Методы подготовки конспектов уроков с интерактивной доской
Автор: Т. С. Еремина, С. Г. Никитенко, Г. В. Тюрин, И. В. ЯкушинаОбщие приёмы использования интерактивных досок на занятиях.
1. Методические возможности интерактивных досок
Попробуем разобраться в рекламных проспектах фирм – производителей, что же всё-таки дают интерактивные доски (ИАД) учителю и учащемуся. Стремление фирм-производителей и поставщиков понятно. В школу стараются «навязать» очень дорогое оборудование. Так ли уж оно необходимо? Насколько оно действительно эффективно в учебном процессе? Может лучше за те же деньги поставить в предметные кабинеты фрагмент компьютерного класса из 3 – 4 компьютеров с проектором, который всё равно нужен для работы большинства ИАД. Выделим действительные, а не рекламные плюсы ИАД.
1.1. Возможность работы с ресурсами компьютера, приложений, интернет непосредственно у доски. При работе с проектором изображение показывается на экране (текст, рисунки, презентации), а учитель говорит свой текст, сидя за преподавательским компьютером. Возникает некий эффект раздвоения внимания от того, что источники информации – изображение и звук находятся в разных местах. При работе учителя у обычной доски с мелом или фломастером и при работе учителя с ИАД звук и изображение как бы совмещены по источникам: текст или рисунок на доске и поясняющая речь учителя совмещены в пространстве как источники информации. Сам этот факт, видимо, обеспечивает более высокую концентрацию внимания учащихся и, соответственно, более высокую производительность труда учителя. Но, конечно, не на 40 - 45%, как указано в рекламных материалах [1]. Реально эта цифра значительно меньше. Для получения точных цифр нужны серьёзные исследования. Результаты, видимо, будут разными у разных классов и для разных предметов.
1.2. Возможность оперативного внесения непосредственно на уроке дополнений и пометок в подготовленный электронный конспект занятия. С точки зрения приложений программное обеспечение ИАД включает специальный графический редактор, позволяющий, выделить, например, обвести маркером некоторый фрагмент текста или графического изображения на доске с целью привлечения внимания к главному или не очень понятному для учащихся моменту объяснения. Эта возможность позволит повысить степень понимания учащимися излагаемого материала. Вдобавок, если учитель сочтёт эти дополнения существенными, можно сохранить конспект с поправками в формате, предусмотренном для файлов исходного конспекта или в программном обеспечении ИАД.
1.3. Использование ИАД позволит повысить наглядность проведения занятий в форме докладов или конференций учащихся, защиты индивидуальных или коллективных проектов, в форме диалога или соревнования учащихся или команд учащихся. При этом нужны ИАД, реагирующие на 2 – 4 касания маркерами или пальцами одновременно.
1.4. Подготовка к экзаменам и зачётам в форме тестирования с помощью демонстрационных версий тестов. Возможность запуска приложений непосредственно с ИАД позволяет обсуждать вопросы, выбирать варианты ответов голосованием, обсуждать ошибки, давать пояснения к правильным ответам. Это удобно при подготовке к к экзаменам в форме ГИА в 9-х классах, в форме ЕГЭ в 11-х классах. Во многих школах ввели в практику замену годовых контрольных работ по некоторым предметам в 7, 8, 10-х классах итоговыми экзаменами в форме ГИА или ЕГЭ.
Полный вариант статьи (doc, 17.8MB)
Попробуем разобраться в рекламных проспектах фирм – производителей, что же всё-таки дают интерактивные доски (ИАД) учителю и учащемуся. Стремление фирм-производителей и поставщиков понятно. В школу стараются «навязать» очень дорогое оборудование. Так ли уж оно необходимо? Насколько оно действительно эффективно в учебном процессе? Может лучше за те же деньги поставить в предметные кабинеты фрагмент компьютерного класса из 3 – 4 компьютеров с проектором, который всё равно нужен для работы большинства ИАД. Выделим действительные, а не рекламные плюсы ИАД.
1.1. Возможность работы с ресурсами компьютера, приложений, интернет непосредственно у доски. При работе с проектором изображение показывается на экране (текст, рисунки, презентации), а учитель говорит свой текст, сидя за преподавательским компьютером. Возникает некий эффект раздвоения внимания от того, что источники информации – изображение и звук находятся в разных местах. При работе учителя у обычной доски с мелом или фломастером и при работе учителя с ИАД звук и изображение как бы совмещены по источникам: текст или рисунок на доске и поясняющая речь учителя совмещены в пространстве как источники информации. Сам этот факт, видимо, обеспечивает более высокую концентрацию внимания учащихся и, соответственно, более высокую производительность труда учителя. Но, конечно, не на 40 - 45%, как указано в рекламных материалах [1]. Реально эта цифра значительно меньше. Для получения точных цифр нужны серьёзные исследования. Результаты, видимо, будут разными у разных классов и для разных предметов.
1.2. Возможность оперативного внесения непосредственно на уроке дополнений и пометок в подготовленный электронный конспект занятия. С точки зрения приложений программное обеспечение ИАД включает специальный графический редактор, позволяющий, выделить, например, обвести маркером некоторый фрагмент текста или графического изображения на доске с целью привлечения внимания к главному или не очень понятному для учащихся моменту объяснения. Эта возможность позволит повысить степень понимания учащимися излагаемого материала. Вдобавок, если учитель сочтёт эти дополнения существенными, можно сохранить конспект с поправками в формате, предусмотренном для файлов исходного конспекта или в программном обеспечении ИАД.
1.3. Использование ИАД позволит повысить наглядность проведения занятий в форме докладов или конференций учащихся, защиты индивидуальных или коллективных проектов, в форме диалога или соревнования учащихся или команд учащихся. При этом нужны ИАД, реагирующие на 2 – 4 касания маркерами или пальцами одновременно.
1.4. Подготовка к экзаменам и зачётам в форме тестирования с помощью демонстрационных версий тестов. Возможность запуска приложений непосредственно с ИАД позволяет обсуждать вопросы, выбирать варианты ответов голосованием, обсуждать ошибки, давать пояснения к правильным ответам. Это удобно при подготовке к к экзаменам в форме ГИА в 9-х классах, в форме ЕГЭ в 11-х классах. Во многих школах ввели в практику замену годовых контрольных работ по некоторым предметам в 7, 8, 10-х классах итоговыми экзаменами в форме ГИА или ЕГЭ.
Полный вариант статьи (doc, 17.8MB)
Скачать вложение