Метод «круговой тренировки» на занятиях физической культуры в средних специальных учебных заведениях
Автор: Абгаидзе Галина Северьяновна, преподаватель физической культуры ОГБПОУ «Ряжский дорожный техникум имени Героя Советского Союза А.М Серебрякова»Из опыта работы преподавателя.
Физическое воспитание в образовательных учреждениях СПО играет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов. Образовательный процесс представляет собой педагогическую систему, которая в свою очередь состоит из системообразующих компонентов. Целостная система начинается с формирования цели и задач, стоящих как перед преподавателем, так и перед группой. Содержательным компонентом служат организационные формы, методы, приемы, контроль. Правильно разработанное учебное занятие делает его интересным, помогает воспитать разносторонне физически развитых людей. Современное занятие должно обеспечивать комфортную обстановку для группы и ощущение комфорта преподавателем. Постановка задач на занятии должна носить комплексный, здоровье сберегающий характер, где наряду с образовательной, обязательно должны быть задачи оздоровительной направленности, а также воспитательной. Применение воспитательных задач, дает знания, умения и навыки выполнения физических упражнений с целью применения их в жизни. Форма общения на занятии где обе стороны, преподаватель и обучающийся, равноправно взаимодействуют, друг с другом имеет широкое применение. Такой метод ведения занятия можно обозначить как» активный метод». Часто используется такая форма общения, когда значение преподавателя на занятии сводится к направлению самостоятельной деятельности группы для достижения конечной цели. Такой метод ведения можно назвать «интерактивным методом». В условиях ограниченного времени, загруженности спортивного зала две, а то и три учебных группы занимаются одновременно, приходится искать пути для проведения полноценного учебного процесса. Из опыта и многочисленных наблюдений приходишь к выводу, что «круговая тренировка» является важной организационно-методической формой применения физических упражнений, способствует эффективному развитию двигательных качеств, необходимых в условиях, приближенных жизненным, имеющих важное прикладное значение. Круговую тренировку отличает высокая организация самостоятельной деятельности, обеспечивающая моторную плотность и облегчающая контроль и учет двигательной активности студентов. Конечным результатом метода «круговой тренировки», как интегральной формы физической подготовки, можно считать способность обучающихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, способность к выработке в себе собранности и организованности при выполнении упражнений. Центральное место в «круговой тренировке» занимает дозировка нагрузки, поочередность применения физических упражнений по станциям. Неотъемлемой частью контроля нагрузки является измерение частоты сердечных сокращений. Пульсовой режим применяется на каждом занятии, на этапах: до начала разминки, после разминки, после основной работы, в конце занятия. Круговая форма занятия приобретает особое значение, так как позволяет заниматься всей группе одновременно и самостоятельно, используя при этом максимальное количество инвентаря и оборудования. А также в комплексе используются те упражнения, которые близки к программному материалу. Тем самым решается вопрос совершенствования умений и навыков обучающихся. Предназначение преподавателя на занятии является важным фактором достижения результативности обучающихся. Преподаватель настраивает студентов к занятию для продуктивной работы и на выполнение поставленных задач. На начальном этапе преподаватель предлагает свой вариант выполнения задания где, группа должна выполнить максимальное количество повторений за определенный период времени, по упорядоченным станциям. Половина максимальных повторений будет составлять оптимальную нагрузку. Через одно, два занятия студенты сами корректируют очередность станций, подводя их сложность под свои физические возможности. Такие действия освобождают преподавателя от «навязчивой» требовательности выполнения упражнений по отношению к студентам. Современный урок это хорошо организованная самостоятельная деятельность обучающихся под руководством преподавателя, который создает условия для решения всех задач физического воспитания.
В комплекс «круговой тренировки» могут быть включены 6 – 10 упражнений, несложность которых позволяет выполнять их многократно, с различным темпом, из разных исходных положений. Одновременно применение циклических и ациклических движений путем серийного повторения дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению работоспособности организма. При распределении станций учитывается характер и назначение упражнений, а также целесообразное использование снарядов. На каждую группу мышц, включается 2 – 3 упражнения. Время определяется из расчета общего времени учебного занятия по плану. В результате совершенствования, путем анализа своей деятельности, обучающиеся начинают самостоятельно, индивидуально каждый для себя дозировать нагрузку. Конечным результатом станет прочное усвоение материала при самостоятельном, сознательном добывании знаний. При этом всегда повышена мотивация и самореализация студентов.
Предлагаю один из вариантов «круговой тренировки» на занятии физической культуры: основу составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений (силовой направленности). Занятие проводится по методу длительного непрерывного упражнения и складывается из шести видов упражнений. Количество повторений определяет преподаватель исходя из физических способностей обучающихся. Упражнения выполняются как на снарядах (перекладина), так и с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (скакалки, гимнастические скамейки). Задание выполняется поточным методом. Направляющий начинает упражнение, с интервалом 10 секунд начинает выполнять упражнение следующий. Таким образом, проблем с задержками на станциях не возникает. Целесообразно отметить номера станций и направление переходов. Если позволяет площадь зала, то инвентарь устанавливается в начале занятия, помощниками на занятии выступают временно освобожденные от занятия.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 111KB)
В комплекс «круговой тренировки» могут быть включены 6 – 10 упражнений, несложность которых позволяет выполнять их многократно, с различным темпом, из разных исходных положений. Одновременно применение циклических и ациклических движений путем серийного повторения дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению работоспособности организма. При распределении станций учитывается характер и назначение упражнений, а также целесообразное использование снарядов. На каждую группу мышц, включается 2 – 3 упражнения. Время определяется из расчета общего времени учебного занятия по плану. В результате совершенствования, путем анализа своей деятельности, обучающиеся начинают самостоятельно, индивидуально каждый для себя дозировать нагрузку. Конечным результатом станет прочное усвоение материала при самостоятельном, сознательном добывании знаний. При этом всегда повышена мотивация и самореализация студентов.
Предлагаю один из вариантов «круговой тренировки» на занятии физической культуры: основу составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений (силовой направленности). Занятие проводится по методу длительного непрерывного упражнения и складывается из шести видов упражнений. Количество повторений определяет преподаватель исходя из физических способностей обучающихся. Упражнения выполняются как на снарядах (перекладина), так и с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (скакалки, гимнастические скамейки). Задание выполняется поточным методом. Направляющий начинает упражнение, с интервалом 10 секунд начинает выполнять упражнение следующий. Таким образом, проблем с задержками на станциях не возникает. Целесообразно отметить номера станций и направление переходов. Если позволяет площадь зала, то инвентарь устанавливается в начале занятия, помощниками на занятии выступают временно освобожденные от занятия.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 111KB)
Скачать вложение