Концепция программированного обучения и технология разработки компьютерных обучающих программ для её реализации
Автор: Егоркин Анатолий ФедоровичМетодическая разработка.
Основой как машинного так и без машинного программированного обучения является обучающая программа. Для её разработки весь материал, подлежащий изучению, разбивается на части – информационные дозы, в качестве которых могут служить вопросы или части их. Объем их, как правило, не должен превышать полутора страниц печатного текста.
В конце каждой информационной дозы приводится "Задание". Это может быть:
В конце каждой информационной дозы приводится "Задание". Это может быть:
-
"Составить конспект (подробный конспект, краткий конспект) вопроса (материала данного вопроса, изученного материала и т.п.)". Составление конспекта предполагает запись в конспект значительной части материала по усмотрению студента. Составление подробного конспекта предполагает практически полную запись изучаемого материала в конспект. При кратком конспектировании записываются только основные положения изучаемого материала по усмотрению студента;
-
"Законспектировать данный вопрос, обратив особое внимание на определение и методику расчета . . . . ". Это предполагает обязательную запись указанного материала; все остальное конспектируется кратко по усмотрению студента;
-
"Составьте конспект данного вопроса, после чего решите задачу (задачи)". Исходные данные для решения задачи приводятся ниже. Задачу целесообразнее записывать текстом с указанием условных обозначений величин, используемых в задаче. Студенты должны записать "Дано", "Определить", "Решение", решить задачу и записать "Ответ". Полученный ответ они должны сравнить с приведенным в задаче ответом и сделать соответствующие выводы. При необходимости после текста задачи и ответа к ней в "Примечании" следует привести пояснения к её решению;
-
"Составьте конспект вопроса 2 , после чего выполните тесты к вопросу 2 (или вопросам 1 и 2, или к теме 2.1. и т.п.)". Или " Составьте конспект вопроса 2, после чего решите задачу и выполните тесты к теме 3.1." Ниже приводятся "Контрольные тесты к теме 3.1.". При работе с тестами студент должен указать в конспекте к какому вопросу (вопросам или теме) они относятся, номера тестов и номер или номера ответов на каждый тест. Если для ответа на тест требуется анализ формулы или формул или другие пояснения, то они приводятся рядом с ответами.
При очной системе обучения преподаватель в начале занятия говорит о его целях и задачах и кратко излагает содержание материала, подлежащего изучению. Затем студенты самостоятельно внимательно читают содержание первого вопроса (первой информационной дозы). При этом они осваивают предложенный материал на уровне "Представления". Дойдя до задания к этому вопросу, они читают его, возвращаются к началу вопроса и конспектируют вопрос с указанной в задании подробностью. Это способствует превращению ранее полученных "Представлений" в "Знания". После этого, если задание не предусматривает других действий, студент переходит к изучению следующего вопроса или подвопроса.
Если же заданием предусмотрено решение задачи или задач, то надо решить их, обратив внимание на пояснения к решению задачи. Если ответ отличается от приведённого в задаче, то вначале студент самостоятельно должен попытаться найти ошибки в решении и, при необходимости, обратиться к преподавателю.
Если же заданием предусмотрено решение задачи или задач, то надо решить их, обратив внимание на пояснения к решению задачи. Если ответ отличается от приведённого в задаче, то вначале студент самостоятельно должен попытаться найти ошибки в решении и, при необходимости, обратиться к преподавателю.
Если задание предусматривает выполнение тестов для самоконтроля уровня усвоения изученного материала, то после окончания работы с ними студент должен перейти "К ответам на тесты к теме . . . " и проверить правильность своих ответов. При наличии отклонений надо вернуться к началу тестов и самостоятельно, а при необходимости и с помощью преподавателя, выяснить причину ошибки. Если на изучение теоретических вопросов темы выделяется одно или два занятия, то тесты следует привести в конце темы; если же на изучении темы необходимы более двух занятий, то тесты целесообразно приводить после изучения отдельных вопросов. Например, "Контрольные тесты к вопросам 1 и 2 темы 3.1."; "Контрольные тесты к вопросам 3, 4 и 5 темы 3.1." и т.д.
Технология компьютерного обучения заключается в следующем:
а) С помощью соответствующих команд в оперативную память компьютера загружается нужный Вам раздел, например, раздел 2. при этом на экране высвечивается номер и название раздела, номера и названия тем, входящих в данный раздел. Для перехода к изучению нужной Вам темы надо подвести стрелку под её название и при нажатой клавише "Ctrl" нажатием левой клавиши мыши вывести её на экран, после чего аналогичным образом на экран вывести нужный вопрос.
б) Вначале надо внимательно прочитать содержание этого вопроса. При этом Вы получите общее представление о содержании его. Дойдя до задания, надо внимательно прочитать и выполнить его. Оно заключается обычно в конспектировании с той или иной степенью подробности материала данного вопроса с последующим решением задачи и выполнением контрольных тестов. Для выполнения задания надо с помощью соответствующей команды перейти к началу изучаемого вопроса.
в) Затем необходимо составить конспект, при этом Вы усваиваете изучаемый материал на уровне знания его. После этого надо перейти к изучению следующего вопроса.
г) Если же в задании предусмотрено решение задачи или задач, то надо в конспект записать исходные данные, внимательно изучить пояснения к её решению, решить задачу. Если полученный результат отличается от приведенного ответа, то надо постараться самостоятельно найти ошибку, а если Вы не находите ее самостоятельно, то нужно обратиться к преподавателю.
д) Если задание предусматривает отработку тестов для самоконтроля уровня усвоения изученного материала, то в конспекте надо записать "Ответы на контрольные тесты к вопросу . . . ", указать номера тестов и номер ответа или номера ответов на них. Если для ответа на тест требуются формулы, то их надо приводить и проводить анализ их.
После окончания ответа на тесты нужно проверить правильность указанных Вами ответов. Для этого с помощью соответствующей команды перейти к "Ответам на тесты к вопросу . . . ". Если имеют место расхождения в ответах, то укажите их рядом со Вашими ответами, переключитесь "К началу тестов к вопросу . . ." и найдите причину неправильного ответа. Если Вам это не удаётся, то обратитесь за разъяснениями к преподавателю.
К достоинствам использования компьютерных технологий в процессе обучения можно отнести:
а) С помощью соответствующих команд в оперативную память компьютера загружается нужный Вам раздел, например, раздел 2. при этом на экране высвечивается номер и название раздела, номера и названия тем, входящих в данный раздел. Для перехода к изучению нужной Вам темы надо подвести стрелку под её название и при нажатой клавише "Ctrl" нажатием левой клавиши мыши вывести её на экран, после чего аналогичным образом на экран вывести нужный вопрос.
б) Вначале надо внимательно прочитать содержание этого вопроса. При этом Вы получите общее представление о содержании его. Дойдя до задания, надо внимательно прочитать и выполнить его. Оно заключается обычно в конспектировании с той или иной степенью подробности материала данного вопроса с последующим решением задачи и выполнением контрольных тестов. Для выполнения задания надо с помощью соответствующей команды перейти к началу изучаемого вопроса.
в) Затем необходимо составить конспект, при этом Вы усваиваете изучаемый материал на уровне знания его. После этого надо перейти к изучению следующего вопроса.
г) Если же в задании предусмотрено решение задачи или задач, то надо в конспект записать исходные данные, внимательно изучить пояснения к её решению, решить задачу. Если полученный результат отличается от приведенного ответа, то надо постараться самостоятельно найти ошибку, а если Вы не находите ее самостоятельно, то нужно обратиться к преподавателю.
д) Если задание предусматривает отработку тестов для самоконтроля уровня усвоения изученного материала, то в конспекте надо записать "Ответы на контрольные тесты к вопросу . . . ", указать номера тестов и номер ответа или номера ответов на них. Если для ответа на тест требуются формулы, то их надо приводить и проводить анализ их.
После окончания ответа на тесты нужно проверить правильность указанных Вами ответов. Для этого с помощью соответствующей команды перейти к "Ответам на тесты к вопросу . . . ". Если имеют место расхождения в ответах, то укажите их рядом со Вашими ответами, переключитесь "К началу тестов к вопросу . . ." и найдите причину неправильного ответа. Если Вам это не удаётся, то обратитесь за разъяснениями к преподавателю.
-
индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, т.к. позволят студентам самостоятельно с учетом своего уровня подготовки к изучению материала и своих психофизиологических характеристик строить процесс изучения предмета. Объем и сложность предлагаемых вопросов ориентированы на студентов со средним уровнем подготовки, которых в каждой группе большинство. Для более подготовленных студентов предусматривается дополнительный материал. Студенты с более низким уровнем подготовки вынуждены будут какую-то часть материала (в основном решение задач) отрабатывать во внеурочное время, в том числе и в электронной библиотеке колледжа;
-
многократность повторения изучаемого материала, что способствует лучшему пониманию и запоминанию его. Многократность реализуется следующим образом: вначале обобщающую информацию по изучаемым вопросам студентам доводит преподаватель, затем они самостоятельно вначале читают изучаемый материал, затем конспектируют его, решают задачи, работают с тестами, выполняют домашнее задание, готовятся к контрольной работе по пройденному материалу;
-
высокая степень самостоятельности в процессе освоения предмета, возможность самостоятельной отработки материала пропущенных занятий при работе в электронной библиотеке;
-
возможность для хорошо успевающих студентов изучать предмет в большем объёме по сравнению с остальными студентами, что обеспечивается наличием в обучающей программе задач повышенной сложности, дополнительного материала, не обязательного к изучению всеми студентами, заданий для самостоятельной работы по решению задач по теме или разделу;
-
возможность оперативной корректировки содержания предмета при изменении тех или иных условий хозяйствования, т.к. сделать это при электронных носителях информации куда проще, чем при использовании обычных учебников;
-
возможность самоконтроля уровня усвоения изучаемых вопросов и корректировки недостаточных или ошибочных знаний, полученных при изучении их. Это обеспечивается наличием в обучающей программе тестов для самоконтроля уровня усвоения изученного материала и ответов на них с необходимыми пояснениями к более сложным тестам;
-
осуществление действенного контроля за работой студентов, оказание помощи студентам с более слабой подготовкой, что способствует их по-степенному приближению их уровня подготовки к уровню более подготовленных студентов. Это обеспечивается тем, что при использовании компьютерных технологий преподаватель выступает не как источник изучаемой информации, а, главным образом, как организатор процесса обучения;
-
возможность изучения материала ранее пропущенных занятий, в то время как остальные студенты изучают материал очередных занятий, т.к. если студент пропустил одно или несколько предыдущих занятий, то он не сможет вместе со всеми изучать новый материал;
-
периодическая смена видов деятельности в течение всего занятия, что способствует активизации мыслительной работы студента, повышению эффективности его труда;
-
повышение интереса студентов к изучению предмета, т.к. этот метод вносит разнообразие в процесс обучения.
Технология разработки обучающей компьютерной программы
Например, необходимо разработать обучающую программу по разделу 2. Он состоит из четырех тем. Первая тема включает пять вопросов, вторая – четыре, третья – один, четвертая – два вопроса.
Вначале набирается нижеприведенный текст:
Раздел 2 Материально – техническая база предприятия
Тема 2. 1 Основные фонды предприятия
Тема 2. 2 Оборотные средства предприятия
Тема 2. 3 Аренда, лизинг, нематериальные активы
Тема 2. 4 Капитальные вложения (инвестиции) и их эффективность
Тема 2.1. Основные фонды предприятия. (далее ссылка "Назад").
Вопросы:
1. Экономические ресурсы предприятия
2. Сущность и состав основных фондов
3. Учет и оценка основных фондов
4. Амортизация основных фондов
5. Эффективность использования основного капитала
Экономические ресурсы предприятия (далее ссылка "Назад").
Текст вопроса 1
Задание 1.
(ссылка "К началу вопроса 1").
Сущность и состав основных фондов предприятия (далее ссылка "Назад")
Текст вопроса 2.
Задание 2.
(ссылка "К началу вопроса 2") и т. д.
Контрольные тесты к теме 2.1.
Текст тестов.
(ссылка "К ответам на тесты к теме 2.1").
Ответы на тесты 2.1.
(ссылка "К началу тестов к теме 2.1").
Вначале набирается нижеприведенный текст:
Раздел 2 Материально – техническая база предприятия
Тема 2. 1 Основные фонды предприятия
Тема 2. 2 Оборотные средства предприятия
Тема 2. 3 Аренда, лизинг, нематериальные активы
Тема 2. 4 Капитальные вложения (инвестиции) и их эффективность
Тема 2.1. Основные фонды предприятия. (далее ссылка "Назад").
Вопросы:
1. Экономические ресурсы предприятия
2. Сущность и состав основных фондов
3. Учет и оценка основных фондов
4. Амортизация основных фондов
5. Эффективность использования основного капитала
Экономические ресурсы предприятия (далее ссылка "Назад").
Текст вопроса 1
Задание 1.
(ссылка "К началу вопроса 1").
Сущность и состав основных фондов предприятия (далее ссылка "Назад")
Текст вопроса 2.
Задание 2.
(ссылка "К началу вопроса 2") и т. д.
Контрольные тесты к теме 2.1.
Текст тестов.
(ссылка "К ответам на тесты к теме 2.1").
Ответы на тесты 2.1.
(ссылка "К началу тестов к теме 2.1").
Автоматизация работы с обучающей программой осуществляется с помощью гиперссылок.
1. Автоматический переход от названия темы в тексте программы к началу раздела
а) Установить курсор перед названием раздела 2, затем перевести стрелку на слово "Вставка", нажать левую клавишу мыши, перевести её на слово "Закладка", нажать левую клавишу мыши. При этом на экране открывается окно "Закладка". В строку "Имя закладки" напечатать "К разделу 2", перевести стрелку на кнопку "Добавить" и нажать левую клавишу мыши, при этом окно закрывается. Следует иметь в виду, что при печатании имени закладки пробелы не допускаются.
б) После названия темы 1 напечатать слово "Назад", что означает переход от этой темы к началу раздела 2. Установить курсор на это слово и выделить его. (Например, быстрым двойным нажатием левой клавиши мыши). При этом курсор превращается в стрелу, которую надо подвести к вы-деленному слову и нажать правую клавишу мыши. При этом открывается контекстное меню. Стрелка устанавливается на слово "Гиперссылка" и нажимается левая клавиша мыши. При этом открывается окно "Добавление гиперссылки", стрелка устанавливается на слово "Закладка" и нажимается левая клавиша мыши. При этом открывается окно "Выбор места в документе", подвести стрелку к слову " К разделу 2" и нажатием кнопок "ОК" последовательно закрываются оба окна. При этом цвет шрифта слова "Назад" меняется на синий.
Примечание:
1. Имена закладок в обучающей программе не должны повторяться. Для этого целесообразно присваивать следующие имена: "Раздел 2","Тема 2_1", "Вопрос 2_1_1", если вопрос делится на подвопросы, то "Вопрос2_1_11" или "Вопрос2_1_1а". При необходимости возврата к какой - то части программы следует использовать имена "К разделу 2" или"К вопросу 2_1_1" и т.д.
При установлении гиперссылки на одно слово, например, "Назад" не обязательно выделять его; достаточно установить курсор на это слово,
нажать правую клавишу мыши и т.д. (см. 1б).
2. Автоматический переход к началу нужной темы, например, темы 2.1
а) Перед названием темы 2.1. в тексте программы надо установить курсор и, как это сказано в пункте 1а, открыть окно "Закладка". В строке "Имя закладки" будет какое-то имя и оно будет выделено синим цветом. Установить на эту строку курсор, нажать левую клавишу мыши, удалить старое имя, напечатать новое "Тема2_1", подвести стрелку к слову "Добавить" и нажать левую клавишу мыши. После этого установить курсор на слово "Назад" и нажатием левой клавиши мыши при нажатой клавише "Ctrl" (или без этого) перейти к началу раздела.
б) Установив курсор к началу названия темы 2.1., нажать левую клавишу мыши и провести курсор до конца названия темы. Далее повторить действия, указанные в пункте 1б. При этом цвет шрифта названия темы изменится на синий. Аналогичным образом устанавливается переход к началу других тем.
3. Автоматический переход от вопроса к началу темы, например, от вопроса 2 к теме 2.1.
Повторить пункт 1, только курсор установить перед названием темы 2.1. в тексте программы, в строку "Имя закладки" напечатать "Тема2_1", слово "Назад" напечатать в конце названия вопроса 2, и в окне "Выбор места в документе" стрелка подводится к строке "Тема2_1". Аналогичным образом устанавливается переход от других вопросов к началу темы.
4. Автоматический переход к началу вопроса, например, к началу вопроса 2 темы 2.1
Повторить пункт 2, только курсор установить перед началом названия вопроса 2, в окне "Имя закладки" напечатать "Вопрос2_1_2", после перехода к началу темы 2.1. выделяется вопрос 2 этой темы и устанавливается гиперссылка. Также устанавливается переход к началу других вопросов темы.
5. Автоматический переход от "Задания" к началу изучаемого вопроса, например, от "Задания к вопросу 2 темы 2.1.." к началу этого вопроса
Установить курсор к началу названия вопроса 2, открыть окно "Закладка", напечатать имя закладки "Квопросу2_1_2" (пробелы в имени не допускаются), закрыть окно, ниже задания напечатать "К началу вопроса 2", выделить это предложение и установить гиперссылку.
6. Автоматический переход к ответам на тесты, например, к ответам на тесты к теме 2.1
После тестов к теме 2.1. напечатать "К ответам на тесты к теме 2.1.", в какой-то части программы (лучше после тестов к теме 2.2.) напечатать "Ответы на тесты к теме 2.1.", в начале этого предложения установить имя закладки "К ответам 2_1", вернуться к предложению "К ответам на тесты к теме 2.1.", выделить его и установить гиперссылку.
7. Автоматический переход к началу тестов, например, к началу тестов к теме 2.1
После ответов на тесты к теме 2.1. напечатать "К началу тестов к теме 2.1.", перед предложением "Контрольные тесты к теме 2.1." установить закладку с именем "К тестам 2_1", выделить предложение "К началу тестов к теме 2.1." и установить гиперссылку.
Примечания:
1. Для удаления ненужных закладок необходимо открыть окно "Закладка", установить курсор на имя ненужной закладки, нажать левую клавишу мыши, перевести стрелку на слово "Удалить" и нажать левую клавишу мыши и т.д., после чего закрыть окно.
2. Если неправильно установлена гиперссылка или надо изменить её, то нужно установить курсор на соответствующее слово или предложение, нажать на правую клавишу мыши, установить стрелку на "Удалить гиперссылку" нажать на левую клавишу мыши. После этого можно устанавливать новую гиперссылку.
Главным достоинством приведенной технологии является то, что для разработки обучающей программы не требуются трудоёмкие, сложные, занимающие большой объём памяти компьютера, дорогостоящие оболочки. Для разработки обучающей программы с использованием этой технологии достаточно знания базового программного обеспечения компьютера "Word".
Кроме того, у данной технологии разработки обучающей программы имеются и другие достоинства: она не содержит никаких ограничений по использованию в обучающей программе формул, графиков, диаграмм, таблиц, рисунков и т.п., чего нельзя сказать о технологиях, основанных на использовании оболочек.
Вместе с тем, такие обучающие программы труднее защитить от несанкционированного копирования и внесения изменений в неё.
Полный вариант статьи во вложении (zip, 157KB)
1. Автоматический переход от названия темы в тексте программы к началу раздела
а) Установить курсор перед названием раздела 2, затем перевести стрелку на слово "Вставка", нажать левую клавишу мыши, перевести её на слово "Закладка", нажать левую клавишу мыши. При этом на экране открывается окно "Закладка". В строку "Имя закладки" напечатать "К разделу 2", перевести стрелку на кнопку "Добавить" и нажать левую клавишу мыши, при этом окно закрывается. Следует иметь в виду, что при печатании имени закладки пробелы не допускаются.
б) После названия темы 1 напечатать слово "Назад", что означает переход от этой темы к началу раздела 2. Установить курсор на это слово и выделить его. (Например, быстрым двойным нажатием левой клавиши мыши). При этом курсор превращается в стрелу, которую надо подвести к вы-деленному слову и нажать правую клавишу мыши. При этом открывается контекстное меню. Стрелка устанавливается на слово "Гиперссылка" и нажимается левая клавиша мыши. При этом открывается окно "Добавление гиперссылки", стрелка устанавливается на слово "Закладка" и нажимается левая клавиша мыши. При этом открывается окно "Выбор места в документе", подвести стрелку к слову " К разделу 2" и нажатием кнопок "ОК" последовательно закрываются оба окна. При этом цвет шрифта слова "Назад" меняется на синий.
Примечание:
1. Имена закладок в обучающей программе не должны повторяться. Для этого целесообразно присваивать следующие имена: "Раздел 2","Тема 2_1", "Вопрос 2_1_1", если вопрос делится на подвопросы, то "Вопрос2_1_11" или "Вопрос2_1_1а". При необходимости возврата к какой - то части программы следует использовать имена "К разделу 2" или"К вопросу 2_1_1" и т.д.
При установлении гиперссылки на одно слово, например, "Назад" не обязательно выделять его; достаточно установить курсор на это слово,
нажать правую клавишу мыши и т.д. (см. 1б).
2. Автоматический переход к началу нужной темы, например, темы 2.1
а) Перед названием темы 2.1. в тексте программы надо установить курсор и, как это сказано в пункте 1а, открыть окно "Закладка". В строке "Имя закладки" будет какое-то имя и оно будет выделено синим цветом. Установить на эту строку курсор, нажать левую клавишу мыши, удалить старое имя, напечатать новое "Тема2_1", подвести стрелку к слову "Добавить" и нажать левую клавишу мыши. После этого установить курсор на слово "Назад" и нажатием левой клавиши мыши при нажатой клавише "Ctrl" (или без этого) перейти к началу раздела.
б) Установив курсор к началу названия темы 2.1., нажать левую клавишу мыши и провести курсор до конца названия темы. Далее повторить действия, указанные в пункте 1б. При этом цвет шрифта названия темы изменится на синий. Аналогичным образом устанавливается переход к началу других тем.
3. Автоматический переход от вопроса к началу темы, например, от вопроса 2 к теме 2.1.
Повторить пункт 1, только курсор установить перед названием темы 2.1. в тексте программы, в строку "Имя закладки" напечатать "Тема2_1", слово "Назад" напечатать в конце названия вопроса 2, и в окне "Выбор места в документе" стрелка подводится к строке "Тема2_1". Аналогичным образом устанавливается переход от других вопросов к началу темы.
4. Автоматический переход к началу вопроса, например, к началу вопроса 2 темы 2.1
Повторить пункт 2, только курсор установить перед началом названия вопроса 2, в окне "Имя закладки" напечатать "Вопрос2_1_2", после перехода к началу темы 2.1. выделяется вопрос 2 этой темы и устанавливается гиперссылка. Также устанавливается переход к началу других вопросов темы.
5. Автоматический переход от "Задания" к началу изучаемого вопроса, например, от "Задания к вопросу 2 темы 2.1.." к началу этого вопроса
Установить курсор к началу названия вопроса 2, открыть окно "Закладка", напечатать имя закладки "Квопросу2_1_2" (пробелы в имени не допускаются), закрыть окно, ниже задания напечатать "К началу вопроса 2", выделить это предложение и установить гиперссылку.
6. Автоматический переход к ответам на тесты, например, к ответам на тесты к теме 2.1
После тестов к теме 2.1. напечатать "К ответам на тесты к теме 2.1.", в какой-то части программы (лучше после тестов к теме 2.2.) напечатать "Ответы на тесты к теме 2.1.", в начале этого предложения установить имя закладки "К ответам 2_1", вернуться к предложению "К ответам на тесты к теме 2.1.", выделить его и установить гиперссылку.
7. Автоматический переход к началу тестов, например, к началу тестов к теме 2.1
После ответов на тесты к теме 2.1. напечатать "К началу тестов к теме 2.1.", перед предложением "Контрольные тесты к теме 2.1." установить закладку с именем "К тестам 2_1", выделить предложение "К началу тестов к теме 2.1." и установить гиперссылку.
Примечания:
1. Для удаления ненужных закладок необходимо открыть окно "Закладка", установить курсор на имя ненужной закладки, нажать левую клавишу мыши, перевести стрелку на слово "Удалить" и нажать левую клавишу мыши и т.д., после чего закрыть окно.
2. Если неправильно установлена гиперссылка или надо изменить её, то нужно установить курсор на соответствующее слово или предложение, нажать на правую клавишу мыши, установить стрелку на "Удалить гиперссылку" нажать на левую клавишу мыши. После этого можно устанавливать новую гиперссылку.
Главным достоинством приведенной технологии является то, что для разработки обучающей программы не требуются трудоёмкие, сложные, занимающие большой объём памяти компьютера, дорогостоящие оболочки. Для разработки обучающей программы с использованием этой технологии достаточно знания базового программного обеспечения компьютера "Word".
Кроме того, у данной технологии разработки обучающей программы имеются и другие достоинства: она не содержит никаких ограничений по использованию в обучающей программе формул, графиков, диаграмм, таблиц, рисунков и т.п., чего нельзя сказать о технологиях, основанных на использовании оболочек.
Вместе с тем, такие обучающие программы труднее защитить от несанкционированного копирования и внесения изменений в неё.
Полный вариант статьи во вложении (zip, 157KB)
Скачать вложение