Веселое путешествие в страну Математика
Автор: Спасская Анна Викторовна, воспитатель МАДОУ детский сад № 35 г. РязаниКонспект НОД для детей старшего и подготовительного возраста
Аннотация
Основная цель конспекта НОД – это формирование элементарных математических представлений у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Задания, соответствующие ФГОС ДО, представлены в игровой форме и выстроены таким образом, чтобы усложнить задачу для ребенка. В ходе занятия у детей развивается познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание. Так же дети приобретают знания о числе, величине, пространстве и времени. Формируют навыки и умение в счете. Воспитывают самостоятельность в выполнении поставленной задачи.
Занятие проходит в игровой форме. Оно не утомляет маленьких «математиков», а лишь способствует лучшему запоминанию математических категорий. Программный материал подбирается и предлагается детям с учетом возраста и принципа развивающего обучения. Благодаря всему этому дети смогут весело и с пользой провести время на занятии, расширить свой кругозор, проявить интерес к математике, потренировать память, внимание, логику. К занятию прилагается наглядный (демонстрационный) материал, с помощью которого реализуются цели и задачи.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика» в соответствии с ФГОС ДО.
Программные задачи
1. Систематизировать знания о составе чисел.
2. Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание, с опорой на наглядность.
3. Закрепить знания о геометрических фигурах.
4. Закрепить знания о времени суток.
Методы и приемы:
1. Словесный - вопросы, беседа, пояснения;
2. Игровой - дидактические игры: «Когда это бывает? Кто самый умный?»
3. Наглядный - карточки с цифрами, задания в конвертах, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.
Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: пальчиковые игры, задачи на логическое мышление.
Материал: ковер-самолет, карточки-цифры, конверты для заданий, карточки с изображениями предметов (1-9), три плоскостных изображения корзин (на каждой написана цифра: 5, 6, 7), грибы (на шляпках написаны примеры), картинки с изображением занятий ребенка в разное время суток, тарелка, дверь, крыша дома, огурец, кубик (картинки).
Ход занятия
Воспитатель: Усаживаемся на своих местах поудобнее и, естественно, не забываем про правильную осанку: спина к спинке стула, ноги стоят на полной стопе на полу. Все приняли правильное положение. Начинам наше не совсем обычное занятие.
- Ребята, сейчас я прочту вам письмо, которое вчера вечером получила из далекого - далекого Севера, от девочки по имени Адела, которое обозначает (Благородство). Там, далеко – далеко, на Севере, имена девочек и мальчиков могут отличаться от привычных нам – Маша, Катя, Ваня, Варя, Аня…Вот и эту девочку, которая нам прислала это письмо зовут непривычным для нас с вами именем Адела!
1. Мотивационный этап
- Я уже прочла письмо, когда его получила, а вы хотите послушать, что пишет девочка Адела с далекого Севера?
Ответ детей: Да, конечно, нам очень интересно.
- Ребята, я вам сейчас буду читать письмо, а выслушайте меня внимательно.
ПИСЬМО: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Адела. Мое имя означает благородство! Я живу очень далеко, на самом далеком Севере, но даже там, так далеко тоже есть детский сад, который я, с большим удовольствием и радостью посещаю и очень люблю. В моей группе есть девочки и мальчики, как и у вас, с которыми я дружу и играю. Но мне уже исполнилось семь лет и скоро я пойду в школу. Со своими друзьями я не расстанусь, потому – что почти все ребята идут со мной в один класс. Мы с друзьями очень этому рады… Наша воспитательница Майма Альмондовна очень хорошая и добрая, многому нас учит и подготавливает к школе. Ее имя Майма звучит очень близко к самому родному слову – мама. Когда мы только пришли в группу, совсем малышами, нам было как – то чуточку проще привыкать ко всему новому без мамы, так как Майма Альмондовна нам как вторая мама. Мы в группе с ребятами много времени посвящаем увлекательному занятию - математика. Мы учимся считать, решать примеры и разные задачи. Работаем и играем (конструируем) с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша. Дорогие ребята, мне очень хочется вам тоже рассказать и поделиться с вами некоторыми заданиями и предложить вам решить задачи, которые нам с друзьями очень понравились. Буду очень рада, если вы для себя откроете что – то новое и увлекательное, так же буду очень ждать ответа от вас. Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в «Страну – Математика». Думаю, что вам будет интересно. Там ждут вас различные интересные задания, замечательные игры, задачки. Если вы решите все мои задания, то вас ждет сюрприз. Желаю вам удачи и приятного путешествия.
Девочка Адела,7 лет»
Воспитатель обращается к детям
2. Ориентировочный этап
- Ну что, ребята, хотите совершить путешествие в «Страну -Математика?»
- Перед тем, как отправится в страну «Математика», мне хотелось бы проверить ваши знания. Я сейчас вам буду задавать вопросы, а вы должны быстро на них ответить.
- Итак, приготовились, начинаем.
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какое время суток?
- Сколько дней в неделе?
- Назовите дни недели по порядку?
- Назовите дни недели в обратном порядке?
- Назовите «соседей» понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы, субботы, воскресенья?
- Сколько месяцев году?
- Какой месяц в году первый?
- Какой месяц в году последний?
- Молодцы, ребятки! Хорошо, а самое главное, быстро и правильно отвечали! Ну что ж, телепортируемся! Наша телепортация в страну Математика будет совершена на «ковре-самолете». Давайте все сейчас возьмемся за руки и закроем глаза (звучит музыка-релаксация, классика «Вальс цветов П. И. Чайковский»). А теперь открываем глазки. Телепортация совершена. Мы в стране Математика! Посмотрите сколько здесь всего интересного. Геометрические фигуры, кубики мягкие и большие, наборы блоков Дьенеша и палочки Кюизенера, о которых нам в своем письме рассказала Адела, но и мы тоже много раз применяли данный материал на наших занятиях. Посмотрите ребята, а еще здесь лежит какая-то очень необычная коробка (открываем, а там конверты с заданиями).
3. Исполнительский этап
Давайте посчитаем конверты
- Сколько их? (5)
- Какого они цвета?
- Что на них написано?
- Правильно! 5 конвертов и все они разного цвета и на каждом конверте стоит цифра, которая указывает номер конверта.
- Давайте откроем первый конверт.
- Какого он цвета? (Красного)
- Вот в этом конверте находится такое задание: нужно посчитать предметы и показать цифру в числовом ряду (на 1 меньше, на 1 больше) количества предметов, а помогут вам в этом задании, уже знакомые для вас, палочки Кюизенера.
Уберите в числовом ряду:
- самую большую цифру;
- самую маленькую цифру, но не ноль;
- цифру на 1 больше цифры 4;
- цифру, стоящую перед цифрой 7;
- цифру, стоящую после цифры 3;
- цифру, которая ничего не значит;
- цифру на 1 меньше 8;
- цифру 8;
- цифру на 1 больше 2;
- какая цифра осталась? (2)
- Вы справились с первым заданием. А теперь открываем конверт с цифрой…2 (отвечают дети).
- Какого цвета конверт? (Синего)
Задание:
- Я буду называть предметы, а вы должны мне показывать геометрические фигуры, на которые они похожи. В этом задании вам помогут тоже знакомые для вас блоки Дьенеша. Готовы?
- Тарелка, кубик, дверь, крыша дома, огурец. Какие еще предметы, похожие на круг вы знаете? (Шар, воздушный шарик, солнце).
- И снова вы меня порадовали тем, что хорошо выполнили и это задание.
- Теперь, ребята, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Дети садятся за столы.
- Ребята, а вы любите собирать грибы? (Ответы детей).
- Следующее задание такое. Конверт № 3. (Зеленый)
- Что у вас на столах?
- Что написано на корзинах?
- Что написано на шляпках грибов?
Ребята, у вас на столах корзины и грибы. На каждой корзине написана цифра: 5, 6, 7. На шляпках грибов написаны примеры. Нужно решить данные примеры и правильно разложите грибы по корзинам.
Приступаем (дети выполняют задание).
- Хорошо, вы справились и с этим заданием. Какие вы молодцы!
- Конверт № 4. (Желтый). А в этом конверте у нас дидактическая игра «Когда это бывает?».
Дети рассматривают картинки с изображением дел, заданий, занятий ребенка в разное время суток и рассказывают об этом: «Утром ребенок делает зарядку, днем – уроки, вечером играет, ночью спит».
- Для того, чтобы хорошо выполнить следующее задание проведем пальчиковую гимнастику:
«Пальчики уснули
В кулачок свернулись:
1, 2, 3, 4, 5
Захотели поиграть
Разбудили дом соседей (постучали кулачками)
Там проснулись шесть и семь (открываем пальчики на левой руке большой и указательный), а далее средний, безымянный и мизинец
8, 9, 10 – веселятся все.
Но пора обратно всем (обратный счет)
10, 9, 8, 7
6 – калачиком свернулся
5 – зевнул и отвернулся
4, 3, 2, 1 – снова в домике мы спим.
- Открываем последний 5-й конверт (Фиолетовый).
- Задание такое: Игра – соревнование «Кто самый сообразительный и умеет быстро считать?». Слушайте внимательно и отвечайте.
1. Сколько рогов у трех коров? (6)
2. По дороге на полянку 4 морковки зайка съел,
На пенек потом он сел и еще морковку съел.
Ну-ка, быстро сосчитай-ка, сколько съел морковок зайка. (5)
3. Сколько спинок у трех свинок? (3)
4. Сколько хвостов у двух котов? (2)
5. Сколько животиков у 5 бегемотов? (5)
6. Сколько рогов у 2 быков? (4)
7. Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
8. Сколько домишек у 100 муравьишек? (1)
9. Сколько ушей у 2 мышей? (4)
- Мы с вами выполнили все задания. Наше путешествие подошло к концу.
4. Рефлексивный этап
- Все задания девочки Аделы мы решили и выполнили теперь тоже напишем ей ответ. Ребята, хочу у вас спросить:
- Где мы путешествовали?
- Что было интересно?
- Что больше всего запомнилось?
- Молодцы, ребята, вы все дружные и активные, хорошо и правильно отвечаете, за такую активную работу я вас благодарю. Как и обещала Адела в своем письме, для вас есть сюрприз. На следующем занятии мы с вами отправимся к ее другу Тимуру, который тоже приготовил для нас весёлую игру.
- Девочка Адела благодарит нас и прислала для вас подарки: цветные карандаши, которые обязательно нам пригодятся как на занятиях, так и на рисовании. И мы с вами тоже благодарим Аделу за прекрасное путешествие и ее задания. До свидания!
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Информационно-правовой портал ГАРАНТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 08.04.2021)
2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
3. Стожарова М.Ю. Математика - Учимся, играя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. -203 с.
Конспект во вложении (pdf 300KB)
Скачать вложение