Развитие навыков смыслового чтения при работе с текстовыми заданиями на уроках биологии
Автор: Ишкова Е.С., учитель биологии и химии, ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии» г.РязаниНе так важно научить детей читать,
намного важнее научить детей
обдумывать то, что они читают!
Джордж Карлин
За последние несколько десятилетий статус чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. Современных школьников все больше увлекают компьютерные игры, общение в социальных сетях, досуговому чтению уделяется все меньше и меньше времени. А в результате школа все чаще сталкивается с проблемой, когда учащиеся среднего и старшего звена плохо владеют навыками смыслового чтения. Прочитав текст, они не улавливают смысл прочитанного, не умеют формулировать основную мысль текста, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, находить ответы на вопросы по тексту.
намного важнее научить детей
обдумывать то, что они читают!
Джордж Карлин
Сейчас в школах осуществляется переход на новые образовательные стандарты, которые не обошли стороной и проблему чтения. Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. А это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Именно читательские умения обеспечивают школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, создают основу для самообучения и самообразования. Поэтому чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Практика показывает, что в начальной школе, обучая детей чтению, учителя больше внимания уделяют технической стороне чтения, а «осознанность чтения» уходит на второй план. В итоге учащиеся не овладевают навыками смыслового чтения на начальной ступени обучения и сталкиваются с серьезными проблемами в основной и старшей школе.
Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «смысловое чтение». [1, с. 7].
Это означает, что при изучении каждого учебного предмета должна вестись работа по формированию и развитию навыков смыслового чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Навык смыслового чтения включает в себя технику чтения, выделение главного, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизацию и обобщение.
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
«осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста». [2, с. 30]
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части входят в структуру всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.
Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.
Изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений:
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
- переносить информацию текста в виде кратких записей;
- различать темы и подтемы научного текста;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
- предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
- анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.
На своих уроках я замечаю, что при выполнении заданий, учащиеся часто допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Они с большим трудом воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в улавливании смысла прочитанного, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту. Необходима систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, пояснений. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.
Учителю необходимо создавать на уроках ситуации, направленные на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
На уроках биологии я использую несколько вариантов заданий с текстовой информацией, способствующих формированию навыков смыслового чтения:
1. «Биологический диктант». Работа со связным текстом, в котором преднамеренно пропущены термины и понятия. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу. Приведу примеры «биологических диктантов», которые я использую на своих уроках:
1). В 8 классе при актуализации знаний по теме «Выделительная система»:
- Парный орган бобовидной формы – …(почки);
- Функциональная единица почки – ... (нефрон);
- Название полости вогнутой части почек – …(почечная лоханка);
- Вещество, образуемое почками – …(моча);
- Последний участок в системе органов мочевыделения – ...(мочеиспускательный канал);
- Орган выделения, расположенный в тазовой полости, впереди толстой кишки – … (мочевой пузырь);
- Соединяет почки и мочевой пузырь – …(мочеточник).
- Движения тела происходят благодаря … … . .
- Эти мышцы выполняют функции ..., … и ... .
- Мышцы противоположного действия называются … ; действующие в одном направлении ... .
- Работа мышц, связанная с перемещением груза в пространстве называется - … ; а связанная с удержанием определенной позы - … .
- Длительная, непрерывная и однообразная работа вызывает … … .
Орган зрения состоит из глазного яблока и … аппарата. Глазное яблоко имеет шаровидную форму и снаружи покрыто тремя оболочками: наружной - …, средней … и внутренней… . Фиброзная оболочка подразделяется на заднюю непрозрачную часть - … и переднюю прозрачную - … . Сосудистая оболочка располагается под склерой, а передняя ее часть называется… . В центре ее находится небольшое отверстие - … , который может рефлекторно сужаться или расширяться с помощью гладких мышц, пропуская необходимое количество света. Сосудистая оболочка пронизана сетью … , питающих глазное яблоко.
За зрачком находится двояковыпуклый прозрачный… , который может рефлекторно менять свою кривизну, обеспечивая четкое изображение на сетчатке. В сетчатке располагаются рецепторы: … - рецепторы сумеречного зрения и … - рецепторы цветного зрения. Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным … телом.
2. «Работа над ошибками». Ученикам необходимо найти и исправить содержательные ошибки в тексте. Так, например, при изучении темы «Отдел Папоротниковидные» можно предложить ребятам прочитать отрывок из повести Н.В. Гоголя «Вечер на Ивана Купала» и найти в нем содержательную ошибку:
«Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай! Я тебя буду ждать о полночи в Медвежьем овраге».
Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.
«Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло.
(Содержательная ошибка — папоротниковидные — споровые растения, у них не бывает цветков).
На уроках зоологии при изучении отрядов класса Птицы можно дать задание по отрывку из стихотворения С.А. Есенина "Выткался на озере алый цвет зари..."
Выткался на озере алый цвет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
(Содержательная ошибка - иволга живёт и гнездится в кроне дерева, а не в дупле).
Также задания подобного типа могут использоваться во внеурочной деятельности, например, при проведении викторин, брейн-рингов, КВН и т.д.
3. Сопоставление, установление связи. Упражнение, требующее установить соответствие понятия и его свойства, связь между органом и функцией, предметом и явлением и т. д. Приведу примеры таких заданий:
1. Установить соответствие между классами животных и их особенностями:
Особенности животных |
Классы животных |
а). Кожа покрыта костными пластинками или роговыми чешуйками б). Кожа голая, у некоторых огрубевшая в). Развитие происходит на суше г). Развитие с метаморфозом д). Дыхание кожно-легочное е). Дыхание легочное |
1. Земноводные 2. Пресмыкающиеся |
2. Установите соответствие между видом отбора и результатом его действия
Результаты отбора |
Вид отбора |
а). Возникновение породы б). Возникновение сорта в). Возникновение бесплодных гибридов г). Возникновение в породе нового вида д). Возникновение приспособленности к окружающей среде е). Отсев наименее приспособленных членов популяции |
1. Естественный 2. Искусственный |
4. Задания с множественным выбором ответа. Задача учащихся выбрать несколько верных ответов из предложенных вариантов. Примеры заданий:
1). Выберите 3 правильных ответа:
Видами мышечной ткани являются:
а). Гладкая
б). Костная
в). Жировая
г). Поперечно-полосатая сердечная
д). Хрящевая
е). Поперечно полосатая скелетная
2). К эукариотическим организмам относятся:
а). сине-зеленые водоросли
б). грибы
в). бактериофаги
г). животные
д). бактерии
е). растения
5. «Вопрос — ответ». Задача учащихся, прочитав отрывок текста ответить на вопросы, используя содержание текста и имеющиеся у него знания по предмету.
Пример такого задания:
Появление культурных растений и домашних животных было обусловлено переходом человека от охоты и собирательства к земледелию и оседлой жизни. Культивирование растений и приручение животных позволяли обеспечить потребности людей в питании и одежде. Первые попытки одомашнивания животных делались уже 6-15 тыс. лет назад. 10-е тысячелетие до нашей эры считается началом истории культивирования многих растений и одомашнивания животных.
Домашние животные и культурные растения произошли от диких предков. Человек еще в древнейшие времена приручал животных, собирал семена полезных растений и высевал их около жилища, обрабатывал землю, а для новых посевов отбирал лучшие семена и коренья.
Длительный отбор растительных и животных организмов обусловил появление культурных форм с особыми свойствами, нужными человеку. Однако, основная роль в эволюции культурных растений и домашних растений принадлежит селекции — целенаправленному выведению новых сортов растений и пород животных с заданными свойствами.
1. Дайте понятие селекции как науке.
2. Какой тип отбора используется в селекции?
3. Что такое центр происхождения культурных растений? Назовите основные из них и приведите примеры растений, возникших в этом центре от древних культур.
6. «Кубик-рубик». Это упражнение контролирует правильность усвоения последовательности действий или этапов протекания биологических процессов. Ученик должен перераспределить предлагаемый материала в логической последовательности. Результатом работы является воссозданный связный текст.
Например,
Установите последовательность прохождения почвенного раствора и образовавшихся органических веществ по растению:
1). Из всасывающей зоны корня в проводящую
2). Из жилок листа в основную ткань
3). Из сосудов стебля в жилки листа
4). Из проводящей зоны корня в ксилему
5). Из основной ткани листа в жилку
6). Из почвы в корневые волоски
или
Установите путь прохождения пищи у лягушки в правильной последовательности:
1). Пищевод
2). Толстая кишка
3). Глотка
4). Тонкая кишка
5). Двенадцатиперстная кишка
6). Клоака
7). Ротовая полость
8). Желудок.
7. «Коротко о главном». Задание предполагает внесение в таблицу необходимой информации из текста.
Подобные задания можно использовать на этапе закрепления знаний.
Например, в 9 классе, изучив тему «Строение эукариотической клетки», учащимся предлагается, пользуясь текстом учебника, заполнить следующую таблицу:
Название структурного компонента клетки |
Строение |
Функции |
8. «Верно-неверно». Упражнение на выбор верных утверждений из предложенного списка предложений.
Примеры заданий:
1).Выберите правильные утверждения из предложенного списка:
а). Митоз — это способ непрямого деления эукариотических клеток.
б). В результате митоза из одной диплоидной клетки образуется четыре гаплоидные.
в). Митозом делятся соматические и половые клетки.
г). Митоз состоит из четырех последовательных стадий.
2). Выберите три правильных утверждения:
а). Пищеварение — это физико-химический процесс.
б). В ротовой полости начинается расщепление белков.
в). В тонком кишечнике происходит обратное всасывание воды.
г). Железы желудка выделяют желудочный сок, содержащий соляную кислоту.
д). Печень -это орган, вырабатывающий панкреатический сок.
е). Зубы выполняют функцию механической переработки пищи.
В процессе выполнения таких заданий у учащихся работают внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, активизируются все психические процессы. Благодаря данным приемам работы учащиеся осваивают разные стратегии работы с текстом, расширяют круг своего чтения, учатся решать задачи разного уровня сложности через обращение к тексту, а это, в свою очередь, способствует развитию навыков смыслового чтения.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. (07.02.2018)
2. Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова, Москва, «Просвещение», 2008
2. Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова, Москва, «Просвещение», 2008
Вложений нет
Скачать вложение