Организационные аспекты работы по социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
Автор: Портнова Ольга Васильевна, воспитатель ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»
В современном обществе проблема обучения и воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности. «Среда для человека в конечном счете есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом» - писал Л.С.Выготский [4].
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании здоровых детей с и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, (перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, необходимые средства обучения согласно типу отклонения развития ребенка, психологическую и методическую готовность учителей, и другое).
Таким образом, школьная адаптация в том числе для детей с ОВЗ «осуществляется в следующих сферах: физиологической (или поведенческой), социальной, личностной и психологической» [6].
На современном этапе государство понимает «под социально-педагогической реабилитацией социальную адаптацию, осуществляемую педагогическими средствами» [5].
В статье 2 Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ закреплено понятие «обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
К обучающимся с ОВЗ относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития (в том числе с РАС), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушением интеллектуального развития.
Дети с ОВЗ (среди которых могут быть дети-инвалиды) имеют возможность получить образование в специальных общеобразовательных учреждениях –школах-интернатах, имеющих всю необходимую базу для реализации учебно-воспитательного процесса в условиях безбарьерной среды.
Одним из таких учреждений является ОГБОУ «Рязанская школа-интернат» для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью различной степени выраженности).
Как правило, в настоящее время общеобразовательные учреждения для детей в ОВЗ имеют достаточно хорошо укомплектованную материально-техническую базу, полностью приспособленную для нужд обучающихся, но проблема с квалифицированными (не говоря уже о высоко квалифицированных) кадрами остается острой.
Нехватка квалифицированных кадров является очень важным фактором, который влияет на адаптационный период обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
Это прослеживается в недостаточном понимании проблем такого ребёнка педагогическими работниками и обслуживающим персоналом образовательного учреждения.
У большинства воспитанников интернатных учреждений недостаточно сформированы навыки адаптации и саморегуляции. Они испытывают разнообразные и острые адаптационные трудности: не удовлетворяются основные психологические потребности человека в безопасности, любви, заботе, ласке и т.д. У детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната усугубляются чувства страха, тревоги, злости, обиды. Поэтому проблема формирования навыков адаптации является актуальной для интернатных учреждений.
Теоретической основой социальной адаптации детей стали труды отечественных психологов и дефектологов Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Г.М. Дульнева, В.В. Воронковой и зарубежных специалистов А. Гине, М. Паркер, Ж. Вудхаус и др.
При поступлении обучающегося младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в государственное бюджетное образовательное учреждение, он переживает огромный стресс, связанный с его адаптацией в новых условия, особенно при поступлении в школу-интернат - образовательное учреждение круглосуточного пребывания обучающихся. Отсутствие рядом привычного для ребёнка окружения (родителей или лиц, заменяющих их), новая среда, незнакомые люди - всё это лишает его ощущения защищённости. Этим обусловлена актуальность исследований, посвященных организации работы по социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Проблемой формирования социальных умений занимались ученые Л.С.Выготский, Ф.Фребель, М.Монтессори, А.П. Усова, О.Е.Грибова, Л.Н.Ефименкова, Н.С.Жукова, Р.Е. Левина, С.Я.Рубинштейн, Т.Б.Филичева, А.В.Ястребова и др.
С.Я. Рубинштейн отмечал: «Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие» [7].
Организационные аспекты работы по социальной адаптации обучающихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) также должны отвечать Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) [3].
В стандарте предусматриваются развитие в каждом обучающемся готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность у них мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, а также – ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Содержание стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью также включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции», в т.ч. специальную индивидуальную программу реабилитации (СИПР) для детей с тяжелой степенью умственной отсталости [2].
Развития личности обучающихся в период младшего школьного возраста обуславливается как их физическим созреванием, так и социокультурным влиянием, пропущенным младшими школьниками через собственное сознание, что делает данный возрастной этап периодом, постоянно обновляющимся и сензитивным к общественным изменениям и задачам времени. Этап младшего школьного возраста проходит сложнее тогда, когда обучающийся имеет ограниченные возможности здоровья.
Специфические особенности социальной адаптации детей, имеющих физические и психические нарушения будут скомпенсированы при соблюдении ряда условий.
Система психолого-педагогической деятельности школы-интерната ориентирована на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений обучающихся с интеллектуальными нарушениями с окружающим социумом, самим собой, направлена на формирование у младших школьников с интеллектуальными нарушениями готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, формирования таких ценностей, как семья, Отечество, культура, толерантность, экологическое благополучие; формирование у учеников уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, ответственности за будущее своей страны, о чем говориться в Образовательной программе ОГБОУ «Рязанская школа-интернат».
Одним из направлений Образовательной программы ОГБОУ «Рязанская школа-интернат» является организация работы по социальной адаптации обучающихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) должна быть направлена на создание такой среды в образовательном учреждении, которая предполагает:
- анализ тенденции развития личности обучающегося и характера его повседневных взаимоотношений;
- определение степени осуществления поставленных образовательных задач;
- осуществление мониторинга качества освоения учениками содержания образования;
- своевременное выявление трудностей конкретного ученика и оказание ему индивидуальной помощи в их преодолении, с корректированием системы используемых технологий, методов и приемов;
- формирование культурной личности обучающегося, его адаптация и интеграция в общество;
- формирование социальных качеств личности, обеспечивающих социальную адаптацию, в социуме: толерантность, ответственность, умение конструктивно взаимодействовать в группе, привычка заботиться об окружающих, соблюдение правил коммуникационной культуры, навыки следования принятым в обществе нормам и правилам;
- предоставление возможностей качественного обучения учащихся и разностороннего их развития посредством дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Совместно с педагогами ОГБОУ «Рязанская школа-интернат» я принимала активное участие в различных мероприятиях, направленных на социализацию детей с нарушением интеллекта в формах подготовки и проведения классных часов на темы: «О равнодушии и добре», «Что значит быть дисциплинированным», «Учимся сочувствовать» и др.
Одним из ярких событий в сентябре 2019 года стало участие обучающихся нашей школы в региональном фестивале «Я такой, как все», где дети с ОВЗ с нарушением слуха и зрения, дети с расстройством акустического спектра, нарушением речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, тяжелыми множественными нарушениями развития принимали активное участие.
Традиционное социокультурное мероприятие проводимое в стенах нашего образовательного учреждения «Мы рады вас видеть» в рамках проекта «Мы разные, мы равные». В нем принимают активное участие такие образовательные учреждения как ОГБОУ «Школа-интернат «Вера» (организатор), ОГБОУ «Школа № 23», ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии».
Большой потенциал социализации личности детей с нарушением интеллекта несёт сотрудничество школы с различными благотворительными организациями и организациями: благотворительный фонд «Радость детства» (праздник для детей 1 - 5 классов); православное молодёжное общество «Гранат» (поздравление с Новым годом и Рождеством); вокально-инструментальная студия «Золотые нотки» (концертные программы); информационно-образовательный центр «Содружество» (поздравление с Новым годом). Продолжается сотрудничество с библиотекой-филиалом № 10, № 12, с «Библиотекой им. Горького» (систематическая работа по разработанным программам), с «Культурно-досуговым центром «Октябрь», где педагоги и учащиеся принимают самое активное участие.
Моя работа с детьми с нарушением интеллекта (с умственной отсталостью легкой и средней степени) мною была сконцентрирована на
- компенсации эмоциональной незрелости,
- развитии волевых качеств личности,
- снижении негативных поведенческих реакций за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого ребенка.
Остановимся более подробно на каждом из указанных направлений.
Становление механизмов эмоциональной саморегуляции и развитие эмоциональной сферы школьников с легкой и умеренной умственной отсталостью происходит на фоне выраженного недоразвития познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия).
Поэтому важно, работая над компенсацией эмоциональной незрелости, уделять внимание развитию высших психических функций в целом. Для этого мною составлен комплекс упражнений.
В своей каждодневной работе я уделяю время уточнению настроения учащихся, активно использую мимические упражнения с опорой на картинки с изображение настроения людей. Детям предлагается на несколько минут удерживать то или иное выражение лица, а затем прокомментировать свое состояние. Например, мне грустно – мне радостно; я обижен – я доволен.
После чего дети перечисляют все эмоции, утешают обидевшихся, стараются развеселить загрустивших.
Систематически ведется работа по расширению активного словаря воспитанников, направленная на понимание и использование таких социально-значимых понятий как «добро», «забота», «внимание», «взаимовыручка», «добросовестность», «трудолюбие» и др.
Моделирование ситуации социального взаимодействия способствует налаживания взаимодействия между детьми, группой детей. Учащимся предлагается, например, ситуация, когда «друг взял у тебя книгу на один день, а не отдает уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь реплику, которая у тебя на карточке». Дети считывают реплики с карточки-опоры, при этом стараются изобразить на лице эмоции. Варианты на карточках могут быть такими:
- Если ты не принесешь мне завтра же книгу, то тебе не поздоровится! Предупреждаю!
- Извини, но мне очень нужна книга.
- Немедленно верни книгу!
- Ты – нахал! Почему не принес мне книгу?!
- Послушай, что с тобой случилось? Ты здоров? Я волнуюсь, ты не принес мне книгу, может я зайду к тебе?
- Пожалуйста, принеси мне книгу, она мне нужна. Если захочешь, то я тебе потом дам ее дочитать.
Следующий прием можно назвать «Регулировщик».
Детям предлагается картинка регулировщика и два направления развития сюжета, учащиеся должны выбрать то, которое им близко в данный момент. Этот прием помогает воспитанникам определиться с настроением, попытаться отрегулировать свое эмоциональное состояние.
Для развития эмоционально-волевой сферы мною активно используются театрализованные сюжетно-ролевые игры, которых учащимся даются различные «семейные» роли. Например, сказка «Репка», отрывки из сказок А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане» и т.п. помогают детям с нарушением интеллекта «прожить» определенные ситуации, а затем вместе с воспитателем «оценить» поведение каждого персонажа.
Обучая позитивным поведенческим реакциям, в своей работе я использую различные спортивные игры, где дети каждый раз становясь членом разных команд, учатся взаимодействовать, соблюдать правила игры, выигрывать и проигрывать.
Из вышеописанного можно сделать вывод, что социальная адаптация обучающихся с нарушением интеллекта подразумевает собой изменение роли личности в обществе и ведет к позитивным изменениям социальной адаптации.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации26 декабря 2012 года.
2. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 О введении ФГОС ОВЗ (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)).
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. [Текст]//Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
5. Иванова Н.Н. Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями. [Текст] // Дефектология, №2, 2004.
6. Педагогические условия обеспечения адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности В. Н. Мезинов, О. Ю. Люленкова https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-obespecheniya-adaptatsii-mladshego-shkoln...
7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. [Текст]//М.: Просвещение, 1986. - 190с.
Скачать вложение