Рабочая тетрадь по социально-бытовой ориентировке
Автор: Симкина Татьяна Федоровна, ОГБОУ "Школа №23 г.Рязани", учитель СБОДля 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Целью данной работы является разработка современного учебно-педагогического комплекса по предмету «Социально-бытовая ориентировка», способствующего повышению эффективности обучения, а также развитию личности обучающихся с умственной отсталостью.
Задачи:
1. развитие мышления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2. более прочное усвоение теоретических положений, а также приобретение практических умений и навыков на основе решения развивающих, творческих заданий;
3. контроль за результатом обучения учащихся на уроках СБО и формирование у них умений и навыков самоконтроля.
Объектом воздействия являются обучающиеся с умственной отсталостью пятого класса.
Предмет разработки: активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством использования упражнений, игр и заданий рабочей тетради по СБО.
Гипотеза: использование разработанного пособия на уроках СБО будет способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, позволит организовывать активную самостоятельную деятельность учащихся, поддерживать стойкий интерес обучающихся с умственной отсталостью к предмету, что будет являться благоприятным условием для активизации внимания учащихся, повышения их познавательной активности, продуктивности умственных действий, лучшему усвоению изучаемого материала.
Рабочая тетрадь по СБО для учащихся 5 класса представляет собой совокупность разнообразных заданий по всем разделам курса.
Тетрадь, в которую собран дидактический материал в соответствии с требованиями теоретической и практической частей программы, составлена с учетом особенностей психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задания пособия дают возможность учителю организовать контроль за качеством знаний и умений на протяжении всего времени изучения курса (их объем, осознанность, действенность), возможность своевременно оказать учащимся необходимую помощь и учесть индивидуальные особенности каждого.
Пособие служит для индивидуальной самостоятельной работы учащихся и содержит задания обучающего, контролирующего, творческого плана, предполагающие выполнение цифровых и буквенных заданий, заполнение таблиц, анализ конкретных жизненных ситуаций и т.д.
Работая с тетрадью обучающиеся с умственной отсталостью отгадывают загадки, подписывают названия, заканчивают предложения, указывают последовательность тех или иных действий цифрами и т.д.
При составлении заданий сохранялся принцип индивидуализации и дифференциации, требующий учета не только недостатков умственного и психического развития, но и учета сохранных возможностей, на которые можно и нужно опираться для успешного компенсирования дефекта, поэтому предлагаемые задания содержат разную степень сложности и способствуют развитию мыслительной активности.
При разработке рабочей тетради учитывалось:
1) обеспечение разнообразия заданий для самостоятельного выполнения, что позволяет активизировать различные познавательные процессы учащихся и обеспечить контроль качества знаний и умений;
2) дифференциация предлагаемых заданий по трудности, сложности, объему на основе учета динамически изменяющихся в процессе обучения возможностей учеников самостоятельно выполнять различные задания, что дает возможность учителю варьировать количество заданий по основном темам курса, учитывая особенности класса и уровень подготовки каждого учащегося;
3) Сочетание самостоятельной работы учеников на всех основных этапах урока с другими методами и приемами обучения, что способствует более сознательному и прочному усвоению и закреплению учебного материала, при этом не требующего затрат дополнительного времени.
В тетради нашли отражение все основные вопросы курса, различающиеся по степени трудности, по подробности или сжатости инструкции. Последовательность предлагаемого в рабочей тетради материала соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 5-9 классах под редакцией Воронковой В.В.
Литература:
1. Воронкова В.В. (ред.) Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы. Сборник 1. - М.: Владос, 2011.- 228 с.
2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. -192с.
3. Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Пертикова А. Г., Платонова Н. М., Щербакова А. М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М. Владос, 2014. – 304 с.
4. Лыкова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида. 5-9 классы – М.: ВЛАДОС, 2015. – 136 с.
Полный вариант статьи с рецензией во вложении (zip, 7MB)
Задачи:
1. развитие мышления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2. более прочное усвоение теоретических положений, а также приобретение практических умений и навыков на основе решения развивающих, творческих заданий;
3. контроль за результатом обучения учащихся на уроках СБО и формирование у них умений и навыков самоконтроля.
Объектом воздействия являются обучающиеся с умственной отсталостью пятого класса.
Предмет разработки: активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством использования упражнений, игр и заданий рабочей тетради по СБО.
Гипотеза: использование разработанного пособия на уроках СБО будет способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, позволит организовывать активную самостоятельную деятельность учащихся, поддерживать стойкий интерес обучающихся с умственной отсталостью к предмету, что будет являться благоприятным условием для активизации внимания учащихся, повышения их познавательной активности, продуктивности умственных действий, лучшему усвоению изучаемого материала.
Рабочая тетрадь по СБО для учащихся 5 класса представляет собой совокупность разнообразных заданий по всем разделам курса.
Тетрадь, в которую собран дидактический материал в соответствии с требованиями теоретической и практической частей программы, составлена с учетом особенностей психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задания пособия дают возможность учителю организовать контроль за качеством знаний и умений на протяжении всего времени изучения курса (их объем, осознанность, действенность), возможность своевременно оказать учащимся необходимую помощь и учесть индивидуальные особенности каждого.
Пособие служит для индивидуальной самостоятельной работы учащихся и содержит задания обучающего, контролирующего, творческого плана, предполагающие выполнение цифровых и буквенных заданий, заполнение таблиц, анализ конкретных жизненных ситуаций и т.д.
Работая с тетрадью обучающиеся с умственной отсталостью отгадывают загадки, подписывают названия, заканчивают предложения, указывают последовательность тех или иных действий цифрами и т.д.
При составлении заданий сохранялся принцип индивидуализации и дифференциации, требующий учета не только недостатков умственного и психического развития, но и учета сохранных возможностей, на которые можно и нужно опираться для успешного компенсирования дефекта, поэтому предлагаемые задания содержат разную степень сложности и способствуют развитию мыслительной активности.
При разработке рабочей тетради учитывалось:
1) обеспечение разнообразия заданий для самостоятельного выполнения, что позволяет активизировать различные познавательные процессы учащихся и обеспечить контроль качества знаний и умений;
2) дифференциация предлагаемых заданий по трудности, сложности, объему на основе учета динамически изменяющихся в процессе обучения возможностей учеников самостоятельно выполнять различные задания, что дает возможность учителю варьировать количество заданий по основном темам курса, учитывая особенности класса и уровень подготовки каждого учащегося;
3) Сочетание самостоятельной работы учеников на всех основных этапах урока с другими методами и приемами обучения, что способствует более сознательному и прочному усвоению и закреплению учебного материала, при этом не требующего затрат дополнительного времени.
В тетради нашли отражение все основные вопросы курса, различающиеся по степени трудности, по подробности или сжатости инструкции. Последовательность предлагаемого в рабочей тетради материала соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 5-9 классах под редакцией Воронковой В.В.
Литература:
1. Воронкова В.В. (ред.) Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы. Сборник 1. - М.: Владос, 2011.- 228 с.
2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. -192с.
3. Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Пертикова А. Г., Платонова Н. М., Щербакова А. М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М. Владос, 2014. – 304 с.
4. Лыкова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида. 5-9 классы – М.: ВЛАДОС, 2015. – 136 с.
Полный вариант статьи с рецензией во вложении (zip, 7MB)
Скачать вложение