Народно-христианские праздники и обряды в ранней поэзии С.А.Есенина
Автор: Синицина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Рыбновская СШ №3"Занятие по внеурочной деятельности для учащихся 6-8 классов.
Цель:
- познакомить учащихся с народно-христианскими праздниками и обрядами на примерах лирики С.А.Есенина, с народно-календарными обрядами села Константиново;
- развивать умение опознавать праздник по его художественному описанию;
- способствовать развитию навыков исследовательской работы с лирическими текстами, творческие способности учащихся;
- воспитывать интерес к культурному наследию нашего народа, любовь к поэзии С.Есенина.
Задачи:
- организовать мотивацию учащихся на усвоение новых знаний;
- организовать деятельность по знакомству учащихся с народно-христианскими праздниками и обрядами на примерах лирики С.Есенина, фольклора села Константиново;
- организовать групповую работу для анализа стихотворений;
- организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, этимологический словарь, «Словарь Даля», сборники стихотворений Есенина.
Ход занятия
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
Чтения есенинских строк учителем:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Вопросы учителя:
1) Что можно сказать о поэте, прочитав эти строки?
2) Что значит любить родину?
(Знать ее традиции, обычаи, сохранять их)
Вывод: безусловно, чтобы что-то любить, надо это хорошо знать.
2. Определение темы занятия, постановка цели
- Как вы считаете, о чем сегодня пойдет разговор на нашем занятии?
(О народных обычаях и традициях)
- Каковы цели нашего занятия?
1) Познакомиться с народными и христианские праздниками на примере стихотворений С.А.Есенина
2) Развивать умение опознавать праздник по его художественному описанию.
3. Лексическая работа со словами
- Что такое обычаи, традиции, праздники?
(Работа учащихся со словарями)
Учитель: В 1921 г. С.Есенин писал: «…наш Великоросс…переживал свои дни двояко, церковно и бытом». Быт складывался веками, его пронизывали языческие корни: люди годами верили в домовых и русалок, и в то же время после принятия христианства они считали себя христианами. Ранние стихи поэта показывают эту особенность крестьянской жизни, где языческие праздники переплелись с христианскими. Безусловно, вынес он это из детства.
У меня отец крестьянин,
Ну а я – (крестьянский сын) –
Говорил он о себе.
4. Знакомство с новой темой
1) Слово учителя
- Крестьяне в начале 20 века жили по народному календарю. Как он еще назывался? (Месяцеслов, святцы)
- Где это было видно в жизни? («Сыграли свадьбу на Казанскую», «Родился на Сретенье»)
- Много работали крестьяне, тяжел был их труд. Даже зимой не было покоя. Что они делали?
(Ткали холсты, заготавливали дрова, возили навоз на поля, ремонтировали сохи, чинили бороны, телеги, подшивали валенки и т.д.)
- Но вот наступал праздник. Одевшись по-праздничному, крестьяне шли в церковь, затем их ждал праздничный стол. Никогда крестьяне в праздник не работали. После Нового года наступал первый праздник. О нем мы узнаем из стихотворения «Ямщик»
2) Чтение стихотворения «Ямщик» (Читает учащийся вслух)
За ухабины степные
Мчусь я лентой пустырей.
Эй вы, соколы родные,
Выносите поскорей!
Низкорослая слободка
Вповечерешнем дыму.
Заждалась меня красотка
В чародейном терему.
Светит в темень позолотой
Размалевана дуга.
Ой, вы, санки-самолеты,
Пуховитые снега!
Звоны резки, звоны гулки,
Бубенцам в шлее не счет.
А как гаркну на проулке,
Выбегает весь народ.
Выйдут парни, выйдут девки
Славить зимни вечера,
Голосатые запевки
Не смолкают до утра
3) Анализ стихотворения «Ямщик»
- Какие слова указывают на время года? Суток?
- Что за праздник?
- На какие особенности праздника указывает С.Есенин? (Санки-самолеты, зимний вечер, ночь, снега, лошади, бубенцы, песни)
- Что можно сказать о лексике стихотворения?
В повечерешнем дыму, пуховитые снега - индивидуально-авторская лексика;
Гаркну – крикну;
Лентой пустырей – метафора;
Голосатые запевки, пуховитые снега, чародейном терему – эпитеты;
Ухабины степные, соколы родные – инверсия;
Звоны резки, звоны гулки,
Выйдут парни, выйдут девки – анафора;
Синтаксис: соколы родные, санки-самолеты - обращения
4) Знакомство со стихотворением «Заметает пурга»
(Читает выразительно учащийся вслух)
Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.
Забежала коляда
На село,
В руки белые взяла
Помело.
Гей вы, нелюди-люди,
Народ,
Выходите с дороги
Вперед!
Испугалась пурга
На снегах,
Побежала скорей
На луга.
Ветер тоже спросонок
Вскочил
Да и шапку с кудрей
Уронил.
Утром ворон к березоньке
Стук...
И повесил ту шапку
На сук.
5) Анализ стихотворения «Заметает пурга»
- Какие слова указывают на особенности праздника? (Коляда)
- Почему Коляда держит в руках помело?
- Какое изобразительно-выразительное средство использовал автор?
- Что общего есть в этих стихотворениях и чем они различаются?
- Исследовательская работа с текстом.
- Заполните таблицу.
(1 группа – сходства, 2 группа – различия)
6. Просмотр отрывка видеофильма «Рождественские колядки»(3-5мин)
- Что значит слово «колядки»? Что вы еще знаете о празднике?
- Давайте посмотрим отрывок видеофильма о колядовании в селе Константиново.
Калядки в Константиново7. Практикум по исполнению колядок
(Можно организовать в виде инсценирования: одни учащиеся – хозяева дома, другие – колядовщики, приходят к хозяевам и колядуют.Затем можно поменяться ролями)
Таусень
Таусень! Тут живут люди
Таусень! Богатые
Таусень! Гребут деньги
Таусень! Лопатами
Таусень! Золотая борода
Таусень! Позолоченыйусок
Таусень! По рублю волосок
Таусень! Мы ничем не берем
Таусень! Пашенцом и просцом
«Коляда, коляда, ох, ты, клюзецка»
Коляда, коляда! — Ох ты, клюзецка,
Коляда, коляда! Ты берёзовая,
Коляда, коляда! Ты где была?
Коляда, коляда! — За вратами была.
Коляда, коляда! — И где ворота?
Коляда, коляда! — Их вода подняла.
Коляда, коляда! — И где вода?
Коляда, коляда! — Гуси попила.
Коляда, коляда! — И где гуси?
Коляда, коляда! — На войну ушли.
Коляда, коляда! — И где война?
Коляда, коляда! — Посередь двора.
Широкая Масленица
- Почему Есенин с упоением рассказывает об этих праздниках?
(Пожелание друг другу хорошего урожая, удачи, добра, здоровья свидетельствовали о широте русской души, праздники создавали свой особый дух, которым жило село)
- Какой праздник следовал за Рождеством?
(Крещенье, Сретенье)
- И вот наступает разгульная Масленица. Сергей Есенин писал:
Несу, как сноп овсяный,
Я солнце на руках
- Какое средство использует Есенин? (аллегорию)
- Что он вспоминает? (катание с горок, куклу-Масленицу)
- Что вы знаете об этом празднике?
(Праздновали семь дней, ели блины, сжигали Масленицу, которая олицетворяла уходящую зиму)
6. Рефлексия
- Что нового и интересного вы узнали?
- Что понравилось в занятии?
- Будете ли вы в жизни использовать знания, полученные на занятии?
- Что показалось непонятным?
7. Домашнее задание
- Предлагаю вам еще поработать над темой народно-христианские праздники.
Вы можете почитать об этом в романе «Лето Господне» Шмелева, а также узнать у своих бабушек и прабабушек. Благодарю всех за занятие и приглашаю к столу на чаепитие с блинами.
Список литературы
1.Кучерян Е.М. Тропа к Есенину. – Волгоград: Учитель, 2009
2.Жизнь Есенина. – Москва: Правда, 1988
3.Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы. Повести. Рассказы. – Москва: Эксмо, 2008
Полный вариант статьи во вложении (docx, 25KB)
Скачать вложение