Загадки
Автор: Тарасова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «Школа № 10» г. РязаньУрок по литературе в 5 классе с элементами профориентации
Автор |
Тарасова Светлана Николаевна |
ОО |
ОГБОУ «Школа № 10» г. Рязань |
Тема |
«Загадки» |
Целевая аудитория |
5 класс |
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Познакомить учащихся с происхождением загадок, расширить представление о загадках и их разновидностях |
Задачи урока |
Образовательные: познакомить с происхождением загадок; раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы загадок. Коррекционные: развитие памяти, внимания, мышления, познавательного интереса и интеллектуальных способностей; развитие умений самостоятельной работы, расширение словарного запаса (иносказание, сравнение, метафора). Воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся при составлении связных высказываний, любовь к русскому языку, своему народу, прошлому страны. |
Планируемые предметные результаты |
Знать, что такое «загадка»; знать происхождение этого жанра, уметь отгадывать загадки. |
Формируемые УУД и личностные результаты |
Личностные: положительное отношение к учению, осознание его необходимости; чувство необходимости учения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; работа с информацией; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные УУД: умение целеполагания; умение анализировать, делать выводы; умение действовать по плану; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; оценивание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; ведение диалога; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение обосновывать и доказывать свою точку зрения; умение слушать. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Личностные результаты(Л) и формируемые УУД:
регулятивные (Р), коммуникативные (К)
|
Организационный момент |
Учитель приветствует учеников. |
Обучающиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к занятию. |
|
Мотивация к учебной деятельности |
Слово учителя:
Сегодня мы начинаем знакомство с жанрами устного народного творчества. А вот о каком жанре мы будем говорить сегодня, вы попробуете отгадать сами: Год за годом Мысль народа В ней копилась, С рифмой роднилась, И детям, и взрослым Пригодилась! (загадка)
|
Обучающиеся отгадывают загадку.
|
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Л: положительное отношение к учению, осознание его необходимости.
|
- Подумайте, почему в загадках копилась «мысль народа»?
Русские народные загадки – это выражение мыслей, к которым пришёл народ через вековой опыт.
|
Обучающиеся рассуждают, высказывают свою точку зрения.
| ||
Словарная работа: рифма |
Обучающиеся обращаются к толковому словарю С.И. Ожегова: «Рифма, -ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк». | ||
Целеполагание |
Слово учителя:
Сформулируем цель нашего урока.
- Что мы должны знать? Уметь?
|
Обучающиеся формулируют цель урока: «познакомиться с таким жанром устного народного творчества как загадка, знать о происхождении этого жанра и уметь отгадывать загадки». |
Р: умение целеполагания. П: поиск и выделение необходимой информации. К: ведение диалога, умение оформлять свои мысли в устной форме. Л: чувство необходимости учения. |
Изучение нового материала |
Слово учителя:
Появление загадок относится к глубокой древности.
|
|
Р: умение анализировать, делать выводы. П: работа с информацией, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания. К: участие в учебном диалоге, умение обосновывать и доказывать свою точку зрения.
|
- Что же мы называем загадкой?
|
Обучающиеся размышляют, высказывают предположения. | ||
Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. И составление загадки, и её разгадывание требовали внимательного наблюдения над предметами, явлениями, действиями. Загадка развивала наблюдательность, мышление, сообразительность, смекалку. Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представления о мире облачались в художественную, образную, иносказательную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным. |
Обучающиеся обращаются к словарю: «Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании».
| ||
- Как вы считаете, каким было назначение загадок?
|
Обучающиеся обсуждают, делают выводы.
| ||
Словарная работа: иносказание.
|
Обучающиеся обращаются к словарю.
| ||
Слово учителя:
В русских сказках нередко герой должен был отгадать загадку. Отгадаешь – получишь невесту, не отгадаешь - погибнешь.
- Вспомните, какие сказки содержат загадки?
Слово учителя:
Как вы думаете, если в загадках описываются |
Обучающиеся размышляют, вспоминают сказки «Варвара-краса», «Кощей бессмертный» и другие. Обучающиеся высказывают предположен | ||
различные предметы, явления, действия, то на какие группы можно разделить загадки? 1. |
ие, что все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета, явления или действия. | ||
Совершенно верно, все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета, явления или действия: 2. Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления различных его признаков. Например: горел в траве росистой фонарик золотистый. Потом померк, потух и превратился в пух. На нём платок пуховый, всегда слететь готовый. (Одуванчик) 3. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ). Например: голубая простыня весь свет одевает. (Небо) 4. Загадки с отрицательным сравнением. Например: не зверь, не птица, а нос, как синица. (Комар) |
Обучающиеся конспектируют данную информацию, отгадывают загадки.
| ||
Словарная работа: сравнение
5. Загадки, построенные на основе метафоры. Например: рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер)
|
Обучающиеся обращаются к словарю.
| ||
Словарная работа: метафора.
Слово учителя: Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определённой стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает: серый зверёк через кочки скок! Лёгкие ножки и хвоста немножко. Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы: так смеялся, что губа треснула; третья — особенности повадок: по полю скачет — ушки прячет, встанет столбом — ушки торчком; четвёртая — защитную способность менять окраску: зимой беленький, летом серенький. |
Обучающиеся обращаются к словарю.
| ||
Физкультминутка |
Слово учителя: Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведём И к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей! Ножками потопаем, Ручками похлопаем. Вправо-влево повернёмся, Медленно назад прогнёмся. А теперь прыжки на месте. Дружно прыгаем все вместе ! |
Обучающиеся выполняют движения, описываемые в стихотворении. |
|
Закрепление изученного материала |
Слово учителя:
Прежде чем приступить к отгадыванию загадок, составим памятку: 1. Выделить все признаки неизвестного предмета, явления или действия. 2. Проследить связь между этими признаками. |
Обучающиеся записывают памятку в тетрадь.
|
Р: умение действовать по плану, контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы. П: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К: умение обосновывать и доказывать свою точку зрения, умение слушать, ведение диалога. Л: осознание необходимости учения.
|
3. Сделать вывод.
Слово учителя: Потренируемся в сообразительности и наблюдательности: 1. Вот на краешке с опаской
2. На работе день-деньской
(Крановщик) 3. Средь облаков, на высоте,
(Строители) 4. Он в сладком цехе день трудился,
5. На станке детали точит
(Токарь) 6. У этой волшебницы,
(Парикмахер) 7. Целый день сегодня шью.
(Швея, портниха) 8. Плохо греют батареи
9. Все дороги мне знакомы,
(Шофёр)
|
Обучающиеся отгадывают загадки.
| ||
Слово учителя: Скажите, о чём прослушанные и отгаданные загадки?
- Важны ли эти профессии? Что вы о них знаете?
Действительно, эти профессии значимы для нас. Сложно представить нашу жизнь без работы парикмахера, строителя, шофёра.
- А нужно ли учиться для того, чтобы освоить одну из этих специальностей?
|
Обучающиеся сообщают, что все загадки о профессиях людей.
Обучающиеся рассказывают об этих профессиях, об их значимости и необходимости в нашей жизни.
|
| |
Совершенно верно, эти специальности можно получить в учебных заведениях города Рязани и Рязанской области.
|
Обучающиеся рассуждают, приходят к выводу, что этими профессиями можно овладеть в учебных заведениях. | ||
Рефлексия |
Слово учителя: - Вспомним цели нашего урока? - Достигли ли мы их? Учитель предлагает учащимся оценить работу на уроке, продолжив фразы: Сегодня я узнал… Мне было сложно… Мне на уроке понравилось… Мне на уроке не понравилось… |
Обучающиеся оценивают свою работу и работу учителя на уроке. |
Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
|
Домашнее задание |
Слово учителя:
подготовить загадки о временах года, проиллюстрировать одну из них. |
Обучающиеся записывают домашнее задание. |
|
Литература:
1. Учебник «Литература 5 класс» (автор - составитель Г.С. Меркин). В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2007
2. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. Л.:Просвещение, 1987. –125 с.
3. Волина В.В. Загадки от А до Я. – С. Пб: Дидактика Плюс, 1997. –С.5
4. Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 318с.
5. Фролова К.Д. Загадки от А до Я. (серия «Нескучай-ка»). -С-П., «Тритон», 1997. - 260 с.
Вложение содержит текстовый файл(doc, 39KB)
Скачать вложение