Весна пришла
Автор: Прохина Галина Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 105», г. РязаньКонспект занятия НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе.
Цель: Организовать художественно-эстетическую и познавательную деятельность детей по закреплению представления о жанре искусства - пейзаж.
Задачи:
1. Организовать мотивацию детей.
2. Создать условия для закрепления признаков ранней весны; для умения композиционно располагать сюжет на листе бумаги.
3. Организовать практическую деятельность детей с использованием различных нетрадиционных техниках рисования(тычком жёсткой кисти, смятой бумагой, восковыми мелками).
4. Создать условия для развития воображения, творческих способностей, внимания и активизации словарного запаса по теме занятия (ранняя весна, пейзаж, весенний пейзаж, проталины).
5. Способствовать пробуждению эстетического вкуса при рассматривании весенних пейзажей.
Предварительная беседа: Беседа о весне. Рассматривание репродукции картин: «Весна. Большая вода» И. Левитан. Чтение художественных произведений о весне. Наблюдение об изменениях в природе весной. Тонирование бумаги.
Материалы и оборудование: Листы тонированной бумаги, гуашь, жёсткие кисточки №6, бумага на каждого ребёнка, влажные салфетки, заготовки для моделирования пейзажа (солнце, дерево, ручей, грач, проталины, цветы).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Руку другу протяни (дети стоят в кругу),
Крепко за руки возьми (держаться за руки),
Справа друг и слева друг (поворачиваются и смотрят друг на друга),
Получился дружный круг (поднимают руки вверх).
Добрый день вам, детвора,
Рада видеть вас всегда!
- Дети, хотите узнать, что мы будем сегодня рисовать?
Дети: Да.
Воспитатель : Отгадайте загадку, а здесь спрятана отгадка, что мы будем рисовать (воспитатель показывает на мольберт).
Слушайте внимательно.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется …. (пейзаж).
Дети: Пейзаж.
Воспитатель: Сейчас проверим, правильно ли вы отгадали загадку? (Воспитатель открывает мольберт, на котором расположены картины осеннего, зимнего, весеннего и летнего пейзажа).
- Дети как называются эти картины?
Дети: Пейзаж
Воспитатель: Что художник изображает на картинах , когда рисует пейзаж?
Дети: Природу.
Воспитатель: Красиво художник изобразил природу на этих картинах?
Дети: Да, очень красиво!
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Значит, мы с вами будем рисовать какой пейзаж?
Дети: Весенний.
Воспитатель: Давайте оставим на выставке только весенний пейзаж. (Дети убирают лишние картины).
- Почему вы решили, что это весенний пейзаж? На картинах изображена ранняя или поздняя весна? Что происходит в природе ранней весной?
Дети: С каждым днём становится теплее, снег начинает таять, появляются ручьи, проталины, первая травка, первые весенние цветы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что весна не везде такая как у нас?
Например, в Африке круглый год жарко и не бывает снега, и весной он не тает, нет в Африке и первых цветов.
Предлагаю вам нарисованные пейзажи и отправить в Африку, чтобы дети живущие там узнали, какая у нас красивая весна.
- Ребята, хочу вам напомнить, каждый художник прежде чем написать картину, должен представить как она будет выглядеть, где на картине будут располагаться большие предметы, а где маленькие.
- Давайте составим (смоделировать) свой весенний пейзаж. (Дети подходят к столу, на котором лежат заготовки для моделирования пейзажа и составляют свой пейзаж).
Воспитатель: Сейчас проверим, правильно ли вы составили пейзаж.
(Воспитатель совместно с детьми проверяет, правильно ли расположены большие и маленькие предметы в композиции).
- Замечательные пейзажи у вас получились!
- А теперь отдохнём.
Физкультминутка:
Солнце стало пригревать (руки вверх, потянулись),
Стали капельки стучать (кулачки стучат).
Капля – раз, капля – два (руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх).
Капля медленно сперва (хлопают в ладоши),
А потом, а потом (прыжки),
Всё бегом, бегом, бегом (медленный бег на месте).
Всё быстрей, быстрей, быстрей (быстрый бег на месте).
Бежит маленький ручей (приседание)!
Воспитатель: Теперь пройдём в нашу мастерскую и начнём рисовать весенний пейзаж.
- Ребята , чем сегодня мы будем рисовать?
Дети: Жёсткой кисточкой.
Воспитатель: Как называется этот способ?
Дети: Рисование тычком.
Воспитатель: Давайте вспомним, как правильно рисовать этим способом.
- Предлагаю тычком нарисовать грача.
- Что можно нарисовать восковыми мелками?
Дети: Деревья, проталины.
Воспитатель: Проталины можно нарисовать смятой бумагой.
- Чтобы наши пальчики хорошо работали, сделаем для них гимнастику и приготовим смятую бумагу.
Пальчиковая гимнастика.
Лист бумаги мы сминаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся катаем,
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать,
Будем мы им рисовать.
- Теперь можно начать рисовать (звучит спокойная музыка).
- Сядьте удобно, спину выпрямите, ноги поставьте прямо, голову низко не наклоняйте. (Дети рисуют. Воспитатель наблюдает, оказывает необходимую помощь).
- Ребята, кто закончил рисовать, наведите порядок на своём столе, задвиньте стул и несите работы мне. (Воспитатель размещает работы детей на магнитной доске, дети рассматривают выставку).
Рефлексия.
- Какой красивый получился весенний пейзаж!
- Ребята, а вам нравятся ваши картины?
- С помощью чего, каким способом вы их нарисовали?
- Что такое пейзаж?
- Ребята, когда рисунки высохнут, мы отнесём их на почту и отправим детям в Африку, чтобы они узнали какая у нас в России весна.
Литература:
1. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.
2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет- М.: «Издательский центр ГНОМ и Д», 2007.
Скачать вложение