Формы работы с младшими школьниками на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе в свете требований ФГОС НОО
Автор: Майорова Татьяна Сергеевна, доцент кафедры ДиНО ОГБУ ДПО "РИРО"Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа № 66» г. Рязани Посмитной Галины Николаевны.
Актуальность педагогического опыта учителя обусловлена тем, что с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) изменились требования к организации образовательной деятельности младших школьников.
Важнейшей задачей учителя начальных классов сегодня является повышение качества и эффективности образовательной деятельности путем формирования у учащихся предметных, метапредметных и личностных результатов. Для педагога это непросто, часто возникает вопрос: каким образом реализовать новые требования к образованию детей?
Использование различных форм работы с младшими школьниками на уроках и внеурочных занятиях – путь к повышению качества и эффективности образовательной деятельности в начальных классах, успешности последующего обучения в школе.
Проблемой организации разных форм работы младших школьников на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе в свете требований ФГОС НОО Посмитная Г.Н. начала заниматься в 2012/2013 учебном году.
Цель педагогического опыта: повысить качество и эффективность образовательной деятельности в начальной школе посредством организации на уроках и внеурочных занятиях различных форм работы младших школьников.
Задачи:
- способствовать активизации познавательной деятельности младших школьников, вызвать их интерес к изучению учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, изучаемых в начальной школе;
- создать условия для формирования и развития критического мышления младших школьников, их речи и коммуникативных качеств, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности, умения работать в парах, группах, командах, совершенствуя опыт сотрудничества, индивидуально.
Новизна опыта заключается в следующем:
1) изучена проблема организации парной и групповой деятельности на уроках и на внеурочных занятиях в начальной школе в теоретическом и методическом аспектах;
2) составлены методические разработки уроков и внеурочных занятий и использованием разнообразных форм организации деятельности учеников;
3) разработана система заданий и упражнений для парной и групповой работы младших школьников (примеры представлены в приложении).
Ожидаемый результат: способность младших школьников самостоятельно добывать новые знания, становление их коммуникативной и информационной компетентности.
Теоретическое обоснование опыта.
Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах В. Выготского, С.Т. Шацкого, Б.В. Игнатьева и др. Качественно новое содержание обучения младших школьников предполагает качественно новые формы его усвоения. Исходной формой освоения любого учебного материала является сотрудничество. Проблему активных форм и методов обучения затрагивали Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Ф.Н. Гоноболин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.
Технология организации парной и групповой работы школьников – одна из интерактивных форм современного обучения, которая входит в жизнь как требование времени: своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Она является составной частью учебной деятельности, о чём свидетельствует Е.С. Полат: «…вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».
С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности, учить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в ходе учебной дискуссии, учебного диалога. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны, необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Технология организации парной и групповой работы учащихся позволяет расширить цели и задачи уроков и внеурочных занятий, их занимательность, учесть индивидуальные особенности группы, активизировать познавательную деятельность, даёт возможность ученикам представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепции, развивать практически значимые навыки и понимание, находить резервы времени, снимать перегрузки с младших школьников, налаживать процесс сотрудничества. Данная технология позволяет воспитывать общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию. Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит её можно считать и здоровьесберегающей технологией.
Технология организации парной и групповой работы – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, при которой они приобретают знания и умения в процессе совместного планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий.
В основе парной и групповой форм работы лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой, развивать критическое мышление. В них формируются:
- социальные умения: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают;
- коммуникативные умения: способность не только говорить, но и слушать, принимать другое мнение, спокойно отстаивать своё;
- мыслительные умения: дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.;
- исследовательские умения: умение проводить исследование, наблюдать, выявлять, соотносить.
Скачать вложение