Развитие речи детей с ОВЗ в системе коррекционно-развивающей работы педагога-дефектолога МБ ДОУ Центр психолого-медико-педагогической и социальной помощи «Контакт»
Автор: Мельник Ксения Игоревна, педагог-дефектолог МБ ДОУ Центр психолого-медико-педагогической и социальной помощи «Контакт», г. Спас-Клепики, Рязанская областьВ Клепиковском центре психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Контакт», со дня основания ведется коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами. Все образовательные программы составлены в соответствии с ФГОС. Центр посещает 31 ребенок инвалид и 44 ребенка с ОВЗ.
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются несформированность высших психических функций: внимания, памяти, мышления, а также системное недоразвитие речи, нарушения моторики, эмоциональной сферы.
Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте некоторые дети с ОВЗ с нарушением коммуникативных функций с большим трудом понимают чужую речь, в лучшем случае, улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к их потребностям. Со временем начинают лучше понимать обращенную к ним речь, однако очень долго воспринимают только то, что связано с их личным опытом.
Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые дети могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети не умеют говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.
Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребенка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Не хватает терпения доверить это ребенку. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.
Придя в центр «Контакт» перед началом занятия, дети учатся самостоятельно переобуваться. Далее, на занятиях применяются тренажеры (башмачки, кофточка), на которых дети осваивают навыки расстегивания и застегивания пуговиц, молний, липучек. В разных вариантах также присутствуют и используются шнуровки.
Играя с набором детской посуды, дети учатся правильному обращению со столовыми приборам. Также дети учатся самостоятельно пить из чашки, правильно пользоваться вилкой и ложкой, и даже мыть посуду.
Развитие речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки считалки. Дети любят показывать «как сорока-ворона кашу варила», «ладушки-ладушки жили у бабушки», «Мишка-Косолапый». Проговаривая эти потешки и считалки, дети совместно с педагогом, учатся произносить отдельные звуки, слоги, слова.
Особое значение педагоги уделяют ролевым играм, в которых себе они отводят пассивную роль, а ребенку предоставляют возможность быть «ведущим героем». В игре «Магазин» ребенок - продавец рекламирует товары, в игре «Больница» - беседующий врач, в игре «Чаепитие» - предлагает гостю различные угощения. Если ребенок с ОВЗ не прошел стадию игры, ему необходимо и в школьном возрасте создавать условия для игры, для того, чтобы восполнить этот пробел в развитии, способствующий становлению и развитию речи.
Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов – телевизор и различные современные гаджеты. В некоторых семьях телевизор работает часами, как фон, дети смотрят мультфильмы через компьютер довольно продолжительное время, заменяя живое общение с родителями. Ребенок слышит быструю, непонятную речь – это может привести к психологическим и речевым комплексам. Поэтому большое значение должно отводится чтению детских книг, беседам.
В центре «Контакт» каждый педагог уделяет время на своем занятии для того, чтобы уютно расположится с ребенком на мягком коврике и почитать детскую книгу. Читает педагог очень выразительно, меняя интонацию и высоту голоса. Иногда небольшие прочитанные стихи заучиваются наизусть. Совместное чтение необходимо организовывать и в дальнейшем при обучении в школе, с пояснениями и выводами, сделанными взрослым и самими детьми. Это обогащает не только речевой их запас, но и способствует развитию мышления.
Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно. Детский мозг обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребенок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата.
От специалистов и современных методик по развитию речевой функции ребенка зависит многое, но не все. Основная роль принадлежит родителям. Близким людям нужно объединяться с врачами и педагогами, выполнять все их назначения, домашнее задание, идти одним путем, одной командой к намеченной цели.
Педагоги центра «Контакт» проводят для родителей дошкольников и школьников тематические консультации, выпускают буклеты, и памятки с рекомендациями. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей обязательно дадут положительный эффект.
Скачать вложение