Жилища человека
Автор: Метликина Екатерина Ивановна, воспитатель МАДОУ "Детский сад №34» г. Рязань, Сафонова Нина Николаевна, воспитатель МАДОУ "Детский сад №34" г. Рязань, Чижикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №32» г. РязаньКонспект занятия НОД для детей подготовительной группы
Цель: Организовать деятельность детей:
- по усвоению знаний о разных жилищах человека,
- по выработке умений, находить и сравнивать жилища человека;
- создать условия для проявления самостоятельности детей в процессе взаимодействия в подгруппах;
- способствовать обогащению словаря по теме занятия.
Задачи:
Организовать:
- мотивацию детей по теме занятия;
- развитие опыта целеполагания и закрепления умения преодолевать затруднения способом «Спроси у того, кто знает»;
- знакомство детей с жилищами людей проживающих в разных климатических зонах (чум, вигвам, иглу, юрта);
- понимание детьми значимости жилища в жизни человека и умения различать их по материалу, по форме в зависимости от климатических условий;
- практическую деятельность детей по теме занятия;
- контроль и оценку деятельности детей.
Предварительная работа: работа с макетом планеты «Земля», глобус, выделение климатических зон.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация, карточки с условными обозначениями, картинки с изображением жилищ, конструктор, краски, карандаши, фломастеры, листы бумаги, кисточки, баночки для воды, тряпочки.
Ход занятия
1. Введение в ситуацию
Воспитатель задает вопросы:
- Ребята, что такое жилище человека?
- Какие вы знаете дома?
- А вы помните сказку про трех поросят? Какие у них были дома? Поросята не знают про другие дома и просят вас ребята, помочь узнать о различных домах.
- Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний
Детям предлагается дидактическая игра «Разложи жилища по материалу»
Детям предлагается разложить картинки с изображением различных жилищ (изба, кирпичный дом, хата, соломенный дом, панельный дом, блочный дом, каменный дом, глиняный дом…) к карточкам с условным обозначением: дерево, кирпичная стена, камень, солома, блоки, панели, глиняный горшок.
Педагог предлагает вспомнить условные обозначения:
- Дерево – деревянный.
- Кирпичная стена – кирпичный.
- Камень – каменный.
- Солома - соломенный.
- Блок – блочный.
- Панель – панельный.
- Горшок – Глиняный.
3. Затруднение в ситуации
При раскладывании картинок с различными жилищами остаются картинки с изображением: чум, вигвам, иглу, юрта.
- Ребята, а почему у вас остались лишние картинки?
- Как же быть? Что делать?
Дети предлагают обратиться к воспитателю, посмотреть в энциклопедии, придумать самим и проверить по книге, посмотреть в интернете.
4. Открытие нового знания
Детям предлагается получить новые знания, обратившись к ученому, который занимается исследованием жилищ людей проживающих в разных климатических условиях.
5. Введение в систему знаний
5.1. Продолжение игры: «Разложи жилища по материалу»
Воспитатель предлагает карточки с новыми обозначениями и обсуждает с детьми.
- Лёд – ледяной.
- Валенок – войлочный.
- Шкура зверя – из шкуры.
- Обувь (кожаная) – кожаный.
Дети раскладывают оставшиеся картинки.
Вывод совместный педагога и детей:
- Итак, что же мы теперь можем сказать о жилищах человека?
- Да, вы совершенно правы, они все разные, по каким признакам? (цвет, форма, размер, материал)
5.2. Работа в группах
- Теперь мы можем познакомить поросят с различными жилищами человека?
Давайте мы с вами нарисуем для поросят жилица, о которых мы узнали. Для этого воспитатель предлагает поделиться на три группы (по 4 человека)
Ставит условия: Вы должны договориться в своих подгруппах, о том кто из вас, какой дом будет рисовать – юрту, иглу, чум, вигвам, чтобы мы могли отправить ваши рисунки каждому из трёх поросят.
6. Рефлексия
- Кому мы сегодня помогали?
- Смогли мы это сделать?
- Почему мы смогли это сделать?
- Ребята, есть такая пословица «Мой дом - моя крепость». Как вы понимаете смысл этой пословица?
Я желаю Вам, чтобы ваш дом был для Вас крепостью!
Ориентир на самостоятельную деятельность детей по теме занятия (нарисовать совместно с родителями дом, в котором я живу).
Литература:
1. Нефёдова К. П. Знакомство с окружающим миром и развитие речи. «Дом. Какой он?» М.: Издательство: Гном 2016г.
2. Детская энциклопедия под редакцией Л. А. Румянцевой. М.: Издательство: Росмэн. 1994г.
Конспект с презентацией во вложении (архив zip, 700KB)
Скачать вложение