Подготовка учащихся к итоговым комплексным работам
Автор: Лапшинова Ольга Викторовна, почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 70» г. Рязани(из опыта работы)
В условиях реализации ФГОС НОО новой формой диагностики и контроля в начальной школе стали комплексные проверочные работы, которые включают задания по русскому языку, математике, окружающему миру, а также задания, позволяющие установить уровень сформированности ключевых универсальных учебных действий.
Такая форма контроля отличается от привычных детям контрольных, самостоятельных, проверочных работ. Сложность комплексной работы заключается не только в ее новизне, но и в объёме, метапредметном характере, повышенном уровне самостоятельности, нестандартных инструкциях к заданиям.
У большинства учащихся начальной школы перенос имеющихся знаний в новую ситуацию вызывает значительные трудности. Поэтому у учителя закономерно возникает тревога, что его ученики не смогут продемонстрировать свои образовательные достижения, будучи неготовыми к новой форме контроля.
С целью предотвращения стресса при предъявлении проверочной работы нового типа мною были разработаны тренировочные комплексные работы для учащихся первых классов (приложение), содержание которых соответствует демоверсиям, опубликованным на сайте РИРО (http://rirorzn.ru). Тренировочные комплексные работы состоят из небольших по объему, доступных для понимания детей текстов и текстовых заданий, которые могут быть аналогичными, но всегда присутствует вариативность за счет содержательного контекста или особенностей формулировки. Все работы могут быть распечатаны для каждого ученика или предъявлены фронтально в презентации Power Point, подготовленной к каждой работе.
Подготовительную работу с использованием тренировочных комплексных работ следует проводить в течение всего учебного года. Она может вестись в следующей последовательности.
Сначала учащимся предлагаются для самостоятельного выполнения официальные демоверсии итоговых комплексных работ. Безусловно, впервые проводимые нетрадиционные формы контроля почти всегда дают низкие результаты: для учеников непривычны новые формы проверки, требования к оформлению заданий, правила оценивания. Низкие результаты могут быть получены из-за недостаточной работы на этапе закрепления материала или оттого, что какая-то конкретная тема оказалась трудной для учащихся.
После проведения работы необходимо проанализировать сильные и слабые стороны в подготовке детей класса, выявить типичные затруднения и ошибки, определить учащихся «группы риска», с которыми в дальнейшем нужно вести индивидуальную работу по коррекции пробелов в знаниях.
При работе над ошибками полезно фронтально проработать все задания основной части, а затем дополнительной. Немаловажно обсудить с детьми не только правильность выполнения заданий, но и порядок действий, ход рассуждений, способ оформления ответа.
Полезно познакомить первоклассников с критериями оценивания, подробно разобрать, как оценивается задание в баллах. Понимая критерии оценки, учащиеся будут точнее выполнять то или иное задание.
После подробного анализа и работы над ошибками, допущенными учащимися при выполнении демоверсии итоговой комплексной работы, можно сосредоточиться на выполнении тех заданий, которые вызывают наибольшие трудности у большинства учащихся класса, выбирая их из предлагаемых тренировочных работ. Их можно выполнять фронтально, в парах, группах, предлагать для самостоятельного выполнения с последующей проверкой и анализом ошибок и недочетов.
При выполнении тренировочных работ следует учить детей ориентироваться во времени, это сформирует умение концентрироваться, придаст уверенности, снимет излишнюю тревожность.
Одно из правил педагога, стремящегося создать атмосферу психологического комфорта, гласит: «Хвалите своих учеников!» Поэтому, обсуждая с учениками пройденный материал, следует делать акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Любому ребенку важно знать свои сильные стороны, чтобы чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах.
В подготовке к итоговым комплексным работам неоценима помощь родителей. Одно из родительских собраний целесообразно посвятить обсуждению вопросов подготовки к итоговым комплексным работам, разъяснению родителям процедуры проведения работ, их назначению. Однако ни в коем случае нельзя перекладывать на них бремя подготовки детей к итоговой комплексной работе многочисленными и объемными домашними заданиями.
Завершая подготовку к итоговой комплексной работе, можно предложить ученикам второй вариант демоверсии итоговых комплексных работ для самостоятельного выполнения, чтобы убедиться в эффективности проделанной работы.
Соблюдение определенных условий проведения тренировочных комплексных работ, а именно: систематичность, подробный анализ и работа над ошибками, благоприятный эмоциональный настрой, индивидуальная обучающая помощь, значительно повышает уровень сформированности у ребенка важнейших предметных аспектов обучения и его компетентность в решении разнообразных проблем. В ходе выполнения итоговой комплексной работы у учащихся не будет негативных реакций, так как аналогичные работы выполнялись ими многократно в полном объеме или частично.
Представленный опыт работы может быть полезен педагогам и при подготовке учащихся к Всероссийским проверочным работам. Для этого можно использовать как образцы, размещенные на сайте https://vpr.statgrad.org, так и пособия с тестами работ, публикуемые различными издательствами.
Скачать вложение