Деловая игра как активный метод формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов социально-культурной сферы
Автор: Черемисина Наталья АлександровнаДеловая игра позволяет включить в процесс обучения студентов и старших школьников модель будущей трудовой деятельности.
Как всем известно, в настоящее время наше общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах. Высокие темпы развития экономики, большой объем информации выдвигают определенные требования к работникам любой сферы деятельности.
Так, для специалиста социально-культурной сферы немаловажными являются умение самостоятельно, систематически пополнять и обновлять свои знания, вести целенаправленный поиск решения проблем, быть творческой личностью, уметь адаптироваться к кардинально меняющимся требованиям общества и научно анализировать любую ситуацию и т.д., то есть быть коммуникативным и компетентным в своей сфере деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности сопряжено с развитием коммуникативных способностей, которые проявляются в сотрудничестве и коллективной профессиональной деятельности. К ним относятся: способность понимать взаимоотношения людей, адекватно воспринимать ситуацию общения, использовать опыт других; понимание партнеров по общению, их мотивов и целей деятельности; способность к сотрудничеству; умение корректно отстаивать свою точку зрения и осознавать сущность различий во мнениях; способность прогнозировать межличностные события, знать основные приемы общения и избегать конфликтов общении.
Одним из наиболее эффективных путей формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов является такой метод активного обучения, как метод деловых игр, позволяющий непосредственно включить процесс обучения в модель будущей трудовой деятельности студентов. Деловая игра в системе обучения выступает как способ самостоятельного применения сформированных профессиональных практических и коммуникативных умений. Исследования показали, что при лекционной подаче материала усваивается более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении – 75%, а в деловой игре – около 90% [3]. Активность студентов проявляется ярко и носит продолжительный характер.
Деловые игры в образовательном процессе применяются давно. Теоретический анализ термина «деловая игра» показывает неоднозначность его толкования:
Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, подготовить к профессиональной практической деятельности. Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
Е.А. Хруцкий отметил следующие достоинства деловых игр:
Проведение деловой игры требует от преподавателя определенных навыков и в частности умения конструирования игровой ситуации в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций. Можно выделить следующие факторы, влияющие на качество и результативность игры:
В Рязанском колледже культуры многие преподаватели на своих занятиях активно используют этот метод активного обучения.
Внедрение деловых игр в учебный процесс позволяет выработать у студентов устойчивые навыки владения профессиональной речью на основе сымитированной игровой ситуации, формировать умения свободно создавать во время деловой игры речевое произведение необходимого жанра.
Во время обучения, например, на разных специальностях большой интерес студентов вызвала деловая игра «Выступление». Игра проходила в рамках изучения дисциплины «Менеджмент» в разделе «Деловое общение». Рассмотрим подробнее данную деловую игру [4].
Деловая игра «Выступление»
Цель игры - научиться коротко и аргументировано излагать свою точку зрения на поставленный вопрос.
Порядок проведения игры
1. Каждый игрок получает (методом жеребьевки) карточку с номером вопроса.
2. В соответствии с полученным номером игроку выдается вопрос, который он будет защищать.
3. Все игроки делятся в зависимости от своей точки зрения данный вопрос на две команды «да» и «нет». Их задача - набрал максимальное количество баллов.
4. Выступление каждого игрока оценивается независимым жюри (каждым членом отдельно). Штрафные баллы ставятся в неограниченном количестве.
5. Игрок защищает свою точку зрения (да/нет) на поставленный вопрос. Пример: игрок, получивший карточку с вопросом 4, должен уложившись в 5 мин, аргументировано убедить аудиторию в том, что самым очевидным, простым, естественным и логическим в том на 4-й вопрос будет ответ «да/нет».
6. Перед началом выступления команда имеет 15 мин на общее обсуждение вопросов. В это время игроки могут советовать другу тактику ответа, вместе находить убедительные аргументы.
7. После выступления первого игрока (1, «да») выступает его оппонент (1, «нет»). Далее без перерыва аналогично по всем вопроса
8. Жюри оценивает игроков по мере их выступления. В кое игры из оценок, полученных командой в сумме, вычитаются штрафные баллы. Выиграла та команда, у которой больше очков.
Регламент игры
Общее время - 1ч 30 мин.
Объяснение правил - 10 мин.
Коллективное совещание - 15 мин.
Выступление каждого игрока - 5 мин.
Подведение итогов - 5 мин.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Вопросы для выступления
1. Книга - эта товар.
2. С должностью менеджера лучше справится мужчина.
3. Несовершенство налоговой системы освобождает предпринимателя от моральной ответственности за неуплату налогов.
4. Со временем электронная книга заменит обычную.
5. За границей печатать легче.
6. Менеджер должен знать все.
7. В работе главное деньги.
8. Семья и карьера несовместимы.
Оценка выступления докладчиков
Критерий Баллы Да Нет
1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8
Содержание доклада От 0 до 10
Умение держаться От 0 до 5
Убедительность аргументов От 0 до 5
Слова-паразиты От -2 до 0
Штрафные баллы
Неуважительное отношение к жюри и коллегам -2
Опоздание с докладом -1
Затягивание доклада -1
Выкрики с места -1
Обсуждение во время доклада -1
Итого:
Время подготовки докладчика - 5 мин (далее игроки штрафуются).
Время выступления - не более 5 мин (далее игроки штрафуются).
Итак, применение деловых игр позволяет преобразовать сам образовательный процесс и активизировать мышление студентов. Данная форма работы очень интересная студентам, она максимально приближена к профессиональной реальности, КПД занятия значительно увеличивается, отмечается также повышенная заинтересованность студентов в результате деятельности, не только из-за оценки, а для саморазвития.
Список литературы
1. Абрамов, Н. И. Комплексная деловая игра / Н.И. Абрамов [и др.]. – М.: Мысль, 1991. - 123 с.
2. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. - Екатеринбург: Деловая игра, 1999. - 192 с.
3. Деловые игры и методы активного обучения: сб. науч. Трудов. - Челябинск, 1992. - 184 с.
4. Зельдович, Б.З. Активные методы обучения в дисциплине «менеджмент»: учебное пособие / Б.З. Зельдович. - Москва: МГУ, 2003. - 152 с.
5. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов / под ред. С.И. Самыгина. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 511 с.
6. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр: учебное пособие для преподавателей сред. cпец. учеб. заведений / Е.А. Хруцкий. - М.: Высшая школа, 1992. - 320 с.
Так, для специалиста социально-культурной сферы немаловажными являются умение самостоятельно, систематически пополнять и обновлять свои знания, вести целенаправленный поиск решения проблем, быть творческой личностью, уметь адаптироваться к кардинально меняющимся требованиям общества и научно анализировать любую ситуацию и т.д., то есть быть коммуникативным и компетентным в своей сфере деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности сопряжено с развитием коммуникативных способностей, которые проявляются в сотрудничестве и коллективной профессиональной деятельности. К ним относятся: способность понимать взаимоотношения людей, адекватно воспринимать ситуацию общения, использовать опыт других; понимание партнеров по общению, их мотивов и целей деятельности; способность к сотрудничеству; умение корректно отстаивать свою точку зрения и осознавать сущность различий во мнениях; способность прогнозировать межличностные события, знать основные приемы общения и избегать конфликтов общении.
Одним из наиболее эффективных путей формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов является такой метод активного обучения, как метод деловых игр, позволяющий непосредственно включить процесс обучения в модель будущей трудовой деятельности студентов. Деловая игра в системе обучения выступает как способ самостоятельного применения сформированных профессиональных практических и коммуникативных умений. Исследования показали, что при лекционной подаче материала усваивается более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении – 75%, а в деловой игре – около 90% [3]. Активность студентов проявляется ярко и носит продолжительный характер.
Деловые игры в образовательном процессе применяются давно. Теоретический анализ термина «деловая игра» показывает неоднозначность его толкования:
- групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку [6];
- форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики [1];
- в деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности.
Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, подготовить к профессиональной практической деятельности. Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
Е.А. Хруцкий отметил следующие достоинства деловых игр:
- рассмотрение определенной проблемы в условиях значительного сокращения времени;
- освоение навыков выявления, анализа и решения конкретных проблем;
- работа групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентация в нестандартных ситуациях;
- концентрация внимания участников на главных аспектах проблемы и установление причинно-следственных связей;
- развитие взаимопонимания между участниками игры [6].
Проведение деловой игры требует от преподавателя определенных навыков и в частности умения конструирования игровой ситуации в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций. Можно выделить следующие факторы, влияющие на качество и результативность игры:
- Выбор темы, определение целей и задач.
- Распределение ролей среди участников с учетом знаний и психологических особенностей студентов.
- Разработка структурно-логической схемы игры, заданий каждой службе, отделу, подгруппе.
- Разработка методических рекомендаций для студентов с полным описанием игровой ситуации.
- Изучение студентами материалов рассматриваемой темы для отработки различных вариантов решений.
- Разработка системы оценивания результатов, отражающих уровень сформированных компетенций [2].
- значительном экономии времени в учебном процессе;
- более эффективном усвоении учебной информации, связанной с профессиональной подготовкой специалистов в результате активизации обучаемых;
- повышении уровня успеваемости;
- возможность получить по результатам оценивания деятельности участников во время деловой игры достаточно полную картину профессиональных и личностных качеств участников, выявить их готовность к профессиональной деятельности.
В Рязанском колледже культуры многие преподаватели на своих занятиях активно используют этот метод активного обучения.
Внедрение деловых игр в учебный процесс позволяет выработать у студентов устойчивые навыки владения профессиональной речью на основе сымитированной игровой ситуации, формировать умения свободно создавать во время деловой игры речевое произведение необходимого жанра.
Во время обучения, например, на разных специальностях большой интерес студентов вызвала деловая игра «Выступление». Игра проходила в рамках изучения дисциплины «Менеджмент» в разделе «Деловое общение». Рассмотрим подробнее данную деловую игру [4].
Деловая игра «Выступление»
Цель игры - научиться коротко и аргументировано излагать свою точку зрения на поставленный вопрос.
Порядок проведения игры
1. Каждый игрок получает (методом жеребьевки) карточку с номером вопроса.
2. В соответствии с полученным номером игроку выдается вопрос, который он будет защищать.
3. Все игроки делятся в зависимости от своей точки зрения данный вопрос на две команды «да» и «нет». Их задача - набрал максимальное количество баллов.
4. Выступление каждого игрока оценивается независимым жюри (каждым членом отдельно). Штрафные баллы ставятся в неограниченном количестве.
5. Игрок защищает свою точку зрения (да/нет) на поставленный вопрос. Пример: игрок, получивший карточку с вопросом 4, должен уложившись в 5 мин, аргументировано убедить аудиторию в том, что самым очевидным, простым, естественным и логическим в том на 4-й вопрос будет ответ «да/нет».
6. Перед началом выступления команда имеет 15 мин на общее обсуждение вопросов. В это время игроки могут советовать другу тактику ответа, вместе находить убедительные аргументы.
7. После выступления первого игрока (1, «да») выступает его оппонент (1, «нет»). Далее без перерыва аналогично по всем вопроса
8. Жюри оценивает игроков по мере их выступления. В кое игры из оценок, полученных командой в сумме, вычитаются штрафные баллы. Выиграла та команда, у которой больше очков.
Регламент игры
Общее время - 1ч 30 мин.
Объяснение правил - 10 мин.
Коллективное совещание - 15 мин.
Выступление каждого игрока - 5 мин.
Подведение итогов - 5 мин.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Вопросы для выступления
1. Книга - эта товар.
2. С должностью менеджера лучше справится мужчина.
3. Несовершенство налоговой системы освобождает предпринимателя от моральной ответственности за неуплату налогов.
4. Со временем электронная книга заменит обычную.
5. За границей печатать легче.
6. Менеджер должен знать все.
7. В работе главное деньги.
8. Семья и карьера несовместимы.
Оценка выступления докладчиков
Критерий Баллы Да Нет
1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8
Содержание доклада От 0 до 10
Умение держаться От 0 до 5
Убедительность аргументов От 0 до 5
Слова-паразиты От -2 до 0
Штрафные баллы
Неуважительное отношение к жюри и коллегам -2
Опоздание с докладом -1
Затягивание доклада -1
Выкрики с места -1
Обсуждение во время доклада -1
Итого:
Время подготовки докладчика - 5 мин (далее игроки штрафуются).
Время выступления - не более 5 мин (далее игроки штрафуются).
Итак, применение деловых игр позволяет преобразовать сам образовательный процесс и активизировать мышление студентов. Данная форма работы очень интересная студентам, она максимально приближена к профессиональной реальности, КПД занятия значительно увеличивается, отмечается также повышенная заинтересованность студентов в результате деятельности, не только из-за оценки, а для саморазвития.
Список литературы
1. Абрамов, Н. И. Комплексная деловая игра / Н.И. Абрамов [и др.]. – М.: Мысль, 1991. - 123 с.
2. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. - Екатеринбург: Деловая игра, 1999. - 192 с.
3. Деловые игры и методы активного обучения: сб. науч. Трудов. - Челябинск, 1992. - 184 с.
4. Зельдович, Б.З. Активные методы обучения в дисциплине «менеджмент»: учебное пособие / Б.З. Зельдович. - Москва: МГУ, 2003. - 152 с.
5. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов / под ред. С.И. Самыгина. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 511 с.
6. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр: учебное пособие для преподавателей сред. cпец. учеб. заведений / Е.А. Хруцкий. - М.: Высшая школа, 1992. - 320 с.
Скачать вложение