйста, где живет Мишутка?»
Лягушка: А! Я вам скажу, скажу! Я тоже иду на день рождения. Вот послу…айте мои поздравления «Дорогой Ми…утка! Поздравляю С днем рождения. Желаю хоро…его настроения, и …тобы все твои желания сбылись.
Лягушка: Ну как?
Учитель-логопед: Ребята, почему некоторые слова такие непонятные?
Дети: Лягушка не умеет выговаривать звук [ш].
Учитель-логопед: Давайте ее научим, мы то ведь знаем, как правильно произносить звук [ш].
Губы сделали окошком,
Язычок поднять немножко,
Ветерок поднялся вдруг,
Вот и получился звук.
Лягушка: Я лягуш-ш-шка, лягуш-ш-шка, ура! Побегу к своим подружкам, чтобы они не шушукались, что я не умею выговаривать звук [ш-ш-ш], потом приду к Мишутке. А вам идти туда, на поляну, там жук, он вам подскажет, где живет Мишутка.
(Дети делают круг по залу.)
Учитель-логопед: А вот и жук, ребята! Спросим дорогу у него.
Ребенок: Дорогой жук, не подскажете, как попасть к Мишутке на день рождения?
Жук: Не ска…у, я не могу …у…ать. Я болел, а когда выздоровел, разучился …у…ать!
Ребенок: Он разучился жужжать.
Учитель-логопед: Ну что, поможем жуку? Покажем, как правильно выговаривать звук [ж]?
Губы сделали окошком,
Язычок поднять немножко,
Горлышко у нас дрожит,
Из окошка звук бежит: ж-ж-ж
Жук: Ж-ж-ж, спасибо, я снова могу петь. Давайте споем вместе: (с движениями)
На поляну жук влетел, зажужжал он и запел: (ж-ж-ж)
Вот он вправо полетел – (каждый вправо посмотрел, следим за движением руки)
Вот он влево полетел – (каждый влево посмотрел).
Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть. (Грозим пальцем)
Жук наш приземлился, зажужжал и закружился. ( Присели, круговые движения руками)
Жук, вот правая ладошка, (посиди немножко),
Жук, вот левая ладошка – (посиди немножко).
На носочки мы привстали, но жука мы не достали. (Тянемся руками вверх)
Хлопнем дружно: (Хлоп, хлоп, хлоп),
Чтобы улететь он смог.
Жук: Идите по тропинке, я тож-ж-же полечу к Мишутке.
Учитель-логопед: А вот и домик Мишутки. Посмотрите сколько подарков. Но почему они все разбросаны, а Мишутка расстроен? Изобразите, как расстроен Мишутка.
Но он увидел нас и уже улыбается. Покажите, как Мишутка радуется. Мы тоже ему рады. Сейчас я тихонько спрошу, кто его расстроил, может быть, мы сможем помочь. (Мишутка на ушко рассказывает о своей печали)
- Ребята, оказывается жук от радости опрокинул коробки с подарками, в зеленой коробке - были подарки со звуком [ш] (лучшие), а в желтой – со звуком [ж] (неожиданные). Помогите Мишутке, пусть ничто не омрачит праздник.
Дети разбирают подарки и проговаривают:
«Вкуснейшую шоколадку надо положить в зеленую коробку, а мороженое с ежевикой в желтую. Желтый жилет положу в коробку, где неожиданные подарки, а игрушечную машину, где лучшие. Кожаный бумажник – к неожиданным подаркам, шерстяную шапку и шарф – к лучшим. Оранжевые лыжи надо положить в желтую коробку, а школьные карандаши – в зеленую.»
Учитель-логопед: Теперь Мишутка не расстроится. А для большей радости поздравьте его ребята и пожелайте ему, что бы вы хотели пожелать.
1-й ребенок: Желаю тебе хороших друзей!
2-й ребенок: Желаю крепкого здоровья!
3-й ребенок: Желаю больших успехов!
4-й ребенок: Будь всегда таким же добрым, пусть все тебя уважают и всегда приглашают в гости.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Но ведь у нас есть еще один подарок для
Мишутки. Давайте споем имениннику песню:
У Мишутки, у Мишутки день рождения,
Приготовили Мишутке угощенье:
Мармелад и шоколад, вафли, торт и лимонад,
И орехов и конфет
Будь здоровым много лет!
Учитель-логопед: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Мишуткой: До свидания!
- Садимся в машину: Поехали!
Физкультминутка: «Машина»
У машины есть мотор, ( Дети вращают руками со сжатыми кулаками на уровне груди)
Есть колеса ( Поочередно прикасаются к подушечке большого пальца кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца).
В ней шофер. (Имитируют управление автомобилем - крутят руль).
Только я в машину сяду - (приседают - руки вперед, затем встают).
Вмиг домчит куда мне надо! (Хлопают в ладоши).
Учитель-логопед: - Ребята, а что вам больше всего запомнилось в нашем путешествие? Что понравилось? (ответы детей). А мне понравилось, какими вы были ловкими, внимательными. Помогли Мишутке.
Литература:
1. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001г.
2. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», Москва Владос, 2001 г.
3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1994.
Скачать вложение