Письменный фронтальный блиц-опрос как средство интерактивного обучения
Автор: Волков Лев Алексеевич, преподаватель ОБЖПоиск эффективных методов обучения ведется непрерывно. Иногда кажется, что наконец найдена методика, гарантирующая успех. Таким «прорывом» десяток лет назад казались работы американских психологов Дж. Кэррола и Б.С. Блума, которые сформулировали концепцию «полного усвоения» изучаемого материала. Она была описана в брошюре М.В. Кларина «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (Издательство «Арена», М., 1994).
Дж. Кэррол исходил из того, что разброс успеваемости объясняется различием способностей к обучению. Б.С. Блум в свою очередь в результате ряда исследований выяснил, что существуют три категории учащихся. К первой относятся «малоспособные», которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже за продолжительное время обучения. Таких в учебных группах встречается до 5%. Ко второй категории относятся «талантливые», способные учиться в высоком темпе, их тоже около 5%. К третьей категории Б.С. Блум отнес «обычных» учащихся, составляющих большинство, – около 90%, чьи способности к усвоению знаний определяются затратами учебного времени.
В любом учебном заведении объем знаний, подлежащих усвоению, задается образовательными программами, на изучение которых отводится вполне определенное (фиксированное) время. Б.С. Блум предположил, что при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся смогут полностью усвоить все содержание программы обучения. Для этого всего-навсего требуется индивидуальная работа преподавателя с отстающими. Выявление отстающих предполагалось осуществлять в конце курса обучения в письменном виде. Педагоги многих стран взяли эту технологию на вооружение. Она получила широкое применение в Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Индонезии, Южной Корее и других странах.
Однако зарубежный опыт оказался неприемлемым в условиях России, что явилось причиной его игнорирования нашими педагогами. Слишком разными оказались условия, в которых происходит обучение там и здесь. И если зарубежные педагоги, работая в учебных группах с весьма ограниченным количеством учащихся и получая адекватную затратам времени зарплату, могут позволить себе роскошь дополнительной работы с отстающими, то российские педагоги, имея наполняемость в классах 25 человек и получая, мягко говоря, скромное вознаграждение, такого себе позволить не могут. Встает извечно актуальный для России вопрос: «Что делать?».
В бытность завкабинетом Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) Рязанского института развития образования такой вопрос стоял и передо мной. Появились некоторые мысли, требовавшие практической проверки. Пришлось взять на себя обучение двух старших классов МБОУ «Школа №66» г. Рязани для проведения эксперимента. Два года преподавания завершились результатами, которые трудно переоценить. Обучающиеся обоих классов по предмету ОБЖ получили отличные оценки. Для чистоты эксперимента экзамен по предмету принимал директор школы, себе я отвел роль наблюдателя.
Каковы особенности моей методики обучения? Я исходил из того, что рядовому учителю нет времени и возможности заниматься с каждым отстающим. Работа с ними должна носить «фронтальный» характер и занимать минимум времени. Кроме того, следовало включить в работу все виды памяти, а именно: зрительную, слуховую, двигательную и ассоциативную. Известно, что чем более различными путями войдет реакция в нервную систему, тем прочнее она удержится. Помогает также при запоминании материала возможность вызвать интерес у обучающихся к изучаемому материалу и его эмоциональное изложение, но это уже удел таланта учителя, что дано не каждому.
Итак, занятие по конкретной теме начинается, как обычно, с объяснения нового материала. При этом включается слуховая память. Материал, требующий досконального запоминания (характеристики, определения, формулы и т. д.), сопровождается записью на доске. При этом работает зрительная память. Основные положения предлагается записать в конспекте, что подключает двигательную память. Этот процесс надо контролировать, предварительно обучив учащихся выделять главное. Пока все идет так, как сложилось веками в практике обучения. Изюминка заключается в том, что уже на следующем занятии проводится фронтальный письменный блиц-опрос по материалу, требующему точных формулировок. Он делается на отдельных листочках, которые учащиеся должны всегда иметь на занятиях (четверть странички), и длится, как правило, от одной до трех минут. По истечению этого срока старшие по рядам (назначенные ранее) быстро собирают листочки и сдают преподавателю. За это время практически невозможно списать друг у друга или поделиться информацией, поэтому результаты ответа носят объективный характер. В свободное от занятий время преподаватель проверяет ответы, проставляет на листках оценки и на следующем занятии возвращает учащимся для самоанализа.
В первый блиц-опрос преподаватель может не проверять ответы, а позволить учащимся обменяться листочками для взаимного контроля, дать им исправить ошибки друг у друга, а затем на доске учитель пишет правильные ответы. Это способствует тому, что учащиеся в дальнейшем будут испытывать доверие к такой системе контроля и не считать ее субъективной, зависящей от каприза преподавателя. Помимо мизерной затраты времени на фронтальный блиц-опрос и охвата им всей группы такой контроль позволяет выставить всем учащимся оценки в журнал, что по окончании четверти (семестра) позволит объективно оценить работу каждого ученика.
Блиц-опрос по одному и тому же материалу проводится не менее трех раз: первый – на следующем уроке, второй – через одну неделю, третий – в конце месяца. При этом все виды памяти используются многократно. Как показала практика, этого достаточно для надежного усвоения изучаемого материала. Злоупотреблять количеством опросов по одному и тому же вопросу не следует: на это уходит дополнительное время и, что ещё более важно, может создать у учащихся негативное отношение к блиц-опросам.
Блиц-опросы можно повторять по основным разделам, только полностью закончив тему. При этом необходимо дать учащимся установку на длительное запоминание, учитывая не только предстоящие экзамены, но и жизненные ситуации, которые могут потребовать воспользоваться полученными знаниями. В предмете ОБЖ, например, от точного знания разделов программы зависит не только здоровье, но порой и жизнь каждого конкретного человека.
Перед началом обучения по предмету следует:
- четко отделить основной материал от второстепенного. Блиц-опросы следует проводить только по основному, требующему точных формулировок;
- точно определить границы применения изложенной выше методики;
- рационализировать процесс выставления оценок, для чего изготовить таблицу, автоматизирующую этот процесс.
Я составлял таблицу из расчета, что ответов в вопросе содержится до 10. При большем количестве ответов таблица может быть продолжена, хотя такая потребность встречается редко.
С таблицей, которая используется для выставления оценок, учащихся желательно познакомить заранее, чтобы в дальнейшем исключить их сомнения в объективности оценки их труда. Таблица прилагается.
Пример. Вопрос: назвать (записать) «Поражающие факторы ядерного взрыва». Правильный ответ: ударная волна, проникающая радиация, световое облучение, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс.
Оценка:
5 правильных ответов – 5 баллов;
4 правильных ответа – 4 балла;
3 правильных ответа – 3 балла;
менее 3 правильных ответов – 2 балла.
Таблицу можно расширить, воспользовавшись формулой
Оценка= 5*(N/n)
где N – число правильных ответов,
n – число ответов в вопросе.
КОНЦЕПЦИЯ
«Универсальная система обучения» (УСО)
Введение УСО в образовательный процесс имеет целью повышение его качества. Это достигается за счет использования свойств памяти совместно с применением письменного фронтального блиц-опроса (ПФБО), который служит не только для контроля полноты усвоения учебного материала, но и многократного повторения основных его положений с целью закрепления в долговременной памяти обучаемых. УСО является универсальной, так как применима к любому предмету обучения. Она позволяет получить прочные знания, необходимые для освоения будущей профессии, а также заставляет обучаемых самостоятельно трудиться при подготовке к очередному ПФБО в заранее назначенное время, формируя соответствующий навык, который пригодится в дальнейшем.
УСО не требует дополнительного ресурсного обеспечения, достаточно учащимся иметь при себе листок бумаги и обычную ручку, что, к стати, способствует возрождению прописей. Попытки использовать гаджеты для совершенствования ПФБО только приведут к потере времени на его осуществление и, кроме того, ослабят значение зрительной и моторной памяти в восстановлении утерянной в течение времени информации.
Достоинством УСО является и то, что она облегчает труд педагога, устраняя необходимость работать с отстающими за их отсутствием (при неукоснительном соблюдении последовательности повторения). Нарушение временных рамок повторений ПФБО приведет к тому, что система будет работать не в полной мере. Важно также то, что оценка знаний является объективной, а накопление оценок после каждого опроса позволяет выставить реальную оценку за месяц, четверть, год обучения. УСО автоматизирует процесс обучения, позволяя даже начинающим педагогическую деятельность учителям добиваться хороших результатов. Подспорьем в овладении УСО могут служить благоприятное планирование расписания занятий в течение месяца с начала использования УСО (для адаптации учащихся) и издание учебников, содержащих вопросники в конце каждой темы, которые позволяют определить, какие знания должны отложиться в памяти (пример: Смирнов, А.Т. Учебник ОБЖ. 11-й класс / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 4-е издание. – М. : «Просвещение», 2012).
МЕТОДИКА
введения «Универсальной системы обучения» (УСО) в образование
Система вводится в образовательный процесс в течение одного месяца. Для этого необходимо:
1. Во время первого занятия ознакомить обучаемых с условиями действия системы и таблицей, на основании которой будут выставляться объективные отметки.
2. В конце занятия объявить задание на повторение материала, данного учителем под запись в конспекте, вечером или не позднее чем в течение следующего дня.
3. Ровно через неделю на очередном занятии с этой учебной группой перед изложением нового материала в обязательном порядке нужно провести первый письменный фронтальный блиц-опрос (ПФБО), записав на доске тот же вопрос занятия недельной давности. Для письменного ответа назначить время (как правило, не более 3-5 минут, достаточных для записи ответов, при этом у обучаемых не будет времени воспользоваться подсказками), собрать листки с ответами. Проверку результата опроса сделать в свободное время с выставлением оценок, которые нужно объявить на очередном занятии с группой, раздать листки с оценками ответов для ознакомления с целью подтверждения их объективности и доверия к системе контроля. В дальнейшем целесообразно преподавателю сохранять листки у себя для подтверждения правильной картины успеваемости. Вследствие отсутствия адаптации к новой системе проверки знаний показатели первого опроса будут низкими, кроме оценок отличников, которые всегда к повторениям относятся серьезно. Результат первого опроса не должен смущать учителя, так как является естественным. Ни в коем случае не следует назначать дополнительные занятия получившим «неуд», так как это нарушит стройность УСО. Дополнительная работа допустима только при подготовке учащихся к конкурсам, когда им необходимы знания, выходящие за рамки учебных программ.
Следующую проверку по первому же вопросу нужно провести через месяц, при этом знания прочно отложатся в долговременной памяти обучаемых. На этом закончится этап внедрения УСО в практику обучения, и система начнет действовать автоматически.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПФБО
План проведения ПФБО составляется не менее, чем на месяц, а лучше на курс обучения.
Для этого необходимо:
1. Изучить Программу предмета и на её основе составить Вопросник для каждого занятия, на котором будет проведён письменный блиц-опрос по теме предыдущего занятия.
2. Составить график блиц-опросов, исходя из их целесообразности, с учетом особенности материала занятий, учитывая важность информации. Вопросы ПФБО должны соответствовать Вопроснику, отражающему сумму знаний, необходимых для дальнейшего развития личности обучаюемого.
3. На первом занятии ознакомить учащихся с оценочной таблицей.
4. Через месяц на очередном занятии с той же группой (5-м по счету при одном занятии по предмету в неделю) провести ПФБО в виде мини-зачета (МПФБО).
5. Знания целесообразно закрепить соответствующими тренировкаит, что позволит применить их незамедлительнов случае необходимости.
График проведения ПФБО
на курс ОБЖ (8, 10, 11 классы)
№ занятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
… |
34 |
35 |
|
ПФБО |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
… |
33 |
34 |
35 |
На Всероссийском педагогическом конкурсе «Мои инновации в образовании – 2018» Концепция «Универсальная система обучения» заняла первое место в номинации «Основы безопасности жизнедеятельности».
Опираясь на свойства памяти, система носит универсальный характер и применима для всех предметов обучения.
Литература
1. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М. : Изд-во «Арена», 1994.
2. Информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). – №11. – 2006. – 49-50 с.
3. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».– 2012.
4. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. – Сев.– Зап. кн. изд-во, 1990.
5. Выгодский А.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
Полный текст статьи во вложении (doc, 109 KB)
Скачать вложение