Зимнее путешествие
Автор: Аникина Лариса Николаевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 140" г. Рязани
Цель: Расширение представлений и активизация словаря по темам: «Зимующие птицы», «Дикие животные», формирование навыка правильного употребления предлогов.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- закреплять и расширять представления детей о диких животных и зимующих птицах;
- обогащать и активизировать словарь по теме;
- продолжать учить подбирать определения;
- формировать умение правильно употреблять в речи предлоги «на», «под», «в», «у»;
- совершенствовать грамматический строй речи (закрепить навыки словообразования, согласования прилагательных с существительными).
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать внимания, память и мышление;
- развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать гуманное отношения к природе.
Предварительная работа: беседа о зимующих птицах и диких животных, рассматривание иллюстраций по теме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Отгадай птицу», «Мамы и детеныши», чтение художественной литературы о птицах и животных.
Обогащение словаря: длиннохвостая, короткохвостый, берлога, логово.
Активизация словаря: зимующие, дикие, названия птиц и животных.
Планируемый результат: расширить представления и словарь детей по темам: «Зимующие птицы», «Дикие животные»; сформировать умение правильно употреблять предлоги в речи.
Оборудование:
- картина с изображением птиц в зимнем парке;
- аудиозапись «Метель»;
- картина с изображением зимнего леса;
- картинки с изображением диких животных и их силуэтов,
- корзинка со сладкими грибами и орешками.
Ход занятия
Часть |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Вводная часть (3-5 минут) Организационный этап |
- Какое сейчас время года? -Скажите, зима, какая? - Сегодня мы с вами отправимся в зимнее путешествие. А вот куда, вы сейчас узнаете. - Возьмитесь за руки и пойдем все за мной: «Раз, два, три, четыре, пять В парк отправимся гулять. По извилистым тропинкам Потихоньку мы пойдем. На носочки дети встали, По дорожкам побежали. И на пяточках пойдем, По снежочку мы пройдем.» |
-Зима. -Холодная, снежная, морозная, ветреная.
Дети повторяют слова и движения: Ходьба
Ходьба змейкой
Бег на носочках
Ходьба на пятках |
Основная часть Содержательный этап (17-20 мин.) Рассматривание картины с изображением птиц в зимнем парке. Беседа по картине
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
|
- Вот мы с вами и пришли в зимний парк -Посмотрите сколько здесь много птиц. Назовите их. - Скажите, какие это птицы? -Почему их так называют? - Каждая птица нашла себе место в парке. Расскажите, кто, где сидит.
- Зимой птицам холодно, голодно и они прилетают поближе к людям. А почему? - Сейчас мы с вами тоже покормим птиц. Приготовьте пальчики. «Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках Всем хватило зернышек» тельные, как бы насыпая кор |
Рассматривают картину с изображением птиц в зимнем парке
-Синица, воробей, голубь, ворона, сорока, дятел -Зимующие -Эти птицы не улетают в теплые края, они остаются с нами зимовать Дети рассказывают, где находятся птицы, выделяя в предложениях предлог: Синица сидит под скамейкой. -Люди делают кормушки для птиц и подкармливают их.
Дети повторяют слова и движения:
сжимают и разжимают кулачки поочередно загибают пальцы на обеих руках
трут большие пальцы об указательные
|
Чтение стихотворения под аудиозапись «Метель» |
- Молодцы накормили птиц. - А теперь продолжим наше путешествие. Возьмитесь за руки, закройте глаза и послушайте. «Зимний лес стоит печальный. Кто под снегом спрятал тайны? Почему река молчит? Птичья песня не звучит? Осторожно в лес входите Тайны леса не будите» |
Дети с закрытыми глазами слушают стихотворение |
Игра «Отгадай животное» |
- Откройте глаза и скажите, где же мы с вами очутились?
- Как здесь тихо, а кого мы здесь можем увидеть? - Посмотрите, как вы думаете, кто это? |
Перед детьми картина с изображением леса. -В лесу. Дети подходят к столам, на которых разложены картинки с силуэтными изображениями животных Дети называют животных: лиса, волк, медведь, заяц, ёж, лось, белка, кабан. |
Рассматривание иллюстраций с изображением животных |
Логопед выставляет картинки с изображением животных и задает вопросы - Лиса какая? - У лисы - длинный хвост значит она какая? - Волк какой?
- Заяц какой? - У зайца короткий хвост, значит он какой?
- Какие это животные?
-Почему их называют дикими?
- Кого из животных мы не встретим в лесу зимой? Почему? |
-Рыжая, пушистая, шустрая, хитрая. -Длиннохвостая.
-Злой, голодный, серый, зубастый… -Серый, белый, пушистый, быстрый -Короткохвостый.
-Дикие. - Они живут в лесу, сами о себе заботятся, находят жилище, корм
-Медведя, ежа. Они спят зимой. |
Упражнение «Назови детенышей» |
- Вспомните и назовите детенышей животных: У лисы - лисенок (лисята). У волка - волчонок (волчата). У медведя - медвежонок (медвежата). У зайца - зайчонок (зайчата). У белки - бельчонок (бельчата). У лося - лосенок (лосята). У ежа - ежонок (ежата). |
Дети называют детенышей животных |
Физкультминутка «Где живут звери» |
- А сейчас мы вспомним, где живут животные и как называются их жилища.
«Спит в берлоге бурый мишка, Под кустом дрожит зайчишка. Лисичка рыжая в норе, Ёжик спит в сухой траве. Волчица в логове сидит, А белка из дупла глядит.»
- А теперь вспомните и еще расскажите, как называются жилища животных. |
Дети повторяют слова и движения: Встают в круг, изображают спящего медведя, дрожащего зайца, лису в норе, присаживаются на корточки, опускают голову, встают на колени, стоя, руки за спиной, смотрят в одну сторону, затем - в другую.
Дети называют, где живут звери |
Заключительная часть Рефлексивный этап |
- Закройте глаза. Раз, два, три - откройте глаза. Вот и закончилось наше путешествие, и мы с вами вернулись в детский сад. - Расскажите, что вам больше всего понравилось.
- Чуть не забыла, белочка передала вам угощение, вот эту корзину с грибами и орешками. |
Дети закрывают глаза
-Путешествовать по парку, слушать стихотворение под звуки метели, кормить птиц, отгадывать животных, называть детенышей и т.д. |
Литература:
1.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 64 с.
2.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1994.- 399 с.
3.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников — М.: ТЦ Сфера, 2009.- 208 с.
Скачать вложение