Реостаты. Регулирование силы тока реостатом
Автор: Ахмедов Аладдин Мураддинович, учитель математики и физики, МОУ "Кочуровская школа"Конспект урока по физике, 8 класс.
Цели урока:
Для учителя:
Обучающие:
7) Прибор для измерения силы тока? (Амперметр)
(Выделенные слова появляются в кроссворде)
Открываю черный ящик!
4. Целеполагание
- Итак, тема сегодняшнего урока?
- Записываем число, классная работа и тему урока.
Тема урока: «Реостаты»
Сформулируем цели урока!?
Цели урока:
- Как мы добьемся выполнение целей урока?
Возможные ответы:
1. Что такое реостат?
2. Как им пользоваться?
3. Где применяется?
Уточнение учителя:
1) прочитаем учебник и выполним исследовательскую работу, т.е. поработаем в группах, от каждой группы представитель отчитается о проделанной работе
2) будет сопровождение урока презентацией из которой вы также почерпнете знания.
3) практические умения отработаем с вами в ходе лабораторной работы.
(Учитель делит класс на группы, таким способом, чтобы в каждой группе был лидер)
5. Первичное усвоение новых знаний
Работа в группах
Экспериментальное задание. Знакомство с устройством реостата.
- Предлагаю вам изучить ползунковый реостат, пользуясь § 47 учебника (стр109) (на каждой парте лабораторный реостат). Обратите внимание, что на каждом реостате имеется надпись, где указаны сопротивление обмотки и максимально допустимая сила тока, которую она может выдержать
6. Первичная проверка понимания
- Заканчиваем работу!
- Теперь проверим, как вы справились с заданием.
- Кто ответит на первый вопрос?
Проверка работы.
- Выходит представитель группы и рассказывает про устройство реостата (остальные могут дополнять и исправлять)
- Вопросы для первой группы:
Как изолированы витки проволоки друг от друга у реостата?
Проволока покрыта тонким слоем не проводящий ток окалины.
Почему для изготовления реостата используют никелиновую проволоку?
Чтобы компактнее были, можно получить необходимое сопротивление не увеличением длины проволоки, а взяв большое удельное сопротивление.
- Вопросы для первой группы:
Какова роль ползунка в реостате?
Перемещая ползунок по стержню, можно увеличивать или уменьшать сопротивление реостата, включённого в цепь.
Как включается реостат в электрическую цепь?
Последовательно
- Молодцы ребята!
7. Первичное закрепление
- Ребята давайте попытаемся нарисовать схему цепи расположенного на моем столе (вызываю ученика к доске)
- Назовите элементы цепи!
- Мы знаем обозначения этих элементов на схеме? (Знаем!)
- А как обозначается реостат? (Не знают! Смотрят в учебник)
Учитель поясняет: стрелочка указывает в каком месте находиться ползунок
- Ребята, к целям нашего урока можно добавить еще одну цель: научиться регулировать силу тока с помощью реостата
- Для этого выполним лабораторную работу №5. Для экономии времени, выполнять будем на печатном тексте, который вложен в ваши тетради для лабораторных работ. Напоминаю, после сборки цепи приглашайте меня для проверки правильности сборки, во избежании порчи прибора.
- Итак, с помощью этой л/р мы научились пользоваться ползунковым реостатом, для изменения силы тока в цепи.
- Слово реостат произошло от греческого реос – течение, поток, статос – неподвижный.
- 1840 год Б.С. Якоби доложил на заседании Петербургской академии наук об изобретении регулятора силы тока. На практике часто бывает необходимо регулировать силу тока в цепи, не только в зрительном зале. Водитель трамвая или троллейбуса, трогая машину с места, должен постепенно увеличивать силу тока в электродвигателе, иначе получится сильный рывок. Изменяют силу тока в динамике радиоприемника, регулируя громкость. Скорость вращения вала электродвигателя швейной машины также изменяется при изменении силы тока.
8. Итоговое закрепление
- Давайте повторим:
1. Для чего нужен реостат?
2. Где должен располагаться ползунок реостата при максимальном сопротивлении?
3. Для проведения опыта собрали цепь, состоящие из последовательно соединённых источника тока, реостата, лампы и ключа.
На каком рисунке лампа горит ярче?
4. Изобразите схему этой эклектической цепи, указав положение ползунка на максимальную силу тока (в рабочей тетради)
9. Домашнее задание: § 47, упр. 21, доклад на тему «Реостаты в моей жизни» (по желанию)
10. Рефлексия
Литература
1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2009. - 191с.
2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 8 класс М.: ВАКО, 2009. - 368с.
Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 2MB)
Для учителя:
Обучающие:
- познакомить учащихся с устройством и применением реостатов.
- развивать практические навыки сборки электрической цепи, умения использования электрических приборов, умения логически мыслить;
- расширять политехнический кругозор учащихся
- прививать интерес и любовь к предмету;
- воспитывать выдержанность, тактичность, умение слушать товарищей; воспитывать аккуратность, четкость в ответах и действиях.
- узнать: что такое реостат? (Устройство, что это за прибор?)
- понимать: как работает реостат? (Принцип работы)
- уметь: пользоваться реостатом.
- организовать работу в группах;
- организовать работу по определению темы урока, над постановкой целей урока;
- организовать осмысление процесса и результата деятельности; организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Mотивация учебной деятельности учащихся
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «электрический ток » и должны познакомиться с очень важным электрическим прибором. Давайте вспомним Пушкина:
«Театр уж полон, Ложи блещут» и вот прозвенел третий звонок, и … перед началом спектакля медленно, постепенно гаснут электрические лампы в зрительном зале»
- Кто-нибудь был в театре, кинотеатре, цирке?
- Наблюдали такое?
- Как же это происходит?
- Внимание! Черный ящик. Я продемонстрирую вам включение и выключение лампочки с помощью ключа!
- А теперь с помощью некоторого прибора!
На демонстрационном столе собрана простейшая электрическая цепь (источник тока, лампочка на подставке, реостат, ключ). Реостат находится в черном ящике. Учитель демонстрирует выключение лампочки с помощью ключа, а затем реостата.
- Лампочка обыкновенного фонарика гаснет так же медленно, как и лампы в кинотеатре.
- Что же в черном ящике? Что бы ответить на этот вопрос я предлагаю вам получить ключевое слово урока, которое будет являться темой урока. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы и разгадать кроссворд.
3. Актуализация знаний (разгадать кроссворд)
1) Единица изменения силы тока? (Ампер)
2) Какие частицы участвуют в образовании электрического тока в металлах?
(Электрон)
3) Фамилия ученого? (Ом)
4) Какая физическая величина измеряется в Омах? (Сопротивление)
5) Единица измерения напряжения? (Вольт)
6) Какой элемент электрической цепи обозначается? Лампа
2. Mотивация учебной деятельности учащихся
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «электрический ток » и должны познакомиться с очень важным электрическим прибором. Давайте вспомним Пушкина:
«Театр уж полон, Ложи блещут» и вот прозвенел третий звонок, и … перед началом спектакля медленно, постепенно гаснут электрические лампы в зрительном зале»
- Кто-нибудь был в театре, кинотеатре, цирке?
- Наблюдали такое?
- Как же это происходит?
- Внимание! Черный ящик. Я продемонстрирую вам включение и выключение лампочки с помощью ключа!
- А теперь с помощью некоторого прибора!
На демонстрационном столе собрана простейшая электрическая цепь (источник тока, лампочка на подставке, реостат, ключ). Реостат находится в черном ящике. Учитель демонстрирует выключение лампочки с помощью ключа, а затем реостата.
- Лампочка обыкновенного фонарика гаснет так же медленно, как и лампы в кинотеатре.
- Что же в черном ящике? Что бы ответить на этот вопрос я предлагаю вам получить ключевое слово урока, которое будет являться темой урока. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы и разгадать кроссворд.
3. Актуализация знаний (разгадать кроссворд)
1) Единица изменения силы тока? (Ампер)
2) Какие частицы участвуют в образовании электрического тока в металлах?
(Электрон)
3) Фамилия ученого? (Ом)
4) Какая физическая величина измеряется в Омах? (Сопротивление)
5) Единица измерения напряжения? (Вольт)
7) Прибор для измерения силы тока? (Амперметр)
(Выделенные слова появляются в кроссворде)
Открываю черный ящик!
4. Целеполагание
- Итак, тема сегодняшнего урока?
- Записываем число, классная работа и тему урока.
Тема урока: «Реостаты»
Сформулируем цели урока!?
Цели урока:
- узнать: что такое реостат? (Устройство, что это за прибор? Где применяется?)
- понимать: как работает реостат? (Принцип работы)
- уметь: пользоваться реостатом (Собирать цепи и чертить схемы содержащий данный прибор)
- Как мы добьемся выполнение целей урока?
Возможные ответы:
1. Что такое реостат?
2. Как им пользоваться?
3. Где применяется?
Уточнение учителя:
1) прочитаем учебник и выполним исследовательскую работу, т.е. поработаем в группах, от каждой группы представитель отчитается о проделанной работе
2) будет сопровождение урока презентацией из которой вы также почерпнете знания.
3) практические умения отработаем с вами в ходе лабораторной работы.
(Учитель делит класс на группы, таким способом, чтобы в каждой группе был лидер)
5. Первичное усвоение новых знаний
Работа в группах
Экспериментальное задание. Знакомство с устройством реостата.
- Предлагаю вам изучить ползунковый реостат, пользуясь § 47 учебника (стр109) (на каждой парте лабораторный реостат). Обратите внимание, что на каждом реостате имеется надпись, где указаны сопротивление обмотки и максимально допустимая сила тока, которую она может выдержать
6. Первичная проверка понимания
- Заканчиваем работу!
- Теперь проверим, как вы справились с заданием.
- Кто ответит на первый вопрос?
Проверка работы.
- Выходит представитель группы и рассказывает про устройство реостата (остальные могут дополнять и исправлять)
- Вопросы для первой группы:
Как изолированы витки проволоки друг от друга у реостата?
Проволока покрыта тонким слоем не проводящий ток окалины.
Почему для изготовления реостата используют никелиновую проволоку?
Чтобы компактнее были, можно получить необходимое сопротивление не увеличением длины проволоки, а взяв большое удельное сопротивление.
- Вопросы для первой группы:
Какова роль ползунка в реостате?
Перемещая ползунок по стержню, можно увеличивать или уменьшать сопротивление реостата, включённого в цепь.
Как включается реостат в электрическую цепь?
Последовательно
- Молодцы ребята!
7. Первичное закрепление
- Ребята давайте попытаемся нарисовать схему цепи расположенного на моем столе (вызываю ученика к доске)
- Назовите элементы цепи!
- Мы знаем обозначения этих элементов на схеме? (Знаем!)
- А как обозначается реостат? (Не знают! Смотрят в учебник)
Учитель поясняет: стрелочка указывает в каком месте находиться ползунок
- Ребята, к целям нашего урока можно добавить еще одну цель: научиться регулировать силу тока с помощью реостата
- Для этого выполним лабораторную работу №5. Для экономии времени, выполнять будем на печатном тексте, который вложен в ваши тетради для лабораторных работ. Напоминаю, после сборки цепи приглашайте меня для проверки правильности сборки, во избежании порчи прибора.
- Итак, с помощью этой л/р мы научились пользоваться ползунковым реостатом, для изменения силы тока в цепи.
- Слово реостат произошло от греческого реос – течение, поток, статос – неподвижный.
- 1840 год Б.С. Якоби доложил на заседании Петербургской академии наук об изобретении регулятора силы тока. На практике часто бывает необходимо регулировать силу тока в цепи, не только в зрительном зале. Водитель трамвая или троллейбуса, трогая машину с места, должен постепенно увеличивать силу тока в электродвигателе, иначе получится сильный рывок. Изменяют силу тока в динамике радиоприемника, регулируя громкость. Скорость вращения вала электродвигателя швейной машины также изменяется при изменении силы тока.
8. Итоговое закрепление
- Давайте повторим:
1. Для чего нужен реостат?
2. Где должен располагаться ползунок реостата при максимальном сопротивлении?
3. Для проведения опыта собрали цепь, состоящие из последовательно соединённых источника тока, реостата, лампы и ключа.
На каком рисунке лампа горит ярче?
4. Изобразите схему этой эклектической цепи, указав положение ползунка на максимальную силу тока (в рабочей тетради)
9. Домашнее задание: § 47, упр. 21, доклад на тему «Реостаты в моей жизни» (по желанию)
10. Рефлексия
Литература
1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2009. - 191с.
2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 8 класс М.: ВАКО, 2009. - 368с.
Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 2MB)
Скачать вложение