Игровые технологии на уроках литературы как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся
Автор: Плющ Вера Михайловна, учитель русского языка и литературы, ОГБОУ «ЦОДТ»
Современный учитель должен стремиться сделать образование доступным, то есть находить педагогические приёмы и методы, эффективные для обучения любого ученика. При правильном сочетании традиционных и игровых технологий обучения уроки литературы становятся очень увлекательными для детей. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - написал В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям».
В поурочных разработках по литературе к учебным комплектам В.Я. Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой, автором которых является Н.В. Егорова, предлагаются подробные планы уроков, методические советы и рекомендации, среди которых есть варианты проведения уроков в игровых формах. Например, при изучении в 8 классе темы «Русские народные песни» предлагается провести урок-концерт; при повторении басен И. А. Крылова - викторину «Знатоки басен». После прочтения рассказов Тэффи и М.М. Зощенко рекомендуется инсценировать одну из сцен рассказов.
Опыт работы в ОГБОУ «ЦОДТ» показал, что информационно-коммуникационные технологии в сочетании с игровыми формами очень эффективны, так как создают предпосылки для активизации познавательной деятельности, развития навыков самостоятельной работы, внимания, воображения, творческих способностей, умения анализировать, сопоставлять, обобщать.
Компьютер обладает способностью создавать яркую языковую наглядность с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения. Благодаря компьютерным технологиям можно создавать мультимедийные упражнения: тесты, викторины, кроссворды. Такие упражнения привлекают учащихся новизной и позволяют работать самостоятельно. При использовании интерактивных форм обучения преподаватель не даёт готовых знаний, а побуждает обучаемых к творческому поиску, то есть решается задача развития навыков самостоятельной учебной деятельности.
Интерактивные упражнения можно создавать на следующих образовательных бесплатных сервисах:
1. Мастер-Тест: http://master-test.net/ru
2. Многофункциональный онлайн-конструктор тестов и опросов: Online Test Pad
3. LearningApps.org — создание мультимедийных интерактивных упражнений: http://learningapps.org/
Ниже представлен опыт проведения викторины по литературе в 7-8 классах «Природа в произведениях русских поэтов и писателей», которая проводилась в дистанционной школе через программу Skype в режиме реального времени с использованием Интернет-технологий - продуктов Google Docs: формы Google.
Адрес интернет-викторины: Природа в произведениях русских поэтов и писателей
Цели: показать значение образов природы в творчестве русских поэтов и писателей; поддержать интерес к изучению литературы; развить навыки анализа художественного текста.
Задания викторины:
1. Определитевид тропа в отрывке из стихотворения А. А. Блока «Летний вечер»: Ни ветерка, ни крика птицы, / Над рощей – КРАСНЫЙ ДИСК ЛУНЫ. (Метафора).
2. Определите виды тропов в отрывке из стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога»: Сквозь ВОЛНИСТЫЕ туманы / ПРОБИРАЕТСЯ ЛУНА. (Эпитет, олицетворение).
3. Каким видом тропа является выделенное слово из стихотворения М.Ю. Лермонтова?
«Ночевала тучка золотая / На груди утёса-ВЕЛИКАНА...» (Эпитет).
4. Какой общей темой объединены стихотворения С. А. Есенина: «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»? (Темой зимней дороги).
5. В каком стихотворении нарисована картина летнего заката в поле?
а) А. А. Блок. «Летний вечер».
б) С. А. Есенин. «Вечер, как сажа...»
в) А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»
Ответ: А. А. Блок. «Летний вечер».
6. В стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» упоминается «ветреная Геба». Что символизировала богиня Геба у древних греков? (Вечную юность).
7. Какому писателю принадлежат эти слова? (К. Г. Паустовскому.)
«Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску – на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу».
8. Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? (М. М. Пришвин «Кладовая солнца».)
«Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свёрнутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему».
9. Выпишите из текста (см. вопрос 8) примеры эпитетов. («Злой ветер», «неизбывная злоба», «острая мордочка», «одичавшая собака»).
10. Выпишите из текста (см. вопрос 8) предложение, в котором встречаются олицетворение и сравнение. («И тогда деревья стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа»).
11. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» описывается красота и богатство украинской природы. Какие растения названы при описании степи? (Волошки, дрок, белая кашка, колос пшеницы, сухой тростник).
12. Образ «тучи» является центральным в нескольких стихотворениях русских поэтов. Кому принадлежат эти строки?
а) «Последняя туча рассеянной бури!» (А. С. Пушкин)
б) «По горам две хмурых тучи...» ( Я. П. Полонский)
в) «Тучки небесные, вечные странники!» (М. Ю. Лермонтов)
г) «Ночевала тучка золотая...» (М. Ю. Лермонтов)
13. Вспомните стихотворения С. А. Есенина. Подберите к стихотворным строкам недостающие слова.
а) «У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким...» (перламутром.)
б) «Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами...» (в снег.)
в) «Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на...» (звезду.)
г) «Бесконечная дорога
Убегает лентой...» (вдаль.)
д) «Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и...» (сырость.)
14. Подберите к картинам И. Левитана строчки из стихотворений. Укажите названия стихотворений и их авторов.
15. Какое литературное произведение о природе вам нравится больше всего? Напишите небольшой отзыв о нём.
Это внеклассное мероприятие позволило систематизировать и проверить знания учащихся по русской литературе XIX-XX веков.
Также были разработаны следующие викторины: «Литература и искусство XX века», «Жизнь и творчество В. И. Даля», «Сатира и юмор в творчестве Н. В. Гоголя», «По страницам романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «По страницам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В заключение хочется сказать, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности и позволяют по-иному взглянуть на методику преподавания русского языка и литературы.
Литература:
1. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс.— М.: ВАКО, 2010. — 512 с.
2. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе: 7 класс. — М.: ВАКО, 2016.— 400 с.
3. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 2016 —319 с.
4. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 2017 — 368 с.
Скачать вложение