Знакомство детей с малыми фольклорными формами
Автор: Юмашева Лариса Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65», г. РязаньФольклор - наш культурный код, величайшее богатство нации, он и сегодня приносит нам радость. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью воспитатель легко устанавливает с детьми эмоциональный контакт. Фольклор помогает ребенку открыть многое и в чувствах человека, его отношение к окружающему миру, поступкам отдельных людей – значит, закладываются в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Слушая потешки, которые сопровождаются яркими картинками, игрушками, ребенок радуется, он вслушивается в звуки речи, улавливает ритм потешки, что создает благоприятное условие для эмоционального контакта с детьми. Познакомьте детей с такими потешками, как « Коза – дереза», « Петушок – петушок», «Заинька», «Кисонька – мурысонька», «Баю – бай». Дети научатся отличать животных, и сопровождать чтение потешки своими действиями: зайчик прыгает, медведь идет, петушок хлопает крыльями. Перед чтением потешки проводится предварительная работа. Полезно рассмотреть с детьми иллюстрации, нарисовать, найти эти предметы в окружающем. Понимая забавность и сказочность всех потешек, ребенок легко включался в игру со взрослыми: легко входит в воображаемую ситуацию «варит кашу», «пьет воду» и т.д.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, сопереживания. Если кто – то в группе плачет, то старайтесь успокоить, поглаживая ребенка по голове:
-Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий.
Ваня хороший,
Ваня пригожий!
Чтобы создать утром хорошее настроение покажите заводную игрушку-забаву: «Клюющие куры», « Медведь с барабаном», «Самолет» и т. д. Вместе с детьми произносите: та –та – та, в – в –в и производили действия подражая медведю, зайчику, петушку.
Матрешка – игрушка русская, народная. Она будит мысли, фантазию ребенка. Привлекает детей своей яркой краской, вызывает улыбку, восторг, когда фигура разнимается и возникает другая маленькая и такая же красивая.
- Мы матрешки, мы кругляшки,
- Мы все лаковые, одинаковые.
При действии с матрешкой, дети видят не только внешний вид, но и учатся с ней действовать. Познакомятся с такими словами: большая, маленькая, открой, закрой, красивый, сарафан, платок, яркий.
В народной педагогики матрешка для детей была не только предметом забавы, но и служила средством всестороннего развития ребенка. Дети учились различать величину, цвет, развивалась речь ребенка, сформировался навык бережливости, аккуратности.
Стихи и потешки развивают эстетический вкус ребенка, способствуют воспитанию добрых чувств. Чтобы вызвать у ребенка интерес и любовь к природе проведите развлечение «Зимушка». На зимней поляне дети водят хороводы, играют в игры. Развлечение сопровождается музыкой. Воспитатель помогает детям вслушиваться в напевность народного языка, помогает почувствовать теплоту и сердечность песни, воспевающих красоту родной природы. В пении народных потешек переданы образы хорошо знакомых животных: «Котя, котенька коток», «Лиса по лесу ходила», « Заинька».
Дети способны под музыку передавать движения разных животных: как ходит лиса, прыгает зайчик, топают веселые медвежата.
При выполнении движений дети научатся произносить лепетные слова:
Зайчик –ап –ап
Мишка –ттоп – топ
Птичка –пи – пи
Кошка –мяу –мяу
Народные игры, хороводы, песни стали средством всестороннего развития ребенка, где взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, сопереживания. Если кто – то в группе плачет, то старайтесь успокоить, поглаживая ребенка по голове:
-Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий.
Ваня хороший,
Ваня пригожий!
Чтобы создать утром хорошее настроение покажите заводную игрушку-забаву: «Клюющие куры», « Медведь с барабаном», «Самолет» и т. д. Вместе с детьми произносите: та –та – та, в – в –в и производили действия подражая медведю, зайчику, петушку.
Матрешка – игрушка русская, народная. Она будит мысли, фантазию ребенка. Привлекает детей своей яркой краской, вызывает улыбку, восторг, когда фигура разнимается и возникает другая маленькая и такая же красивая.
- Мы матрешки, мы кругляшки,
- Мы все лаковые, одинаковые.
При действии с матрешкой, дети видят не только внешний вид, но и учатся с ней действовать. Познакомятся с такими словами: большая, маленькая, открой, закрой, красивый, сарафан, платок, яркий.
В народной педагогики матрешка для детей была не только предметом забавы, но и служила средством всестороннего развития ребенка. Дети учились различать величину, цвет, развивалась речь ребенка, сформировался навык бережливости, аккуратности.
Стихи и потешки развивают эстетический вкус ребенка, способствуют воспитанию добрых чувств. Чтобы вызвать у ребенка интерес и любовь к природе проведите развлечение «Зимушка». На зимней поляне дети водят хороводы, играют в игры. Развлечение сопровождается музыкой. Воспитатель помогает детям вслушиваться в напевность народного языка, помогает почувствовать теплоту и сердечность песни, воспевающих красоту родной природы. В пении народных потешек переданы образы хорошо знакомых животных: «Котя, котенька коток», «Лиса по лесу ходила», « Заинька».
Дети способны под музыку передавать движения разных животных: как ходит лиса, прыгает зайчик, топают веселые медвежата.
При выполнении движений дети научатся произносить лепетные слова:
Зайчик –ап –ап
Мишка –ттоп – топ
Птичка –пи – пи
Кошка –мяу –мяу
Народные игры, хороводы, песни стали средством всестороннего развития ребенка, где взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
1. Гилярова Н.Н., Фрумкин А.К., Рязанский этнографический вестник, Детский фольклор Рязанской области
2. Горбунов Б.В., Ефимова А.В., Ефимова Е.П., Рязанский этнографический вестник. Традиционные игры и забавы Рязанского края
3. Журналы «Ребенок в детском саду», №3, №5 – 2008; №4, №6 – 2009.
4. ДавыдоваО.И., Федоренко В.И., Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса. Психолого-педагогические проблемы современного образования, сборник научных статей, Барнаул, БГПУ, 2001
5. Карпинская Н.С., Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст), М., Педагогика, 1972
Скачать вложение