В умелых руках дело спорится (По произведению В. Сутеева «Разные колеса»)
Автор: Заикина Анна Николаевна, Рода Ольга Александровна, Чернышева Ирина Николаевна, воспитатели Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. РязаньКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания
В наше время необходимо приобщать детей к чтению художественной литературы. Книга совершенствует ум ребенка.
Образные, яркие выражения, сравнения, способствуют развитию выразительной речи, помогают познавать окружающий мир, развивать творческие способности детей. Задача взрослого состоит в том, чтобы через сказку, в увлекательной форме и доступными для понимания словами, показать поступки и жизнь героев, помочь понять к чему может привести данный поступок, вместе с героями пережить радость или разочарование, проявить смекалку, проиграть жизненные ситуации. В образовательной программе «Развитие читательских умений детей раннего и дошкольного возраста (от 2 до 7(8) лет)» О.В.Чиндиловой, которая является частью основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100», подобраны литературные произведения с учетом возрастных особенностей детей и их читательских умений. Так, в 5-6 лет отношение детей к миру становится более сложным, а восприятие художественной литературы остается непосредственно эмоциональным, они начинают осмысливать само содержание. Важно не только прочитать текст, но ипонять его. Технология продуктивного чтения помогает полноценно воспринимать и понимать текст. Возрастные особенности детей 5-6 лет позволяют определить такие задачи приобщения ребёнка к книге, как:
-
учить детей выражать своё отношение к прочитанному, услышанному;
-
учить детей сопереживать, сочувствовать литературным героям;
-
формировать у детей первоначальные представления о построении художественных текстов, об их жанровых особенностях;
-
развивать творческое воображение детей.
Рассмотрим решение данных задач при применении технологии продуктивного чтения-слушания на примере произведение В.Сутеева «Разные колеса».
Цель воспитателя |
Способствовать развитию умения воспринимать текст на слух, понимать его и пересказывать. Воспитыватьу детей желание трудиться сообща,оказывать друг другу взаимопомощь. |
|
Предварительная работа: |
Знакомство с пословицами о труде, смекалке и дружбе; знакомство с разными колесами (знакомство с колесом), связь с современным колесом обозрения. Беседа о том, как надо слаженно и дружно житьи трудиться. |
|
Оборудование: |
Иллюстрации к произведению, MP3 запись фрагмента песни «Песенка друзей"; портрет В.Сутеева. Презентация сказок В. Сутеева. |
|
Художественная задача текста |
Способствовать пониманиюдетьми ситуации, о том, что проявляя смекалку можно создать много нужных и полезных вещей. |
|
Этапы деятельности |
Задачи |
Действия воспитателя и детей |
1. Мотивационный этап (до чтения) |
Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться выражать свою точку зрения. |
Дети сидят полукругом. Воспитатель: Отгадайте сказку, о которой мы сегодня будем говорить, а поможет нам в этом загадка:
В телеге нет меня главней,
Это сказка про разные колеса и что с ними случилось. А вы знаете кто автор этой сказки? |
2. Ориентировочный этап (до чтения) |
Создать условия для формирования желания прочитать сказку и получить ответ на вопросы. |
(Рассматривание иллюстраций к сказке) |
3.Исполнительский этап (во время чтения) |
- Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание сказки, развивать логическое мышление, сопереживать героям, оценивать их поступки.
|
В. Сутеева« Разные колеса»
Стоит пенёк, на пеньке - теремок. |
3.2. Физкультминутка: |
Создать условия для двигательной активности. |
Утром дети в лес пошли ( идут высоко поднимая ноги) |
3.3. Обобщающая беседа (после чтения) |
Создать условия для
|
Беседа по сказке |
3.4. Выражение своего отношения к содержанию текста (После чтения) |
Создать условия для |
- Чему научили вас наши герои? |
3.5. Работа с пословицами |
Создать условия для понимания смыла пословиц и их запоминания. |
- Какие пословицы подходят к нашей истории? |
4. Рефлексивный этап |
- Создать условия для обращения детей к личному опыту. |
- Правильно ли мы догадались в начале, рассматривая иллюстрации, о чем будет произведение? |
5. Перспективный этап |
- Создать условия для применения полученных знаний на практике. |
- А теперь, давайте с вами соберем из конструктора нужные предметы, у которых есть колесо и которые пригодятся нам в хозяйстве. |
Литература:
1. Картотека физминутки [Электронный ресурс]. – URL: https://doshkolnik.net /fizkultminutki/fizminutka-pro-griby.html (Дата обращения 10.12.2019).
2. Паршина С. В. Технология продуктивного чтения – слушания как средство формирования читательских умений дошкольников (вебинар) [Электронный ресурс]. – URL: http://school 2100.com/kursy /webinars/ (Дата обращения 09.12.2019).
3. Песня «Если с другом вышел в путь» (сл. М.И. Танича; муз. В.Я. Шаинского ) [Электронный ресурс]. – URL: https:// ru-drivemusic.net (Дата обращения 11.12.2019).
4. Сутеев В.Г. Сказки и картинки. – М.: АСТ, Астрель, 2014. – 49 с.
5. Чиндилова О.В. Образовательная программа развития читательских умений детей раннего и дошкольного возраста (от 2 до 7(8) лет) [Электронный ресурс]. – URL: https://docviewer.yandex.ru/ view /0/?page=1&*= (Дата обращения 10.12.2019).
Презентации к занятию во вложении (zip, 4Mb)
Скачать вложение