Возвращение к истокам
Автор: Артёмова Ольга Викторовна, инструктор по физической культуре, МАДОУ «Детский сад №34» г. Рязань(Из опыта работы)
Я работаю в детском саду (в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Рязани «Детский сад № 34») инструктором по физическому воспитанию в течение 25 лет. Наряду с развитием физических качеств детей, укреплением их физического здоровья, я считаю, что не менее важно развивать и духовное здоровье подрастающего поколения, формировать нравственные и морально-волевые качества.
Приоритетом в этом направлении я считаю обращение к истокам, фольклору. Одним словом, всем средствам, которые способствуют развитию патриотизма у детей. Так, в 1999 году, мною была защищена и адаптирована педагогическая технология «Активизация педагогического процесса на занятиях по физической культуре у дошкольников, посредством применения русского фольклора». Основной направленностью данной технологии является внедрение элементов фольклора во все виды физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Проблемой в развитии патриотизма у дошкольников является оторванность от наших родных корней. Дети рождаются и живут в городе, то есть в стремительно меняющемся информационном пространстве, в котором порой нет места родным сказкам, песням, стихам, где забыты обычаи, предания.
Мало того, не все дети знают даже домашних животных, а уж тем более видят их.
Недавно я стала свидетелем того, что взрослые дети, лет 10-12, не смогли узнать овцу и долго думали – кто же это может быть?
Всё это побудило меня в наиболее лёгкой понятной форме – стихотворной – рассказать детям о том, как живёт деревня, как трудятся люди на своей земле, помочь открыть им животных и птиц, которые окружают нас. В общем, попытаться вернуться к своим корням.
В деревне
Каждый человек, наверное,
Приезжал хоть раз в деревню.
Видел лес и видел поле,
Речку, русское раздолье.
И людей, что там живут –
Их крестьянами зовут.
Крестьяне
У крестьянина с утра
Много разных дел.
Надо за день столько сделать –
Я бы не сумел!
И корову подоить,
И скотину накормить,
Всё убрать, чтоб было чисто,
Сена накосить,
А потом скорее в поле,
В огород спешить.
Попасти скотину надо,
Вновь корову подоить,
И про маленьких детишек
Тоже не забыть.
На ногах весь день крестьянин
С завтрака до ужина.
Всё успел и всё он сделал,
Ведь крестьянин – труженик!
На дворе
Надо знать и взрослому,
Да и детворе:
Что же у крестьянина
На его дворе.
Открываем дверь: «ЗдорОво!»
«Му!» - ответила корова.
Матушкой, кормилицей
Коровок все зовут,
Потому что нам они
Молоко дают.
Рядом с мамою – коровой
В закутке её ребёнок
С мокрым носом,
Мягкой шёрсткой
Пёстрый, ласковый телёнок.
А внизу, в хлеву – смотри –
Поросята: раз, два, три,
Вот четыре, вот и пять,
Трудно нам их сосчитать.
Все резвятся, бегают.
Хрюкают, играют.
Свиноматке – мамочке
Отдыхать мешают.
Вот овечки и барашки – все в шерсти,
А шерсть в кудряшках.
И ягнята тут играют –
Так их деток называют.
Вот на двор идут цепочкой
Гуси в красных лапоточках.
«Га-га-га!» - они кричат,
Подходить к ним не велят.
А в загоне - том, что рядом –
Стоит лошадь – работяга.
Хоть ещё и молода,
Возит сено и дрова,
Вот немного подрастёт
И тогда пахать начнёт.
Сколько жителей здесь разных?
Вот ещё – в рубахе красной,
С ярким красным гребешком –
Он зовётся петушком.
С ним и куры и цыплятки – непослушные ребятки.
Курица кричит: «Куда?
Ой пропали, ой беда!»
Тут цыплятки прибегут:
«Здравствуй, мамочка! Мы тут».
Вот оно какое –
Крестьянское подворье!
Пчёлы
Со двора выходим в сад.
Видим – домики стоят:
Вместо дверки – дырочка
И не крыша – крышечка.
Маленькие домики!
Кто живёт в них? Гномики?
Мимо пчёлка пролетела.
Прямо к дырочке присела,
А оттуда – посмотри –
Лезёт сразу три пчелы.
Человек здесь ходит в маске,
Ловко крышку открывает
И спокойно, без опаски.
Мёд у пчёлок забирает.
Всё понятно – это вот
Перед нами пчеловод.
Его пчёлы не пугают,
Он их любит. Охраняет.
Ну, а пчёлы за заботу
Разрешают брать их соты.
В сотах этих мёд густой,
Он душистый, золотой,
Липовый, цветочный –
Вкусный! Это точно!
А домишки для пчелы
Называются ульи,
Место, где они живут
Люди пасекой зовут.
Хорошо жить на природе!
Впереди, за огородом
Сразу луг, потом река,
В небе ходят облака.
За рекой дремучий лес –
Сосны, точно до небес!
Но про лес мы знаем много
И пойдём другой дорогой,
Мы отправимся, дружок,
На зелёненький лужок.
Разобраться помогу, что творится на лугу.
На лугу
Июнь месяц закатился –
Сразу луг наш нарядился:
Взял платочки из ромашек,
И из клевера оборки,
Васильки горят как глазки,
На зелёненьком пригорке.
Платье новое, смотри-ка –
По подолу земляника,
Зверобой и иван-чай
Разбежались по плечам.
Любовалось лугом солнце,
Вышло в небо ранним утром,
Улыбалось колокольцам, согревало незабудки.
Луг цветёт! В разгаре лето.
Как приятно видеть это!
Насмотреться не могу
Как красиво на лугу.
Овечки
На пригорке возле речки
Ходят толстые овечки.
Отчего они толсты?
Отчего они чисты?
Потому что, их хозяин –
Наш знакомый пастушок.
Каждый день гоняет стадо
На зелёненький лужок.
Там насытятся травою,
Там умоются росою.
Оттого-то и толсты,
Оттого-то и чисты.
Говорушки
Только дождь прошёл, как вдруг!
Разукрасился наш луг.
И кружком и строчкой
Вырасли грибочки.
Тоненькие. Чистые,
Шляпки золотистые.
Эти дружные ребята
Называются опята.
Но опята не лесные,
Что толпятся на пеньке,
А опята луговые,
И скрываются в траве.
Если ты, придя на луг,
Их в траве увидел вдруг,
Значит, гриб в лесу пошёл
И к нам просится на стол.
Как об этом мы узнали?
Говорушки подсказали.
Стадо
Это просто видеть надо!
Предо мной возникло стадо.
Может, двести в нём коров
И четыреста рогов.
С ними бык – хозяин стада,
Подходить к нему не надо.
Травку щиплют все, жуют
И из речки воду пьют.
А как только наедятся,
На траву они ложатся.
Сочная трава сладка,
Будет много молока!
Мышь
Я прилёг на луг и слышу…
Всё шуршит! Да это мыши!
Всюду бегают, снуют,
Сладкую траву грызут,
А над ними ястреб вьётся,
Только мышка не даётся.
Ястреба она увидит,
Вся сожмётся, ловко прыгнет,
В норку – юрк! И там сидит,
Ястреб с луга прочь летит.
Чибис
На лугу и птиц немало,
Только что одна дремала,
Вдруг проснулась, поднялась
И над нами пронеслась.
Чёрно-белый сюртучок,
На головку – колпачок.
Кто же это? Догадался?
Это чибис – куличок.
На лугу лишь снег растает
Он к нам с юга прилетает.
Гнёзда вьёт вокруг болот и кричит, а не поёт.
«Чьи-вы, чьи-вы, чьи-вы,
Чьи?» - вот как чибис наш кричит.
Щурка
В речке чистая вода,
Над рекою провода.
Вот на провод села птица.
Как же тут не подивиться?
Грудка ярко-голубая,
А головка – золотая,
Золотые крылышки
Светятся, сверкают,
Птичку эту дивную
Щуркой называют.
Эта птица не проста
И не вьёт она гнезда,
А живёт в песчаной норке,
Что у речки на пригорке.
А ещё вот эту птицу очень пасечник боится.
Наша щурка бедокурит –
Достаёт пчелу из ульев,
Клюв свой длинный навостряет,
Пчёлкам жить она мешает.
Вечер
Вечер опускается
На зелёный луг.
Длинный день кончается,
Грустно стало вдруг.
От реки по берегу
Стелется туман,
Всё притихло, замерло,
Знать, пора и нам.
Вдоволь нагулялись мы,
Отдохнём пока.
Дома ждёт нас бабушка
С кружкой молока.
Скачать вложение