Язык эмоций лирики Сергея Есенина – наставник душ человеческих
Автор: Князева Юлия Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №140», г. Рязань«Что может быть драгоценнее,
как входить в общение
с мудрейшими людьми мира….»
Л.Н.Толстой.
Разум, чувства, сознание. Мы не погрешим против истины, назвав жизнь человеческую сплавом разума и чувства. И если разум в жизни занимает место своеобразного фундамента и каркаса, то не менее важную роль играют и эмоции. Благотворному влиянию эмоций обязано человечество рождением истинных шедевров.
Язык эмоций понятен всем. Он ярко и образно передает информацию об эмоциональном состоянии человека. Даже в обычной речи мы больше склонны верить эмоциональной окраске речи, чем ее логическому смыслу. В самом деле эмоции – это полная характеристика человека и свойств его личности.
Откуда же человек наиболее полно может черпать эмоции? Задайте этот вопрос любому. Очевидно, что самым распространенным будет ответ: из жизни. И это верно. Огромен и безграничен океан эмоций. Но все же, у всего безграничного есть начало. Есть то, откуда берет свое начало эмоциональная сторона человеческой души. И мало кто может оспорить тот факт, что одним из самых мощных поставщиков чувств и ощущений является литературный мир.
В наши дни, когда утрачиваются многие ценности, когда наш век скоростей диктует «проглатывание» информации, теряется интерес к чтению, а к чтению поэзии – особенно, просто необходимо остановиться и обратиться к чтению стихов. Особенно нам, кому повезло быть земляками такого гениального поэта как Сергей Александрович Есенин. Ведь что, как не его стихи, подкупают нежностью, искренностью, ярчайшей эмоциональностью? И что, как не его стихи, могут стать отправной точкой для первого ознакомления нашего будущего – детей – с эмоциональной стороной познания мира, со сложностью бытия и судеб?
«Я сердцем никогда не лгу», - говорил о себе С. Есенин. И правду жизни всегда стремился передать в своих лирических произведениях.
Краски, запахи, ощущения – все у поэта едино, сливается в единство внешнего и внутреннего мира, расцвечивается самыми разнообразными эмоциональными окрасами, что и составляет единую чувственно-цветовую палитру.
В современном мире, где все меньше остается места для лирично-философских форм литературы, поэзия Есенина является “магнитом” для пристального внимания и изучения филологов и педагогов, неиссякаемым “колодцем“ для познания чего-то нового и интересного.
Оказывается, «цветовую» палитру стихов Есенина можно выразить в процентном эквиваленте. А соотнеся гамму его любимых цветов (золотой, голубой, рыжий, малиновый) с палитрой живописи древней Руси, поэзия Сергея Есенина схожа с древней фресковой живописью.
Не эта ли свежесть восприятия и передачи яркоцветности поможет нашим маленьким читателям (детям) получить самые первые впечатления о родной природе и окружающей действительности?
Очень рано многие говорят о том, что о творчестве С. Есенина все сказано. Неправда! Открывая томик стихов поэта, каждый открывает своего Есенина. Для многих читателей Есенин – это Россия. А его стихи о России – это многогранные разговоры о Руси, ее природных просторах, простоте и традициях деревенской жизни, о нелегкой судьбе людей и «братьев наших меньших». Не эти ли темы являются ключевыми при ознакомлении детей с окружающей действительностью? Не эти ли темы есть начало воспитания патриотических чувств, мыслей, эмоций? Не упускаем ли мы в гонке за новыми методиками и технологиями «зерно» исконно русского национального достояния? Этот вопрос должен задать себе каждый из нас, особенно те, кто связан с детьми.
Рассматривая С. Есенина как поэта глубоко душевного и тонкого, мы не можем не вспомнить и о такой концепции как соционика (для непосвященных, это наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, помогающая установить литературно-художественные ассоциации). О ней ведется сейчас много споров. Но именно соционика дает возможность человеку ассоциировать себя и других с миром литературы, проиллюстрировать себя на эмоциональном уровне. И именно поэтому соционика интересна нам, педагогам, при работе с детьми, помогая составить психологический портрет личности, найти свое место в мире.
Уже в раннем детстве, наблюдая за ребенком, можно определить если не полный его социотип, то, по крайней мере, его сильные стороны, выраженные в определенных соционических функциях либо признаках. В детском возрасте человек особенно близок к психотипу «Есенин».
Он очень хорошо осознает эмоции, очень тонко чувствует, хочет проживать свое время так, как ему нравится: интересно и приятно.
Самое главное для «есенина» - это его настроение. Ему хочется светлого, радостного, возвышенного душевного состояния, когда в душе ничего друг другу не противоречит, нет никаких сомнений. Его настроения могут быть очень разные, как комфортные, так и некомфортные.
«Есенин» - интроверт, но внутри у него океан бушующих эмоций. Эти эмоции он может выплескивать из себя, меняя при этом эмоции окружающих людей.
Маленький «Есенин» и сам постоянно наполняется эмоциями из окружающей его среды.
Не правда ли, все это нам знакомо и является чистым листом, бескрайним полем для посева всего хорошего и доброго? Так почему мы, взрослые, тогда теряем время? Теряем навсегда и безвозвратно?
Люди, события, время, эмоции – вот области притяжения интересов данного психотипа! Ведь при умелой направленности жизненные драмы, события, связывающие людей, фарсы, происходящие ежедневно, превратности их судеб, иррациональный мир мечты, великолепные путешествия в мир природы – все это способен подарить ребенку в первую очередь мир творчества поэта Есенина! И конечно, хочется отметить, что результат воспитания зависит от того, в какой среде развивается личность: достаточно ли ценится в этой среде духовность, эмоциональность, чувственность, есть ли возможность оторваться от бытовой стороны нашей жизни.
Наша обыденная жизнь переполнена рутиной. Рутина на работе, рутина дома, рутина в мыслях, рутина в общении. Многие ли из нас, выходя из детского и юношеского возраста, переполненные восторженным восприятием мира, стремятся привить эту особенность своим детям? Часто ли обращаемся мы к прекрасному, светлому, или только на дату годовщины дня рождения поэта вспоминаем о нашей принадлежности к миру «страны березового ситца»? Узнают ли наши дети случайно услышанные строки стихотворения или прекрасный златокудрый облик на портрете? Сможем ли мы вместе с ребенком спеть хотя бы одну из песен, переложенных на слова Есенина? Пребываем ли мы в контакте с чувствами своих детей так, как поэт пребывал в контакте с нами?
Хочется, чтобы мы, взрослые, чаще задавались этими вопросами. Ведь от того, как мы воспринимаем мир, а мир литературы особенно, будут воспринимать его и наши дети, а следовательно, и потомки. Ведь эмоциональность восприятия определяет и модель поведения.
Сможет ли человек, любящий и чувствующий прекрасное, варварски отнестись к близким, природе или животному? Не в этом ли актуальность постановки главных вопросов современности?
Огромное море человеческих эмоций суждено «пропустить через себя» каждому из нас, начиная с детства. Каждый осилит его сам, своим путем. Но бесспорно одно. Только книга помогает нам у других людей учиться хорошему. Только книга поможет открыть человеку тайны его собственной души, для чего он жил и за что боролся. И только книга поможет разобраться в своих мыслях и прийти к определенному выводу. И задача каждого человека, и взрослого, и ребенка, найти на своем долгом жизненном пути такую КНИГУ. Несомненно, одна из них – томик поэзии Сергея Александровича Есенина…
Язык эмоций понятен всем. Он ярко и образно передает информацию об эмоциональном состоянии человека. Даже в обычной речи мы больше склонны верить эмоциональной окраске речи, чем ее логическому смыслу. В самом деле эмоции – это полная характеристика человека и свойств его личности.
Откуда же человек наиболее полно может черпать эмоции? Задайте этот вопрос любому. Очевидно, что самым распространенным будет ответ: из жизни. И это верно. Огромен и безграничен океан эмоций. Но все же, у всего безграничного есть начало. Есть то, откуда берет свое начало эмоциональная сторона человеческой души. И мало кто может оспорить тот факт, что одним из самых мощных поставщиков чувств и ощущений является литературный мир.
В наши дни, когда утрачиваются многие ценности, когда наш век скоростей диктует «проглатывание» информации, теряется интерес к чтению, а к чтению поэзии – особенно, просто необходимо остановиться и обратиться к чтению стихов. Особенно нам, кому повезло быть земляками такого гениального поэта как Сергей Александрович Есенин. Ведь что, как не его стихи, подкупают нежностью, искренностью, ярчайшей эмоциональностью? И что, как не его стихи, могут стать отправной точкой для первого ознакомления нашего будущего – детей – с эмоциональной стороной познания мира, со сложностью бытия и судеб?
«Я сердцем никогда не лгу», - говорил о себе С. Есенин. И правду жизни всегда стремился передать в своих лирических произведениях.
Краски, запахи, ощущения – все у поэта едино, сливается в единство внешнего и внутреннего мира, расцвечивается самыми разнообразными эмоциональными окрасами, что и составляет единую чувственно-цветовую палитру.
В современном мире, где все меньше остается места для лирично-философских форм литературы, поэзия Есенина является “магнитом” для пристального внимания и изучения филологов и педагогов, неиссякаемым “колодцем“ для познания чего-то нового и интересного.
Оказывается, «цветовую» палитру стихов Есенина можно выразить в процентном эквиваленте. А соотнеся гамму его любимых цветов (золотой, голубой, рыжий, малиновый) с палитрой живописи древней Руси, поэзия Сергея Есенина схожа с древней фресковой живописью.
Не эта ли свежесть восприятия и передачи яркоцветности поможет нашим маленьким читателям (детям) получить самые первые впечатления о родной природе и окружающей действительности?
Очень рано многие говорят о том, что о творчестве С. Есенина все сказано. Неправда! Открывая томик стихов поэта, каждый открывает своего Есенина. Для многих читателей Есенин – это Россия. А его стихи о России – это многогранные разговоры о Руси, ее природных просторах, простоте и традициях деревенской жизни, о нелегкой судьбе людей и «братьев наших меньших». Не эти ли темы являются ключевыми при ознакомлении детей с окружающей действительностью? Не эти ли темы есть начало воспитания патриотических чувств, мыслей, эмоций? Не упускаем ли мы в гонке за новыми методиками и технологиями «зерно» исконно русского национального достояния? Этот вопрос должен задать себе каждый из нас, особенно те, кто связан с детьми.
Рассматривая С. Есенина как поэта глубоко душевного и тонкого, мы не можем не вспомнить и о такой концепции как соционика (для непосвященных, это наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, помогающая установить литературно-художественные ассоциации). О ней ведется сейчас много споров. Но именно соционика дает возможность человеку ассоциировать себя и других с миром литературы, проиллюстрировать себя на эмоциональном уровне. И именно поэтому соционика интересна нам, педагогам, при работе с детьми, помогая составить психологический портрет личности, найти свое место в мире.
Уже в раннем детстве, наблюдая за ребенком, можно определить если не полный его социотип, то, по крайней мере, его сильные стороны, выраженные в определенных соционических функциях либо признаках. В детском возрасте человек особенно близок к психотипу «Есенин».
Он очень хорошо осознает эмоции, очень тонко чувствует, хочет проживать свое время так, как ему нравится: интересно и приятно.
Самое главное для «есенина» - это его настроение. Ему хочется светлого, радостного, возвышенного душевного состояния, когда в душе ничего друг другу не противоречит, нет никаких сомнений. Его настроения могут быть очень разные, как комфортные, так и некомфортные.
«Есенин» - интроверт, но внутри у него океан бушующих эмоций. Эти эмоции он может выплескивать из себя, меняя при этом эмоции окружающих людей.
Маленький «Есенин» и сам постоянно наполняется эмоциями из окружающей его среды.
Не правда ли, все это нам знакомо и является чистым листом, бескрайним полем для посева всего хорошего и доброго? Так почему мы, взрослые, тогда теряем время? Теряем навсегда и безвозвратно?
Люди, события, время, эмоции – вот области притяжения интересов данного психотипа! Ведь при умелой направленности жизненные драмы, события, связывающие людей, фарсы, происходящие ежедневно, превратности их судеб, иррациональный мир мечты, великолепные путешествия в мир природы – все это способен подарить ребенку в первую очередь мир творчества поэта Есенина! И конечно, хочется отметить, что результат воспитания зависит от того, в какой среде развивается личность: достаточно ли ценится в этой среде духовность, эмоциональность, чувственность, есть ли возможность оторваться от бытовой стороны нашей жизни.
Наша обыденная жизнь переполнена рутиной. Рутина на работе, рутина дома, рутина в мыслях, рутина в общении. Многие ли из нас, выходя из детского и юношеского возраста, переполненные восторженным восприятием мира, стремятся привить эту особенность своим детям? Часто ли обращаемся мы к прекрасному, светлому, или только на дату годовщины дня рождения поэта вспоминаем о нашей принадлежности к миру «страны березового ситца»? Узнают ли наши дети случайно услышанные строки стихотворения или прекрасный златокудрый облик на портрете? Сможем ли мы вместе с ребенком спеть хотя бы одну из песен, переложенных на слова Есенина? Пребываем ли мы в контакте с чувствами своих детей так, как поэт пребывал в контакте с нами?
Хочется, чтобы мы, взрослые, чаще задавались этими вопросами. Ведь от того, как мы воспринимаем мир, а мир литературы особенно, будут воспринимать его и наши дети, а следовательно, и потомки. Ведь эмоциональность восприятия определяет и модель поведения.
Сможет ли человек, любящий и чувствующий прекрасное, варварски отнестись к близким, природе или животному? Не в этом ли актуальность постановки главных вопросов современности?
Огромное море человеческих эмоций суждено «пропустить через себя» каждому из нас, начиная с детства. Каждый осилит его сам, своим путем. Но бесспорно одно. Только книга помогает нам у других людей учиться хорошему. Только книга поможет открыть человеку тайны его собственной души, для чего он жил и за что боролся. И только книга поможет разобраться в своих мыслях и прийти к определенному выводу. И задача каждого человека, и взрослого, и ребенка, найти на своем долгом жизненном пути такую КНИГУ. Несомненно, одна из них – томик поэзии Сергея Александровича Есенина…
Скачать вложение