Социальная адаптация и реабилитация детей с проблемами развития средствами краеведения
Автор: Пономарева Надежда Владимировна, педагог дополнительного образования Рязанского городского Дворца детского творчества; Кувшинкова Ирина Анатольевна, доцент кафедры ТОВиДО РИРО
Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования Рязанского городского Дворца детского творчества Н.В. Пономаревой подготовлено Кувшинковой И.А., доцентом кафедры ТОВиДО РИРО.
Дети, имеющие проблемы в социальном развитии в силу ряда обстоятельств (социальное сиротство, мигранты и т. д.), ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. У таких детей низкий уровень нервно-психического развития. Эта задержка отрицательно влияет на налаживание контактов со сверстниками, ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность). Есть проблема, связанная с различными отклонениями в поведении. Она касается гиперактивных детей.
Помочь детям почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у них представление об окружающем мире в его развитии, расширить границы внутреннего мира – основная педагогическая задача.
Поэтому деятельность педагога дополнительного образования Пономаревой Н.В. направлена на формирование компетенций, сопутствующих социальной адаптации учащихся, повышению уровня общего развития воспитанников и их подготовку к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Полноценная социальная адаптация детей и подростков с нарушениями социального развития невозможна без формирования системы их духовно-нравственного и социально-правового сознания и поведения, включения их в новую систему коммуникаций.
Всему этому способствует разработанная с учетом специфических особенностей обучающихся дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в историю родного края» (Приложение 1).
В ней приоритетное место отводится краеведческой работе. Краеведческая работа – это, прежде всего, развитие интереса учащихся к малой родине, проведение параллелей с историей страны, осознание сущности своей причастности как личности к истории и процессам преобразования в государстве.
Практика изучения истории родного края (краеведение) показала, что учащиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую, где в паре, на равных условиях должны работать учащийся и педагог. Главным, как ни странно, в этой работе должен быть интерес учащегося, педагог же становится направляющей стороной. Не секрет, что, изучая историю своего края в рамках школьной программы, школьники получают лишь часть знаний, тонкости учащиеся находят самостоятельно. Для этого необходимо найти такие источники получения знаний, которые будут интересны каждой из сторон учебного процесса. Таким источником может стать ученическое исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.
Научно-исследовательская работа – наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследование подразумевает творческую работу учащегося, направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научное исследование – это не только теоретическая, а в большей степени практическая деятельность. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно-исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не секрет, что изучение истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю, как переплетается история родного края с историей страны. Это задача педагога, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором. Научно-исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т. д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.
Проектная деятельность. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что важно в изучении истории родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты, готовые к внедрению. В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии, креативность учащихся. Главным аспектом проектной деятельности, который чаще всего вызывает трудность, является выбор темы проекта. Краеведение предполагает узконаправленный выбор темы. Это могут быть темы, связанные с историей поселка, семьи, развитие и реклама декоративного искусства малой родины, в которых учащиеся решают ту или иную проблему. Итогом работы проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта. Краеведческие проекты могут быть направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением истории родного края. Итогом проектов могут стать: выпуск книги «История моей Родины», постановка сценок из жизни людей данной местности, обрядовые праздники, фотоальбом «Мои достижения и вклад в историю поселка» и т. д.
Наряду с применением современных методов и приемов в краеведческой работе не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путем общения ученика и педагога с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала дает возможность ученикам получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться и обновляться уже самостоятельно.
Особо хотелось остановиться на экскурсионной работе. Экскурсии - это один из методов, который направлен на приобщение учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за вклад малой родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определенные цели и задачи, проходить в назначенное время и носить развивающий, обучающий и воспитательный характер. Итогом экскурсии могут стать выпуски газет, выставок, проспектов. Материал, полученный в ходе краеведческой экскурсии, учащиеся могут использовать не только на уроках истории, но и в краеведческой работе. Это могут быть комбинированные уроки других дисциплин (литература, русский язык, экология и др.).
Участие в краеведческой работе позволяет сформировать атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества педагога и детей, помогает в достижении главной цели, в выполнении своей миссии – социализации детей с отклонениями в развитии.
Помимо включения детей в изучение родного края программа решает следующие задачи: помочь ребенку лучше адаптироваться в обществе, расширить границы внутреннего мира; увидеть свое место в жизни, сформировать уверенность в своих возможностях; интериоризировать общечеловеческие нормы морали, доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания, помочь в развитии способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.
Дети, включенные в новые коммуникативные отношения, получают возможность в процессе общения и совместной деятельности в дружественном им коллективе формировать свой взгляд на мир и его ценности, накапливать жизненный опыт. Они учатся воспринимать и принимать себя такими, какие они есть, компенсируя проблемы в развитии приобретенными знаниями и умениями, учатся выстраивать межличностные отношения. В работе с детьми особое внимание уделяется развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развитию эмоциональной отзывчивости, формированию правил и норм культуры поведения в обществе.
Все это дает возможность положить фундамент, основу духовной личности, обеспечить чувство психологической защищенности, радости существования, чтобы каждый ребенок стал: Человеком, Гражданином, Личностью.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ РОДНОГО КРАЯ»
Срок реализации: 1 год.
Возраст участников программы: 11-12 лет.
Пояснительная записка.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Программа знакомит учащихся с истоками русской культуры, привлекает их внимание к истории семьи, родного края, города.
Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого ее изучения, готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.
В силу специфики восприятия и мышления данной категории детей они усваивают духовные ценности исторического прошлого через бытовую повседневность «русской старины». Этот подход продуктивен для усвоения исторических знаний; лучше и быстрее усваивается то, что связано с личным опытом ребенка. Изучение предметного мира открывает возможность для более глубокого и вдумчивого проникновения в мир истории.
Новым в программе являются развивающие тренинги и занятия по музейной педагогике. В работу включены тренинги, которые формируют коллектив и навыки межличностного общения учащихся. Занятия по музейной педагогике должны сформировать у детей потребность не только в получении знаний, но и в многократном посещении музеев, что позволит, разбудить стремление к творчеству, к познавательной деятельности, сделать жизнь ребенка более эмоционально насыщенной.
Формы организации занятий разнообразны и включают в себя экскурсии, походы, беседы, лекции, игры, викторины, решение кроссвордов, разбор иллюстраций, задания творческого характера, работу поискового характера, праздники народного календаря, природоохранную работу, экскурсии, тренинги, что развивает интеллект и сферу чувств, коммуникативную сферу, дает возможность убедиться, что источником познания является вся окружающая действительность: природа, материальная культура и явления общественной жизни.
Используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых:
• Эмоциональные: ситуация успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.
• Волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.
• Социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
• Познавательные: опора на субъектный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.
Структура занятия может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности, частей. Например, рассказ педагога, игра, разбор иллюстраций, беседа, результаты которой обобщаются детьми в изобразительной деятельности. Большое внимание уделяется практическим работам: например, требуется составить свою родословную.
Программа рассчитана на один учебный год. Рекомендуемый состав группы – 10 учащихся. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но можно и по группам, соответствующим интересам детей (7-8 человек).
Цель программы: создание условий для социальной адаптации и реабилитации детей средствами музейной педагогики и краеведческой деятельности.
Основные задачи программы:
1. Обучающие
• дать представление об историческом прошлом края, традициях своего народа, взаимосвязи разных народов, живущих в этом краю, о взаимодействии человека и окружающей среды;
• развивать и поддерживать интерес к различным аспектам истории края, научить основным практическим умениям краеведческой работы.
2. Воспитательные
• привить любовь и бережное отношение к родной земле, краю, в котором живешь, к его народу, сохранению материальной и духовной культуры;
• сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве, воспитать самосознание, самоуважение, а также адекватную самооценку, способствовать развитию у детей воображения, фантазии, творческой инициативы, умения общаться с представителями других поколений;
• обеспечить формирование опыта эмоционально-ценностных отношений к миру ровесников и взрослых.
3. Развивающие
• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития индивидуальности и творческого потенциала личности;
• развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер, логического мышления, наблюдательности, внимания.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения дети должны иметь представление о следующем:
• что изучает краеведение;
• истории русских имен;
• истории возникновения городов Рязани и Переяславля Рязанского;
• отдельных аспектах материальной культуры Древней Руси;
• начальном школьном образовании XIX века;
• архитектурных памятниках города Рязани.
В результате обучения дети должны уметь:
• рассказать о ремеслах Рязанской области;
• составить родословную по алгоритму;
• перечислить состав русского народного костюма Рязанской области;
• рассказать о русских календарных праздниках;
• вести себя в общественных местах.
Для подведения итогов программы используется презентация творческих заданий учащихся.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 137KB)
Помочь детям почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у них представление об окружающем мире в его развитии, расширить границы внутреннего мира – основная педагогическая задача.
Поэтому деятельность педагога дополнительного образования Пономаревой Н.В. направлена на формирование компетенций, сопутствующих социальной адаптации учащихся, повышению уровня общего развития воспитанников и их подготовку к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Полноценная социальная адаптация детей и подростков с нарушениями социального развития невозможна без формирования системы их духовно-нравственного и социально-правового сознания и поведения, включения их в новую систему коммуникаций.
Всему этому способствует разработанная с учетом специфических особенностей обучающихся дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в историю родного края» (Приложение 1).
В ней приоритетное место отводится краеведческой работе. Краеведческая работа – это, прежде всего, развитие интереса учащихся к малой родине, проведение параллелей с историей страны, осознание сущности своей причастности как личности к истории и процессам преобразования в государстве.
Практика изучения истории родного края (краеведение) показала, что учащиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую, где в паре, на равных условиях должны работать учащийся и педагог. Главным, как ни странно, в этой работе должен быть интерес учащегося, педагог же становится направляющей стороной. Не секрет, что, изучая историю своего края в рамках школьной программы, школьники получают лишь часть знаний, тонкости учащиеся находят самостоятельно. Для этого необходимо найти такие источники получения знаний, которые будут интересны каждой из сторон учебного процесса. Таким источником может стать ученическое исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.
Научно-исследовательская работа – наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследование подразумевает творческую работу учащегося, направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научное исследование – это не только теоретическая, а в большей степени практическая деятельность. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно-исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не секрет, что изучение истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю, как переплетается история родного края с историей страны. Это задача педагога, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором. Научно-исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т. д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.
Проектная деятельность. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что важно в изучении истории родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты, готовые к внедрению. В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии, креативность учащихся. Главным аспектом проектной деятельности, который чаще всего вызывает трудность, является выбор темы проекта. Краеведение предполагает узконаправленный выбор темы. Это могут быть темы, связанные с историей поселка, семьи, развитие и реклама декоративного искусства малой родины, в которых учащиеся решают ту или иную проблему. Итогом работы проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта. Краеведческие проекты могут быть направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением истории родного края. Итогом проектов могут стать: выпуск книги «История моей Родины», постановка сценок из жизни людей данной местности, обрядовые праздники, фотоальбом «Мои достижения и вклад в историю поселка» и т. д.
Наряду с применением современных методов и приемов в краеведческой работе не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путем общения ученика и педагога с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала дает возможность ученикам получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться и обновляться уже самостоятельно.
Особо хотелось остановиться на экскурсионной работе. Экскурсии - это один из методов, который направлен на приобщение учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за вклад малой родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определенные цели и задачи, проходить в назначенное время и носить развивающий, обучающий и воспитательный характер. Итогом экскурсии могут стать выпуски газет, выставок, проспектов. Материал, полученный в ходе краеведческой экскурсии, учащиеся могут использовать не только на уроках истории, но и в краеведческой работе. Это могут быть комбинированные уроки других дисциплин (литература, русский язык, экология и др.).
Участие в краеведческой работе позволяет сформировать атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества педагога и детей, помогает в достижении главной цели, в выполнении своей миссии – социализации детей с отклонениями в развитии.
Помимо включения детей в изучение родного края программа решает следующие задачи: помочь ребенку лучше адаптироваться в обществе, расширить границы внутреннего мира; увидеть свое место в жизни, сформировать уверенность в своих возможностях; интериоризировать общечеловеческие нормы морали, доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания, помочь в развитии способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.
Дети, включенные в новые коммуникативные отношения, получают возможность в процессе общения и совместной деятельности в дружественном им коллективе формировать свой взгляд на мир и его ценности, накапливать жизненный опыт. Они учатся воспринимать и принимать себя такими, какие они есть, компенсируя проблемы в развитии приобретенными знаниями и умениями, учатся выстраивать межличностные отношения. В работе с детьми особое внимание уделяется развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развитию эмоциональной отзывчивости, формированию правил и норм культуры поведения в обществе.
Все это дает возможность положить фундамент, основу духовной личности, обеспечить чувство психологической защищенности, радости существования, чтобы каждый ребенок стал: Человеком, Гражданином, Личностью.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ РОДНОГО КРАЯ»
Срок реализации: 1 год.
Возраст участников программы: 11-12 лет.
Пояснительная записка.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Программа знакомит учащихся с истоками русской культуры, привлекает их внимание к истории семьи, родного края, города.
Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого ее изучения, готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.
В силу специфики восприятия и мышления данной категории детей они усваивают духовные ценности исторического прошлого через бытовую повседневность «русской старины». Этот подход продуктивен для усвоения исторических знаний; лучше и быстрее усваивается то, что связано с личным опытом ребенка. Изучение предметного мира открывает возможность для более глубокого и вдумчивого проникновения в мир истории.
Новым в программе являются развивающие тренинги и занятия по музейной педагогике. В работу включены тренинги, которые формируют коллектив и навыки межличностного общения учащихся. Занятия по музейной педагогике должны сформировать у детей потребность не только в получении знаний, но и в многократном посещении музеев, что позволит, разбудить стремление к творчеству, к познавательной деятельности, сделать жизнь ребенка более эмоционально насыщенной.
Формы организации занятий разнообразны и включают в себя экскурсии, походы, беседы, лекции, игры, викторины, решение кроссвордов, разбор иллюстраций, задания творческого характера, работу поискового характера, праздники народного календаря, природоохранную работу, экскурсии, тренинги, что развивает интеллект и сферу чувств, коммуникативную сферу, дает возможность убедиться, что источником познания является вся окружающая действительность: природа, материальная культура и явления общественной жизни.
Используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых:
• Эмоциональные: ситуация успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.
• Волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.
• Социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
• Познавательные: опора на субъектный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.
Структура занятия может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности, частей. Например, рассказ педагога, игра, разбор иллюстраций, беседа, результаты которой обобщаются детьми в изобразительной деятельности. Большое внимание уделяется практическим работам: например, требуется составить свою родословную.
Программа рассчитана на один учебный год. Рекомендуемый состав группы – 10 учащихся. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но можно и по группам, соответствующим интересам детей (7-8 человек).
Цель программы: создание условий для социальной адаптации и реабилитации детей средствами музейной педагогики и краеведческой деятельности.
Основные задачи программы:
1. Обучающие
• дать представление об историческом прошлом края, традициях своего народа, взаимосвязи разных народов, живущих в этом краю, о взаимодействии человека и окружающей среды;
• развивать и поддерживать интерес к различным аспектам истории края, научить основным практическим умениям краеведческой работы.
2. Воспитательные
• привить любовь и бережное отношение к родной земле, краю, в котором живешь, к его народу, сохранению материальной и духовной культуры;
• сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве, воспитать самосознание, самоуважение, а также адекватную самооценку, способствовать развитию у детей воображения, фантазии, творческой инициативы, умения общаться с представителями других поколений;
• обеспечить формирование опыта эмоционально-ценностных отношений к миру ровесников и взрослых.
3. Развивающие
• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития индивидуальности и творческого потенциала личности;
• развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер, логического мышления, наблюдательности, внимания.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения дети должны иметь представление о следующем:
• что изучает краеведение;
• истории русских имен;
• истории возникновения городов Рязани и Переяславля Рязанского;
• отдельных аспектах материальной культуры Древней Руси;
• начальном школьном образовании XIX века;
• архитектурных памятниках города Рязани.
В результате обучения дети должны уметь:
• рассказать о ремеслах Рязанской области;
• составить родословную по алгоритму;
• перечислить состав русского народного костюма Рязанской области;
• рассказать о русских календарных праздниках;
• вести себя в общественных местах.
Для подведения итогов программы используется презентация творческих заданий учащихся.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 137KB)
Скачать вложение