Опыт применения модульно-компетентностного подхода к подготовке специалистов среднего звена
Автор: Пискарева Валентина АлександровнаОсобенности работы ОГБОУ СПО "Рязанский строительный колледж".
Рязанскому строительному колледжу исполнилось 85 лет. Обновляется материально-техническая база колледжа; приходят молодые преподаватели-специалисты.
По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» во главе с председателем ПЦК Савиной Л.Н. работает дружный коллектив преподавателей: Зубарева Л.Ф., Ваймер Т.Р., Лиховидько М.А., Рахманова Л.В., Умарова Е.Р., Фетисова Е.В., Меркулова И.В.; мастера производственного обучения: Антонова О.А., Новичкова Е.В.. Многие из них выпускники колледжа этой специальности.
Третий год мы работаем по стандартам нового поколения. Составлены учебные планы базовой и углубленной подготовки. В модулях предусмотрены новые дисциплины:
Преимущество модульных программ, заключается в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентно-способном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей.
Мы убеждены, что подготовка квалифицированных специалистов невозможна без практики. Учебный план предусматривает учебную и производственную практики. В учебную практику входит геодезическая, которая проводится на полигоне в летний период, где студенты работают с современными приборами, используя теодолиты ТО-20, нивелиры Sokkiaдальномеры, легкие штативы, рейки, ленты и др., и учебная по рабочей профессии 19727 «Штукатур».
Производственная практика проводится после завершения изучения теоретического материала междисциплинарных курсов соответствующего модуля, она разнообразна и отвечает общим и профессиональным компетенциям.
Профессиональный модуль ПМ01 «Участие в проектировании зданий и сооружений»- проектировочно-производственная практика.
ПМ02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов» -производственно-технологическая практика.
ПМ03. « Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации, ремонте и реконструкции зданий и сооружений» -организационно-управленческая практика.
ПМ04. «Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов»-производственная практика при эксплуатации и реконструкции объектов.
Такое многообразие видов практики дает возможность выпускнику выбрать любое направление в своей профессиональной деятельности и дальнейшее ее усовершенствование в высшем учебном заведении. В 2013 году группа ДП-31-классный руководитель Ваймер Т.Р.(руководитель проектировочно-производсвенной практики) прошла практику в проектных организациях:
Они приобрели навыки работы с проектной документацией и участвовали в разработке рабочих чертежей в программах ArchiCAD, AutoCAD, Компас-3Д.
Получили дифференцированные зачеты по отчетам и успешно сдали квалификационный экзамен по профессиональному модулю ПМ01 «Участие в проектировании зданий и сооружений» - «освоен».
Разработкой экзаменационного пакета по модулю ПМ01 «Участие в проектировании зданий и сооружений» занимались: по практическому заданию Ваймер Т.Р., по теоретическим вопросам Савина Л.Н.и Рахманова Л.В..
Знание теоретического материала, подкрепленного практикой по профессиональному модулю дает хороший результат.
Мы убеждены, что модульно-компетентностная подготовка наших студентов будет успешной, если будут успешны наши педагоги. Преподаватели колледжа прошли курсы повышения квалификации в РИРО по различным темам, стажировку на предприятиях строительного комплекса и в высших учебных заведениях.
Сформировано особое образовательное пространство: модель сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных учреждений и предприятий-работодателей. Систематизирующим началом образовательного пространства является отраслевой ресурсный центр на базе отделения подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования.
Основная функция отраслевого ресурсного центра - образовательная. В центре ведется подготовка, переподготовка и повышение квалификации по специальностям строительного профиля.
С нового учебного года будет организовано на основе самоокупаемости профессиональная переподготовка и повышение квалификации по направлениям (специализациям):
Развитию компетентностного подхода способствуют различные виды внеурочной деятельности студентов. Ежегодно наши студенты занимают призовые места в Областной олимпиаде «Гимн профессии» (Лигус И., Лазарев С., Сметанников Н., Кибанов П.). Программа Олимпиады разнообразна:
проектирование плана здания в компьютерных программах;
Студенты строительной специальности участвуют посещают выставки и сами участвуют в них:
За участие в этих мероприятиях колледж награжден Дипломами, грамотами и благодарственными письмами.
Посещают музеи г.Рязани, Рязанской области и Москвы.
В колледже организуются встречи с представителями высших учебных заведений МАМИ, СТИ, РИБиУ и др.
Проводятся конференции по итогам прохождения производственных практик (презентации видеороликов, газет).
Коллектив колледжа постоянно получает хорошие отзывы и благодарственные письма от работодателей.
В целом преподаватели строительной специальности продолжают усовершенствовать профессиональные модули, работают над КОСами.
По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» во главе с председателем ПЦК Савиной Л.Н. работает дружный коллектив преподавателей: Зубарева Л.Ф., Ваймер Т.Р., Лиховидько М.А., Рахманова Л.В., Умарова Е.Р., Фетисова Е.В., Меркулова И.В.; мастера производственного обучения: Антонова О.А., Новичкова Е.В.. Многие из них выпускники колледжа этой специальности.
Третий год мы работаем по стандартам нового поколения. Составлены учебные планы базовой и углубленной подготовки. В модулях предусмотрены новые дисциплины:
- «Инженерно-геологические изыскания для строительства»,
- «Обследование и испытание строительных конструкций зданий и сооружений»,
- «Управление строительством и строительно-монтажной организацией»,
- «Оценка рыночной стоимости»,
- «Ценообразование строительных работ и строительной продукции»,
- «Усиление строительных конструкций»,
- «Технология и организация работ при реконструкции зданий»,
- «Реконструкция зданий»,
- «Современные энергосберегающие строительные материалы».
- «Оценка технического состояния промышленных, жилых и общественных зданий» в МДК04.01 «Эксплуатация зданий»;
- «Реконструкция и техническая реставрация зданий и сооружений» в МДК04.02 «Реконструкция зданий»;
- «Сметная документация, нормирование, ценообразование строительных работ и строительной продукции» в МДК02.02 «Учет и контроль технологических процессов».
Преимущество модульных программ, заключается в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентно-способном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей.
Мы убеждены, что подготовка квалифицированных специалистов невозможна без практики. Учебный план предусматривает учебную и производственную практики. В учебную практику входит геодезическая, которая проводится на полигоне в летний период, где студенты работают с современными приборами, используя теодолиты ТО-20, нивелиры Sokkiaдальномеры, легкие штативы, рейки, ленты и др., и учебная по рабочей профессии 19727 «Штукатур».
Производственная практика проводится после завершения изучения теоретического материала междисциплинарных курсов соответствующего модуля, она разнообразна и отвечает общим и профессиональным компетенциям.
Профессиональный модуль ПМ01 «Участие в проектировании зданий и сооружений»- проектировочно-производственная практика.
ПМ02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов» -производственно-технологическая практика.
ПМ03. « Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации, ремонте и реконструкции зданий и сооружений» -организационно-управленческая практика.
ПМ04. «Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов»-производственная практика при эксплуатации и реконструкции объектов.
Такое многообразие видов практики дает возможность выпускнику выбрать любое направление в своей профессиональной деятельности и дальнейшее ее усовершенствование в высшем учебном заведении. В 2013 году группа ДП-31-классный руководитель Ваймер Т.Р.(руководитель проектировочно-производсвенной практики) прошла практику в проектных организациях:
- ООО «Форма-Т»,
- ООО «Центрсоюзпроект»,
- ООО «ПРИТОК»,
- ООО «Геовизор-К».
Они приобрели навыки работы с проектной документацией и участвовали в разработке рабочих чертежей в программах ArchiCAD, AutoCAD, Компас-3Д.
Получили дифференцированные зачеты по отчетам и успешно сдали квалификационный экзамен по профессиональному модулю ПМ01 «Участие в проектировании зданий и сооружений» - «освоен».
Разработкой экзаменационного пакета по модулю ПМ01 «Участие в проектировании зданий и сооружений» занимались: по практическому заданию Ваймер Т.Р., по теоретическим вопросам Савина Л.Н.и Рахманова Л.В..
Знание теоретического материала, подкрепленного практикой по профессиональному модулю дает хороший результат.
Мы убеждены, что модульно-компетентностная подготовка наших студентов будет успешной, если будут успешны наши педагоги. Преподаватели колледжа прошли курсы повышения квалификации в РИРО по различным темам, стажировку на предприятиях строительного комплекса и в высших учебных заведениях.
Сформировано особое образовательное пространство: модель сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных учреждений и предприятий-работодателей. Систематизирующим началом образовательного пространства является отраслевой ресурсный центр на базе отделения подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования.
Основная функция отраслевого ресурсного центра - образовательная. В центре ведется подготовка, переподготовка и повышение квалификации по специальностям строительного профиля.
С нового учебного года будет организовано на основе самоокупаемости профессиональная переподготовка и повышение квалификации по направлениям (специализациям):
- сметная документация в строительстве (для студентов 4курса и внешних слушателей специальности 270802);
- электросварщик ручной сварки (для студентов 4курса специальностей 270841 и 190631 и внешних слушателей ).
- В настоящее время организовывается группа студентов старших курсов специальности 270802 для обучения по рабочей профессии «Каменщик» в свободное от занятий время.
Развитию компетентностного подхода способствуют различные виды внеурочной деятельности студентов. Ежегодно наши студенты занимают призовые места в Областной олимпиаде «Гимн профессии» (Лигус И., Лазарев С., Сметанников Н., Кибанов П.). Программа Олимпиады разнообразна:
проектирование плана здания в компьютерных программах;
- защита комплексного курсового проекта;
- решение геодезических задач;
- творческое задание «Я в профессии»;
- тестирование по спец. дисциплинам;
- кроссворд на иностранном языке.
Студенты строительной специальности участвуют посещают выставки и сами участвуют в них:
- «Стройиндустрия энергосбережения 2013» 13-15 ноября во Дворце спорта Олимпийский;
- ЦНТИ выставка «Образование и карьера»;
- участвуют в профориентационных мероприятиях: ярмарке учебных мест для молодежи, которая состоялась 25 октября 2013г.
За участие в этих мероприятиях колледж награжден Дипломами, грамотами и благодарственными письмами.
Посещают музеи г.Рязани, Рязанской области и Москвы.
В колледже организуются встречи с представителями высших учебных заведений МАМИ, СТИ, РИБиУ и др.
Проводятся конференции по итогам прохождения производственных практик (презентации видеороликов, газет).
Коллектив колледжа постоянно получает хорошие отзывы и благодарственные письма от работодателей.
В целом преподаватели строительной специальности продолжают усовершенствовать профессиональные модули, работают над КОСами.
Скачать вложение