Загадочный камень. Магнит и его свойства.
Автор: Хвалова Елена Викторовна, воспитатель МАДОУ "Детский сад №34", г. Рязани
Познавательно-экспериментальная деятельность.
Цель: создать условия для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с понятием магнит.
- Формировать представление детей о свойствах магнита, о магнитном поле.
- Познакомить детей с понятием «магнетизм».
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
- Развивать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, стремления к самостоятельному познанию, размышления.
Воспитательные:
- Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыт.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
коробка, камень-магнит, иллюстрации к легенде о магнусе, пруд с рыбками, удочка, записки с заданием, интерактивная доска, «наураша в стране наурандии» – цифровая лаборатория для дошкольников, модуль «магнетизм», датчики модуля, набор магнитов, пластмассовый предмет.
Раздаточный материал (на каждого ребенка):
набор магнитов, пластиковые банки в виде «божьих коровок», набор предметов из разных материалов (дерево, резина, пластмасса, железо), Оборудование для опытов: колба, вода, поднос, песок, бумажный лист с изображением цветов, бумажная бабочка, скрепки железные.
Место проведения: лаборатория детского сада.
Методические приемы: загадка, рассказ, вопросы к детям, исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, использование интерактивных методов обучения.
предварительная работа:
- беседа «кто такой ученый, лаборант»;
- ответы на вопросы: «что такое исследование, опыт»;
- рассмотрение иллюстраций с изображением ученых, лаборантов, лабораторий;
- игра «поймай рыбку»;
- просмотр мультфильма «Сид – маленький ученый».
Форма организации: индивидуальная.
Ход занятия:
1 этап: организационно-мотивационный:
Дети встают вокруг воспитателя:
- Ребята, в моей волшебной коробке лежит один волшебный предмет. Попробуйте на ощупь угадать, что это такое? (дети просовывают в сенсорный короб руку, угадать не могут)
- Да, никто не понял, а я вам дам подсказку – бывает маленьким, большим. Железо очень дружит с ним. С ним и незрячий, непременно, найдет иголку в стоге сена (ответы детей, не разгадали).
- Посмотрите, что это за камень? Как его называют? Что он умеет делать? А как им найти иголку в стоге сена?
- Смогли вы узнать этот камень? А хотите узнать что это за камень?
2 этап: практический:
- Мы с вами сейчас стоим на пороге волшебной лаборатории. В лаборатории есть хозяин – это маленький мальчик, он ученый, зовут его Наураша, а мы с вами будем его учениками – лаборантами. Проходите.
Дети сели за столы. Перед ними магнитная доска и интерактивный экран.
- Ребята, так что же это за камень? Кто его создал: человек или природа? (ответы детей)
- Асейчас послушайте, я вам расскажу легенду:
Давным-давно в горах пастух по имени Магнас пас овец. Пастух обнаружил, что к железному наконечнику его пастушьей палки прилипают какие-то черные камни, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку вверх железным наконечником и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Магнас понял, что эти странные камни притягивают только железо. Пастух несколько камней взял, принес домой, показал соседям. От имени этого пастуха и появилось название «магнит».
- Как звали пастуха? А как камень назвали? Почему так назвали камень? (ответы детей)
- Так что же такое магнит? Что умеет делать магнит? (ответы детей)
Вывод: магнит – это кусок железной руды или стали, способный притягивать железные и стальные предметы.
- Итак, мои уважаемые лаборанты, я представляю вам хозяина лаборатории, ученого Наураша. Послушаем, что же он скажет про магнит.
Работа с цифровой лабораторией для дошкольников. На интерактивном экране Наураша показывает, что происходит с магнитной шкалой, а ребенок с помощью датчиков измеряет магнитное поле разных предметов.
- Слышали, что сказал Наураша? – у магнита есть свое магнитное поле, это невидимая энергия, она прячется возле магнитов, в разных электрических устройствах и притягивает металлические предметы, вы уже это смогли проверить.
- Давайте дальше послушаем Наураша. (магнитное поле)
- Вот и Наураша подтвердил, что магнит притягивает только железо.
(Наураша вместе с ребенком исследует магнитное поле пластиковой игрушки, делает выводы).
- Да, ребятки, Наураша прав, пластик не магнитный материал.
- А давайте-ка и мы с вами разгадаем секреты магнита и узнаем его свойства.
- Посмотрите к вам прилетели божьи коровки, вот какие они необычные, разноцветные. Они что-то с собой принесли, какие-то различные предметы.
- Давайте откроем коробочки и рассмотрим, что же там лежит.
(дети: деревянная игрушка, резиновый шарик, пластмассовая крышечка, железный мячик, железная скрепка).
- А теперь проверим, какой из этих предметов притягивает магнит.
(воспитатель раздает набор магнитов, дети проверяют, проговаривая вслух).
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Это свойство магнита – притягивать, примагничивать предметы, называется магнетизм.
- В нашей волшебной лаборатории все волшебное, здесь есть маленький волшебный пруд – вот он. А в нем живут большие ученые рыбки, говорить они, как и все нормальные рыбки, конечно не умеют. Зато они умеют писать – они ученые. Как нам узнать, что написали рыбки? (ответы детей)
- Чем нам поймать рыбок? (ответы детей)
- Точно, у меня есть волшебная удочка.
- Держи, Максим, поймай одну рыбку. Вот молодец, давай достанем записку.
1. Так, прочитаем: «Выполните научное задание: не замочив руки или каких-либо предметов и не выливая воду, достаньте скрепку из колбы».
Воспитатель раздает каждому ребенку колбу с водой, на дне которой лежит железная скрепка. Дети с помощью магнита пытаются ее достать, проговаривая всю ситуацию.
- Магнитное поле проникло сквозь стенку колбы, сквозь воду и примагнитило скрепку. Вы смогли ее достать.
Вывод: магнитное поле действует через пластмассу и воду, примагничивая к себе железный предмет.
Ребенок удочкой ловит вторую рыбку.
2. Читаем: «подумайте, и найдите скрепку в песке, не трогая песок руками или какими-либо предметами».
Воспитатель раздает каждому ребенку поднос с песком, в котором лежит железная скрепка. Дети с помощью магнита пытаются ее достать, проговаривая всю ситуацию.
- Вы над песком подержали магнит, магнитное поле проникло через песок и вы нашли три скрепки.
- Помните, я вам загадку загадывала? Как иголку можно найти в стоге сена? Магнитное поле проникнет сквозь соломинки и притянет иголку.
Вывод: магнит может примагничивать на расстоянии.
Третья рыбка.
3. «Проявите сообразительность: не трогая бабочку руками переместите ее с одного цветка на другой».
Воспитатель раздает каждому ребенку бумажный лист с изображением цветов и бумажную бабочку к брюшку которой прикреплена железная скрепка. Дети с помощью магнита пытаются ее переместить, проговаривая всю ситуацию.
- У бабочки на брюшке скрепка. Вы бабочку наверх листа положили, а магнит под лист поставили. Магнитное поле проникло сквозь бумагу и примагнитило бабочку со скрепкой, поэтому бабочка «летала» с одного цветка на другой.
Вывод: магнитное поле может проникать сквозь бумагу и примагничивать железо.
3 этап: рефлексивный:
- Итак, что же это за камень? (воспитатель показывает камень из коробки – магнит).
- Почему его так назвали? (в честь пастуха Магнуса, который нашел магнит).
- Что умеет делать магнит? (притягивать, примагничивать).
- Давайте вспомним: вы проверяли предметы. Какие предметы смог примагнитить магнит? (железные).
- Значит магнит примагничивает, только железные предметы.
- Далее вы доставали скрепку из воды. Что произошло? (магнитное поле проникло сквозь пластмассу и воду).
- Как вы достали железные скрепки из песка? (не прикасаясь к песку магнитом).
- Это значит – магнит умеет притягивать на расстоянии.
- В эксперименте с бабочкой что произошло? (магнитное поле проникло сквозь бумагу и примагнитило скрепку на бабочке).
- Так что же это за камень? Что он умеет делать? (это магнит, он примагничивает только железные предметы, его магнитное поле проникает сквозь разные поверхности – пластмасса, вода, песок, бумага, магнит умеет притягивать на расстоянии).
- Понравилось вам работать в лаборатории?
- В следующий раз мы с вами узнаем про магнитные полюса.
Скачать вложение