Среднее арифметическое
Автор: Свищева Ольга Сергеевна, учитель МОУ «Придорожная СОШ» имени А.С.Новикова-ПрибояПлан-конспект урока по математике в 5 классе.
В своей работе я стараюсь построить урок так, чтобы он обеспечил развитие познавательной самостоятельности, то есть стремления и умения ученика самостоятельно открыть новое для него. Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса. Для этого я стремлюсь увеличить “продуктивность” обучения, что достигается созданием соответствующей организацией познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным фоном.
В данной публикации представлен конспект урока-путешествия, на котором для повышения мотивации учащихся использую следующие продуктивные приемы: проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися; активизирующий вопрос приводит к диалогу; анализируются решения, используются игровые ситуации.
Урок-путешествие позволяет учащимся проявить свои способности, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает учащимся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей, поддерживает и усиливает интерес к предмету.
План-конспект урока по математике в 5 классе по теме «Среднее арифметическое»
Общие сведения | |
Учитель |
Свищева Ольга Сергеевна |
ОУ |
МОУ «Придорожная СОШ» имени А.С. Новикова-Прибоя |
Предмет |
Математика |
Класс |
5 |
Тема |
«Среднее арифметическое» |
Тип урока |
Урок закрепления знаний |
Педагогическая цель |
Организовать учебную деятельность по закреплению и обобщению знаний по теме: «Среднее арифметическое» |
Задачи |
|
Учебные цели |
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
|
Планируемый результат |
Планируемые результаты: Личностные результаты:
Метапредметные результаты: Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Предметные результаты: В ценностно-ориентационной сфере:
|
Основное содержание темы, термины, понятия |
Решение задач на нахождение среднего арифметического; среднее арифметическое; средняя скорость |
Формы работы:
|
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Учебное оборудование
|
· Учебник «Математика 5». Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, Москва «Мнемозина» 2014г. · Презентация; демонстрационный и раздаточный материал |
Ход урока
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент 1 мин |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка наличия на столах учебника, дневника, ручек - Здравствуйте, ребята, садитесь. Начать урок мне хочется со слов М.И.Калинина: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность». - Как вы понимаете эти слова. Порассуждайте, выскажите свое мнение.
|
Готовятся к уроку, проверяют наличие принадлежностей.
-Математика пригодится нам в будущем, поэтому пока мы учимся в школе, мы должны изучать ее. |
Коммуникативные: планирование эффективного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание и мотивация 5 мин
|
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока |
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие вместе с героями мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей». Назовите этих героев.
- Начнем мы путешествие из города Ростова, где проживают наши герои. На город напал Тугарин со своим войском и похитил золото ростовчан. Алеша , его друзья и мы вместе с ними отправимся на поиски злого Тугарина. Итак, Алеша взял с собой меч массой 10 кг, Любава – корзинку с продовольствием массой 5 кг, а бабуля – кувшин с водой массой 3 кг. Какова средняя масса всех вещей, которые взяли герои в поход? -Как называется число 6?
- Какова же тема урока?
- Что такое среднее арифметическое?
Шли-шли друзья. Перед нами указатель: «Кто налево пойдет, тот коня потеряет», «Кто направо пойдет, тот в болоте утонет», «Кто прямо пойдет, тот к цели своей придет». Понятно, что Алеша и его друзья выбирают прямой путь, их цель найти злого Тугарина и вернуть золото ростовчанам. - А какова ваша цель?
|
Называют героев мультфильма: Алеша, Любава, конь Юлий и т.д
Решают задачу на нахождение среднего арифметического. Ответ: 6 кг Среднее арифметическое
Тема урока: среднее арифметическое
Среднее арифметическое – это сумма слагаемых, деленная на их количество.
- закрепить понятие «среднее арифметическое», - решать задачи на нахождение среднего арифметического. |
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: целеполагание. Личностные: самоопределение. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устный счет 3 мин |
Формирование навыков устного счета при умножение на 0,1 |
- Ребята, чтобы к цели своей прийти, и вам, и нашим героям нужно постараться, достойно пройти все испытания. И первое испытание для коня Юлия: он сбился с пути. Поможем ему отыскать путь, посчитаем устно. 23*0,1 3,5*0,1 0,1*0,1 55,6*0,1 5*0,1 - Молодцы ребята! Справились с заданием, помогли Юлию найти дорогу.
|
Считают устно
Ответы: 2,3 0,35 0,01 5,56 0.5 |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание пройденного материала. Познавательные: структурирование собственных знаний.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного материала 15 мин |
Закрепление понятия «средняя скорость», поиск информации для решения задачи на движение; закрепление умения находить среднее арифметическое числового ряда. |
1. Задача на среднюю скорость - Следующее испытание ждало Любаву – она заблудилась в березовой чаще. Чтобы помочь ей встретиться с Алешей, нужно решить задачу на среднюю скорость. Любава шла 3,8 часа со скоростью 1,2 м/с, а затем 2,2 часа со скоростью 0,9 м/с. Какова средняя скорость Любавы на всем пути?
- Молодцы ребята! Вы помогли Любаве встретиться с Алешей.
2. Нахождение среднего арифметического числового ряда - А вот и новое испытание. Теперь в беду попал Тихон – верный дядька Алеши. Чтобы помочь Тихону выбраться из болота – найдите среднее арифметическое числового ряда:
- Вот и ладно, теперь все герои в сборе. Вместе им будет легче победить злого Тугарина. |
Решение задачи у доски
1,2*3,8 =4,56 м 0,9*3,8=3,42 м 4,56+3,42=7,98 м 3,8+2,2=6 7,98:6 = 1,33
Решение у доски:
4 =31,7825=31,78
|
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Познавательные: способность к использованию выведенного алгоритма. Личностные: формирование позитивной самооценки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка 2 мин |
|
- Но сначала нужно сделать привал и подкрепиться. Пока герои отдыхают, мы тоже отдохнем – немного потанцуем под музыку из этого мультфильма.
- Ребята, посмотрите, что делали герои, пока вы танцевали. Алеша съел 10 пирожков с мясом,
Как вы его нашли? |
Дети танцуют по музыку из мультфильма.
Устно решают задачу: 10+4+3+2+1=20:5=4
Среднее арифметическое.
Сумму слагаемых поделили на их количество |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение изученных знаний 5 мин
|
Повторение приемов сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей.
|
1. Решение примеров на сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей. - Поможем ослику Моисею - разгрузим тележку, решив примеры. 23,84 + 0,267 88,252 – 4,69 4,55 * 6 243,2 : 8 6,25 * 4,8 7,56 : 0,6
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
|
Решают по очереди у доски.
Ответы: 24,107 83,562 27,3 30,4 30 12,6
|
Коммуникативные: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания. Коррекция. Познавательные: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия 1,5 мин |
Организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели. |
- Наконец –то наши герои дошли до Тугарина. Чтобы его победить, нужно вспомнить какую цель вы ставили в начале урока.
- Чтобы понять достигли вы цели или нет, выполните тест.
Тест по теме: “Среднее арифметическое” 1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3 А) 1,9 Б) 3,8 В) 3 2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно: А) 3 Б) 6 В) 4 3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки. А) 3 Б) 4 В) 5 4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый? А) 12 Б) 5 В) 10 5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26 А) 23,78 Б) 19,24 В) 12,43
-Проверьте тест. Оцените себя.
- Ура, злой Тугарин повержен. Народное золото спасено. Я хочу вам вручить медали «За победу над Тугариным и за любовь к математике»
|
Закрепить умение решать задачи на нахождение среднего арифметического.
Самостоятельно решают тест с последующей взаимопроверкой.
Самооценка. Нахождение средней оценки за урок. |
Коммуникативные: выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность. Познавательные: анализировать степень усвоения нового материала. Личностные: независимость и критичность мышления.
Регулятивные: Адекватно осуществляют самооценку. Познавательные: Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. Личностные: Принятие социальной роли обучающегося. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание
1 мин |
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
1.п.38, с. 230 №1535 2.Вычислить средний рост всех членов семьи; 3. Узнать что такое «рейтинг» (подготовить сообщение). |
Учащиеся записывают в дневники задание. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания. |
|
Материалы к уроку во вложении (zip, 15.2MB)
Скачать вложение