Умножение и деление на 10 и 100
Автор: Бахмутова Елена Николаевна, учитель МБОУ «Рыбновская СОШ №3»Конспект урока по математике для 2 класса
1. Ф.И.О. учителя: Бахмутова Елена Николаевна
2. ОУ: МБОУ «Рыбновская СОШ №3» .
3. Класс: 2.
4. Предмет: математика.
5. Тема урока: "Умножение и деление на 10 и 100”
6. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
7. Используемая образовательная технология: технология деятельностного метода.
8. Тип урока: открытие новых знаний
9. Цель учителя: организовать учебную деятельность по усвоению знания правила умножения и деления на 10 и на 100 и по формированию первичного умения выполнять деление и умножение на 10 и на 100.
10. УУД, формируемые на уроке.
Личностные:
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на здоровый образ жизни.
- умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное;
- умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- умение выполнять анализ объектов с целью выявления общих признаков;
- выдвижение гипотез на основе учебного материала и их обоснование;
- умение сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий.
- умение работать в материальной и информационной среде.
- умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
- умение самостоятельно формулировать цели и тему урока;
- умение сохранять учебную задачу;
- умение планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
- умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
12. Задачи урока: организовать мотивацию путём диалога; организовать актуализацию знаний и фиксацию индивидуального затруднения в пробном действии; организовать выявление причин затруднения; организовать формулирование темы и целей урока; организовать исследовательскую работу в парах; организовать динамическую паузу; организовать работу по формированию первичного умения применять усвоенное правило; организовать работу по включению в систему знаний правила; организовать соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом.
13. Образовательные ресурсы и оборудование: Учебник «Математика» (часть третья) автор Л. Г. Петерсон. ПрезентацияSmartNotebooke. Карточки для исследовательской работы в парах. ИКТ (интерактивная доска, интерактивная система голосования, документ-камера, ноутбуки)
14. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся ФОУД* |
УУД | |
Мотивация к учебной деятельности(2 мин) Цель: организовать мотивацию путём диалога. | |||
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Будем думать и решать, И, конечно, новое узнавать. – Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего настроения и успехов в работе. Итак, мы отправляемся в путь за новыми математическими знаниями. – Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок
А работать мы с вами будем, как всегда, по плану:
1. Повторим 2. Узнаем 3. Научимся
– Как нужно изучать новые темы, чтобы хорошо усвоить новое знание? - Сложно ли так работать? - В чем сложность? - Я желаю вам на уроке, преодолеть эти трудности и успешно построить новый способ. - Какие арифметические действия вы изучали последнее время? - Сегодня вы продолжите работать с этими действиями. С чего начнем урок? |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
– Нужно стараться самим понять, что еще не знаем, а затем стараться самим «открывать» новый способ, правило
- Умножение и деление чисел.
– С повторения необходимых знаний. |
Основа самоопределения (усвоение нормативных требований к ученику)
| |
Актуализация знаний (4мин) Цель: организовать актуализацию знаний. | |||
УСТНАЯ РАБОТА · Три стороны, три вершины, три угла. Что это? · Самое маленькое трёхзначное число. · На него нельзя делить · Самая маленькая единица длины · . Повторение табличных и внетабличных случаев умножения и деления.
· Решение простых задач. · Составь обратные операции и найди их значение · Повторяем P ,S, V, |
- Треугольник - 100 - 0 - миллиметр
Решают примеры на умножение и деление. (Ф)
Решают простые задачи. (Ф)
Повторяют понятие «Обратные операции» (Ф)
Повторяют формулы нахождения P, S,V. (Ф) |
использование средств информационных и коммуникационных технологий;
умение слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
| |
Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (6 мин) Цель: организовать работу по фиксации индивидуального затруднения в пробном действии. | |||
Пробное действие: работа по учебнику (№ 8, стр. 44)
– Кто не выполнил это задание? Что вы не смогли сделать? - Из тех, кто выполнил это задание, можете доказать, что ваш ответ правильный? - В чем Ваше затруднение?
- Какой следующий шаг надо сделать? |
Работают в тетради. (И)
(Ф) – Мы не смогли найти произведение чисел 48 и 10. - Нет.
– Мы не можем доказать правильность своего ответа. – Разобраться, почему у нас возникло затруднение. |
умение фиксировать затруднения | |
Выявление причины затруднения(2мин) Цель: организовать выявление причин затруднения. | |||
– Какое задание вы должны были выполнить?
– Почему же возникло затруднение?
|
(Ф) - Мы должны были найти произведение чисел 48 и 10. – Мы не знаем правила умножения и деления чисел на 10 и 100 и не умеем его применять. |
умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
умение адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности | |
Построение проекта выхода из затруднения(1 мин) Цель: организовать формулирование темы и целей урока. | |||
–Как вы думаете, какая же тема урока?
– Какую цель вы поставите перед собой на уроке? |
– Умножение и деление чисел на 10 и на 100. – Узнать правило умножения и деления чисел на 100. (Ф)
|
формулирование целей и тему урока
| |
Реализация построенного проекта (7 мин) Цель: организовать парную исследовательскую работу. | |||
– Я предлагаю работать в парах по вариантам. Ваша задача – внимательно рассмотреть примеры и вывести правило умножения и деления на 10 и100, познакомить со своим выводом нас. Затем мы вместе составим эталон умножения и деления на 10 и на 100. – Как умножить число на 10?
– Как изменится правило, если надо разделить на 10?
– Какой эталон вы можете составить? Подводящий диалог: – Как вы можете обозначить любое число? – Обозначьте число квадратом в соответствующих выражениях. – Как число умножить на 100?
– Разделить на 100? – Обозначьте число квадратом в соответствующих выражениях. На доске эталон
- Как проверить свое открытие? - Откройте учебники на странице 43. - Смогли вы преодолеть затруднение? - Что вы теперь знаете?
- Какой следующий шаг на уроке? |
Учащиеся работают самостоятельно в парах. После выполнения задания одна из пар озвучивает результат своей работы, остальные группы уточняют ответ. (П)
– Нужно к числу справа приписать один нуль. – Если делим на 10, то отбрасываем у делимого один нуль.
– Квадратом.
– Нужно к числу справа приписать два нуля. – Отбрасываем у делимого один нуль.
– Нужно посмотреть в учебнике. – Мы сделали правильный вывод. – Да. –Правило умножения и деления на 10 и на 100. – Научиться применять новое знание. |
выполнение учебных действий в сотрудничестве с одноклассником;
выдвижение гипотез на основе учебного материала;
сравнение объектов с объяснением выбора критерия для сравнения
анализ объектов с целью выявления общих признаков;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
умение слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
| |
Физкультминутка (1 мин) Цель: организовать динамическую паузу; упражнение в применении правила | |||
1. Присесть столько раз, на сколько вы умножите 100, чтобы получить 900. 2. Сделать столько наклонов вперед, сколько вы получите, если 600 разделите на 100. 3. Подпрыгнуть столько раз, на сколько вы умножите 100, чтобы получить 1000. 4. Сделать столько наклонов вперед, сколько вы получите, если 300 разделите на 100. |
Выполняют движения.
|
| |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(5 мин) Цель: организовать работу по формированию первичного умения применять усвоенное правило. | |||
Для первичного закрепления выполнить задание в учебнике: 1-я строка – у доски с комментарием, 2-я строка – в парах. 3-я строка – самостоятельно Проверка (документ-камера) –У кого так же? Кто получил другой результат? – Кто из вас ошибся? – В каком случае? (...) – Исправьте ошибку. – Сделайте вывод. – Кто не ошибся? – Сделайте вывод. |
(Ф, П, И)
Ученики сообщают результаты вычислений.
– Нужно еще потренироваться.
– Мы все хорошо усвоили. |
самоконтроль по результату
| |
Включение в систему знаний и повторение (7 мин) Цель: организовать работу по включению в систему знаний нового правила умножения и деления на 10 и 100. | |||
– При выполнении, каких заданий вам нужно будет выполнять умножение и деление на 10 и на 100? – Я предлагаю вам потренироваться в решении задач (№ 4, стр. 43 учебника). – Прочитайте первую задачу. – Как ответить на вопрос задачи? – Обоснуйте выбор действия? (...) – Запишите решение данной задачи.
– Задачу под буквой б) решите самостоятельно (с дальнейшей фронтальной проверкой).
– Задание № 5 (У), стр. 44 – для самостоятельной работы. Работа с компьютером (Инд. тест, программа Netopschool) Проверка по образцу |
(Ф, И)
– В примерах, в задачах, в уравнениях.
– Нужно 5 умножить на 100.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в своих тетрадях.
Индивид. работа // с компьютером - 3 человека
|
умение отличать верно выполненное задание от неверного;
самоконтроль | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке(5 мин) Цель: организовать соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом. | |||
Контроль достижения целей с помощью интерактивной системы голосования.
– Какую цель вы перед собой ставили?
- Удалось ли достичь цели? - Что вы использовали при построении нового правила? – Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? Домашнее задание.
|
(Ф, П) Работа с интерактивной системой голосования
-Узнать правило умножения и деления на 10 и на 100 и научиться его применять.
– Свойства умножения и взаимосвязь между компонентами умножения – Выучим правило дома, потренируемся. |
контроль и оценка результатов деятельности
|
Скачать вложение