Театрализованная игра как средство развития эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в разновозрастной группе
Автор: Родина Ирина Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 118» г. Рязани; Виноградова Алина Николаевна, ст. преподаватель кафедры ДиНО РИРО
Обобщение педагогического опыта воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 118» г. Рязани Родиной Ирины Викторовны подготовлено Виноградовой А.Н., ст. преподавателем кафедры ДиНО РИРО.
В последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
В целом в психическом облике и поведении данной категории детей отмечаются черты незрелости, то есть те качества, которые характеризуют личностную незрелость: преобладают «слабость волевого усилия, непосредственность, поверхностность переживаний, лабильность настроения, несамостоятельность и внушаемость». Межличностные отношения характеризуются неустойчивостью. В процессе выполнения заданий у таких детей, как правило, «возникают различные трудности, которые часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции или боязнь неудач, что приводит к формированию заниженной самооценки».
При поступлении в дошкольную образовательную организацию дети с ЗПР представляют собой крайне разнородную группу (по возрасту, характеру и степени нарушения, наличию/отсутствию дополнительных отклонений в развитии, уровню развития речи и др.) объединенную общей проблемой – задержкой в развитии эмоционально-волевой сферы.
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или «состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни».
Воля – «форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением».
Эмоциональная сфера – важнейшая система психики человека, «тесно связанная с когнитивной, волевой, мотивационной сферами, влияющая на любое проявление человеческой активности и обеспечивающая адаптацию к изменяющимся условиям окружающей действительности».
Несформированность или нарушение эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на развитие личности детей и процесс социализации ребенка в современном мире. Именно поэтому современное дошкольное образование позиционирует раннее выявление, комплексную коррекцию и систематическое формирование у дошкольников базовых социально-коммуникативных компетенций, составной частью которых является эмоционально-волевая компетенция.
Важное место в педагогической деятельности Родиной Ирины Викторовны, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 118» г. Рязани занимает работа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованные игры. С одной стороны театрализованная игра – это доступная, интересная и эмоционально приятная детям деятельность, с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития ребенка.
Педагог, работая над данной проблемой, использует программные материалы, методы и приемы, предложенные авторами различных парциальных программ и методических пособий: Бурениной А.И., Колунтаевой Л.И. «Найди себя»; Гончаровой О.В. «Театральная палитра»; Савиной Е.Г. «Театральные ступеньки»; Чурилова Э.Г. «Арт-фантазия» и программы Локтевой Е.В. для детей с ЗПР «Театр и дети».
С помощью театрализованной игры дети познают мир, учатся общаться между собой. Сценическое искусство «дарует маленьким зрителям и юным актерам удивительное чувство сопереживания, эмоционального соучастия в самом процессе творчества».
Театрализованная деятельность, организованная педагогом в образовательном процессе в условиях разновозрастной группы способствует развитию у детей с ЗПР более устойчивой эмоционально-волевой сферы (формируется воля, выдержка и самоконтроль, ребенок учится контролировать свои эмоции, регулировать свое поведение в зависимости от текущего действия), что благоприятно влияет на общее развитие дошкольников.
Содержательный аспект педагогической деятельности воспитателя по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР ориентирован на комплексное решение задач ФГОС ДО через интеграцию образовательных областей, видов деятельности и разнообразие используемых свободных форм организации видов детской деятельности в режимных моментах. Театрализованная деятельность, организованная педагогом в образовательном процессе в условиях разновозрастной группы, позволяет решать следующие задачи:
- социально-коммуникативное развитие в игровой, коммуникативной деятельности – дети с ЗПР включаются в систему социальных отношений через образы «своих» героев, «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения;
- познавательное развитие в исследовательской, конструктивно-модельной деятельности – дети обогащают свои первичные представления и творчески применяют полученные умения в самостоятельной деятельности;
- речевое развитие в коммуникативной деятельности, в процессе восприятия художественной литературы и фольклора – у детей с ЗПР активизируется и обогащается словарь, развивается диалогическая речь;
- художественно-эстетическое развитие в музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности – дети приобщаются к восприятию различных видов искусств; у них развиваются творческие способности в процессе совместной с родителями и педагогами подготовки к спектаклям (изготавливаются декорации, элементы костюмов к выбранному для драматизации произведению, создаются «рисунки танцев» для героев художественных произведений, подбираются и разучиваются музыкальные произведения, музыкально-пластические этюды);
- физическое развитие в двигательной деятельности – развиваются основные движения, улучшается координация, что дает возможность ребенку с ЗПР раскрепоститься и ощутить возможности своего тела, добиться эмоциональной разрядки, снять переутомление.
Родина И.В. вышеперечисленные задачи в образовательном процессе решает поэтапно, систематически, последовательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ЗПО. Рассмотрим этапы работы педагога.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 151KB)
В целом в психическом облике и поведении данной категории детей отмечаются черты незрелости, то есть те качества, которые характеризуют личностную незрелость: преобладают «слабость волевого усилия, непосредственность, поверхностность переживаний, лабильность настроения, несамостоятельность и внушаемость». Межличностные отношения характеризуются неустойчивостью. В процессе выполнения заданий у таких детей, как правило, «возникают различные трудности, которые часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции или боязнь неудач, что приводит к формированию заниженной самооценки».
При поступлении в дошкольную образовательную организацию дети с ЗПР представляют собой крайне разнородную группу (по возрасту, характеру и степени нарушения, наличию/отсутствию дополнительных отклонений в развитии, уровню развития речи и др.) объединенную общей проблемой – задержкой в развитии эмоционально-волевой сферы.
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или «состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни».
Воля – «форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением».
Эмоциональная сфера – важнейшая система психики человека, «тесно связанная с когнитивной, волевой, мотивационной сферами, влияющая на любое проявление человеческой активности и обеспечивающая адаптацию к изменяющимся условиям окружающей действительности».
Несформированность или нарушение эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на развитие личности детей и процесс социализации ребенка в современном мире. Именно поэтому современное дошкольное образование позиционирует раннее выявление, комплексную коррекцию и систематическое формирование у дошкольников базовых социально-коммуникативных компетенций, составной частью которых является эмоционально-волевая компетенция.
Важное место в педагогической деятельности Родиной Ирины Викторовны, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 118» г. Рязани занимает работа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованные игры. С одной стороны театрализованная игра – это доступная, интересная и эмоционально приятная детям деятельность, с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития ребенка.
Педагог, работая над данной проблемой, использует программные материалы, методы и приемы, предложенные авторами различных парциальных программ и методических пособий: Бурениной А.И., Колунтаевой Л.И. «Найди себя»; Гончаровой О.В. «Театральная палитра»; Савиной Е.Г. «Театральные ступеньки»; Чурилова Э.Г. «Арт-фантазия» и программы Локтевой Е.В. для детей с ЗПР «Театр и дети».
С помощью театрализованной игры дети познают мир, учатся общаться между собой. Сценическое искусство «дарует маленьким зрителям и юным актерам удивительное чувство сопереживания, эмоционального соучастия в самом процессе творчества».
Театрализованная деятельность, организованная педагогом в образовательном процессе в условиях разновозрастной группы способствует развитию у детей с ЗПР более устойчивой эмоционально-волевой сферы (формируется воля, выдержка и самоконтроль, ребенок учится контролировать свои эмоции, регулировать свое поведение в зависимости от текущего действия), что благоприятно влияет на общее развитие дошкольников.
Содержательный аспект педагогической деятельности воспитателя по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР ориентирован на комплексное решение задач ФГОС ДО через интеграцию образовательных областей, видов деятельности и разнообразие используемых свободных форм организации видов детской деятельности в режимных моментах. Театрализованная деятельность, организованная педагогом в образовательном процессе в условиях разновозрастной группы, позволяет решать следующие задачи:
- социально-коммуникативное развитие в игровой, коммуникативной деятельности – дети с ЗПР включаются в систему социальных отношений через образы «своих» героев, «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения;
- познавательное развитие в исследовательской, конструктивно-модельной деятельности – дети обогащают свои первичные представления и творчески применяют полученные умения в самостоятельной деятельности;
- речевое развитие в коммуникативной деятельности, в процессе восприятия художественной литературы и фольклора – у детей с ЗПР активизируется и обогащается словарь, развивается диалогическая речь;
- художественно-эстетическое развитие в музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности – дети приобщаются к восприятию различных видов искусств; у них развиваются творческие способности в процессе совместной с родителями и педагогами подготовки к спектаклям (изготавливаются декорации, элементы костюмов к выбранному для драматизации произведению, создаются «рисунки танцев» для героев художественных произведений, подбираются и разучиваются музыкальные произведения, музыкально-пластические этюды);
- физическое развитие в двигательной деятельности – развиваются основные движения, улучшается координация, что дает возможность ребенку с ЗПР раскрепоститься и ощутить возможности своего тела, добиться эмоциональной разрядки, снять переутомление.
Родина И.В. вышеперечисленные задачи в образовательном процессе решает поэтапно, систематически, последовательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ЗПО. Рассмотрим этапы работы педагога.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 151KB)
Скачать вложение