Путешествие в весенний лес к Умной Сове
Автор: Сурикова Анжелика Зиновьевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №138" г. РязаньНепосредственная образовательная деятельность с детьми по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе.
Цель:
Обучающая:
- познакомить детей со звуками в и вь, уметь их сравнивать и различать, закрепить навыки произношения этих звуков;
- познакомить с характеристикой этих звуков
Развивающая:
- развивать у детей умение дифференцировать звуки в и вь;
- способствовать развитию у детей фонематического слуха;
- способствовать развитию мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.
Воспитательная:
- способствовать умению детей вслушиваться в свою речь и речь окружающих,
- способствовать воспитанию аккуратности при использовании раздаточного материала.
Коррекционная:
- развивать фонематический слух;
- совершенствовать артикуляционную моторику, речевое дыхание и голос;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать слуховую память, мышление.
Продолжительность: 25 мин.
Оборудование: интерактивная доска, диск с записью Умной Совы, конверт с заданиями, полянки (синяя и зеленая), предметные картинки со звуками [В]-[Вь], фланелевые экранчики, природный материал (семена арбуза и хурмы), игрушка Совенок , рабочие тетради.
Ход занятия
Оргмомент.
Логопед:
- Дети, к нам сегодня в детский сад, пришло письмо. Посмотрим, кто нам его прислал? Здесь диск, давайте его послушаем.
Запись на диске. (диск прилагается)
Звуковое письмо от умной совы из леса:
«Дорогие дети, вот и подходит к концу учебный год, вы стали старше, я долго наблюдала за вами, прилетала в детский сад, заглядывала к вам в окна, когда вы занимались. У меня далеко в лесу спрятан клад, добраться до него не просто. Нужно выполнить несколько моих заданий. Задания вы найдёте в конверте. Ваша Умная Сова».
- Ребята, мы выполним задания, и отправимся в весенний лес за кладом наших с вами друзей Вали и Вити.
- Ребята, какой звук слышится в начале имени Валя?
- Звук [В]
- Как он звучит твёрдо или мягко?
- Твёрдо.
- В каком замке будет жить звук [В]?
- В синем замке.
- Послушайте характеристику звука В – согласный, твёрдый. Каким значком будем обозначать этот звук?
- Звук [В] будем обозначать синим цветом.
- Давайте вместе произнесём этот звук.
Логопед и дети вместе проговаривают звук [В]
- Дети, какой звук слышится в начале имени Витя?
- Звук [Вь].
- В каком замке будет жить этот звук?
- Звук [Вь] будет жить в зелёном замке.
- Послушайте характеристику звука [Вь] – согласный, мягкий.
- Ребята, давайте назовём имена мальчиков и девочек, в которых слышатся звуки [в-вь].
Дети называют имена по очереди. ( Ваня, Вася, Вадим, Вова, Вера, Вероника, Валера, Варя, Слава, Клава, Сева, Виталик. Лёва. Павел).
- Ребята, проходите и садитесь на подушечки. Я вам предлагаю выполнить следующее задание Умной Совы: отгадать загадки.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
Хлопотун Егорка,
Взялся за уборку,
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся - чистый пол (веник)
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам (верблюд)
- Ребята, следующее задание от Умной Совы: разложи картинки по островам.
На ковре перед вами разложены картинки, в названии которых слышатся звуки [В] - [Вь], нужно разложить их на полянки. На синюю – с твердым звуком, а на зелёную – с мягким.
(вилка, варежки, веник, волк, ведро, витрина, варенье, весло, вагоны, вечер, вата, воробей, валенки, вода).
- Молодцы! У вас отлично все получилось! Теперь давайте откроем рабочие тетради ( Гомзяк (стр.19) «Подарим картинки Вале и Вите»
Дети выполняют самостоятельно задание в рабочей тетради. Педагог контролирует выполнение задания.
Физминутка. Динамическая пауза «Краски весны»
Снова нет ручьям покоя-
День и ночь журчат в кустах (бегут по кругу друг за другом)
Ходит солнце золотое
В чистых – чистых небесах (спокойно идут друг за другом)
Льёт лучи на лес и луг (приседают – встают)
И на все цветы вокруг («цветок» над головой)
- Следующее задание мы выполним в тетрадях. (Л.М. Граб) Добраться до клада, нам поможет маленький кораблик. Необходимо провести его по ручейку.
Графическое задание на тему «Весна»
Буква В. Связь звуков и буквы.
Логопед выставляет букву на наборное полотно.
- Вот буква В видна вдали-
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
- Дети, давайте попробуем выложить на экранчике букву «В» с помощью природного материала.
Дети выполняют задание.
Итог занятия.
-Молодцы! Вы все отлично справились с заданиями Умной Совы!
Что нового узнали? С какими звуками познакомились?
Что в занятии показалось трудным?
Молодцы! Все задания выполнили, а вот и сундучок с кладом, а в нем подарок от Умной Совы – игрушка Совенок (раздается каждому ребенку)
Литература:
1. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», Москва Владос, 2001 г.
2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001г.
3. О.С. Гомзяк . Рабочая тетрадь Говорим правильно в 6-7 лет Москва Издательство Гном, 2013г.
4. Л.М. Граб. Рабочая тетрадь «Развиваем графические навыки» Издательство Гном и Р, 2008г.
Во вложении видео-файл к уроку (wmv, 11MB)
Скачать вложение