Организация и проведение УИРС по дисциплине Геология и грунтоведение на тему: «Автоматизированный прибор для уплотнения грунта
Автор: Курбатов Александр Иванович, преподаватель ОГБПОУ "Ряжский дорожный техникум"Из опыта работы преподавателя
Учитывая специфику учебного процесса образовательного учреждения технического профиля, наиболее удачной формой работы со студентами является использование проектного метода обучения – метода проектов. Рациональной и эффективной в научном и педагогическом отношениях является организация учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) по дисциплине как в урочное, так и во внеурочное время в течение учебного года. УИРС по дисциплине «Геология и грунтоведение» - один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности, имеющий следующие особенности:
1. цели и задачи УИРС обучающихся определяются их личностными мотивами и практической направленностью использования «продукта» УИРС в дальнейшей профессиональной деятельности в дорожно-строительной отрасли;
2. УИРС по дисциплине «Геология и грунтоведение» организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои интеллектуальные возможности (потребности);
3. организация УИРС студентами (выполнение работ по методу проектов) обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
В процессе проектной учебно-исследовательской деятельности студенты под руководством преподавателя выполняют большой объем работ:
- анализируют актуальность проводимого исследования;
- осуществляют целеполагание, формулируют задачи, которые следует решить;
- выбирают средства и методы, адекватные поставленным целям;
- планируют, определяют последовательность и сроки выполнения работы;
- оформляют результаты в соответствующему исполнению виде;
- осуществляют презентацию выполненной работы (макет, устройство и т. д).
Учебно-исследовательская работа по дисциплине «Геология и грунтоведение» на тему: «Автоматизированный прибор для уплотнения грунта» была разработана в контексте реализаций требований ФГОС СПО по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов в части освоения студентами основного вида профессиональной деятельности «Участие в организации работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов» и развития профессиональных и общих компетенций студентов:
ПК 3.1 Участие в организации работ по выполнению технологических процессов строительства автомобильных дорог и аэродромов.
ОК 2 Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.
ОК 4 Осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Изготовленная в процессе работы студентом над проектом модель - действующая модель автоматизированного прибора для уплотнения грунтов - имеет прикладное значение и может быть использована для выполнения лабораторной работы по определению максимальной плотности грунтов по дисциплине «Геология и грунтоведение».
Вопрос качественного уплотнения грунтов при строительстве автомобильных дорог - важнейший вопрос современности, т.к. от его решения целиком зависят такие показатели, как прочность, устойчивость и долговечность всего инженерного сооружения. В настоящее время в период лабораторного определения качества уплотнения грунтов основания используют прибор Союздорнии для ручного уплотнения грунта. С целью выполнения работы более качественно, исключив ручной труд, мною, руководителем проекта, разработана, а студентом 2 курса техникума Ершовым Романом под моим руководством выполнена работа по автоматизированию выше указанного прибора. В результате работы над проектом и решения поставленных задач получена автоматизированная модель прибора (готовый «продукт»), которая действует в период уплотнения грунта в автоматическом режиме, полностью исключая ручной труд лаборанта. Принцип работы блок-схемы и необходимые чертежи «продукта» приведены в презентации. Положительным моментом следует считать исключение ручного труда лаборанта на уплотнение и установку на прибор электрического счетчика для автоматического подсчета числа ударов уплотнителя прибора. Для решения данной технической задачи был составлен план УИРС и проделана подготовительная работа, включающая в себя:
-изучение ГОСТов на работы, связанные с уплотнением грунта в период производства строительных работ;
-изучение методической литературы по ходу выполнения лабораторной работы на приборе стандартного уплотнения;
-составлена блок-схема электрической части автоматизированного прибора;
-разработана кинематическая схема ценной передачи для подъема уплотняющего груза.
Работа над проектом велась по заранее продуманному и утвержденному на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин плану. Заказчиком выступила администрация ОГБОУ СПО «РДТ», которая определила тему исследования – «Уплотнение грунта земляного полотна автомобильной дороги». В основу учебно-исследовательской работы была положена проблема: автоматизация существующего прибора Союздорнии для уплотнения грунта. Данная работа предусматривала следующие цели: стимулировать интерес студентов к определенной проблеме, предполагающей владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение автоматизированного прибора в процессе уплотнения грунта земляного полотна. Были поставлены следующие задачи:
1. развитие у студентов интереса и положительной мотивации к процессу уплотнения грунтов земляного полотна с применением автоматизированного прибора для уплотнения грунтов;
2. развитие учебно-исследовательских, познавательных умений и способностей, творческой инициативы у студентов;
3. привитие навыков работы с автоматизированным прибором для уплотнения грунтов;
4. формирование у студентов коммуникативной, информационной и социально-трудовой компетенций, являющихся основой для самостоятельной деятельности будущих молодых специалистов в процессе строительства земляного полотна автомобильных дорог.
В результате освоения студенты должны:
- закрепить знания, полученные в ходе изучения курса «Геология и грунтоведение» по проведению лабораторного исследования максимальной плотности грунтов земляного полотна;
- овладеть практическими навыками выполнения лабораторного исследования, систематизации и анализа материалов для решения поставленной проблемы;
- научиться работать с автоматизированным прибором для уплотнения грунтов.
Далее работа велась по традиционному плану УИРС.
№ п/п |
Этапы работы |
Задача |
Сроки выполнения |
Деятельность студентов |
1 |
Постановка проблемы |
Мотивировать студентов к осуществлению исследовательской деятельности, аргументировать значимость поставленной проблемы |
Октябрь 2014 |
Уточняют информацию, обсуждают проблему |
2 |
Планирование действий, распределение функций. |
Выбрать источники информации (публикации в прессе, Интернет, специальная литература, текущая документация учреждения, результаты лабораторных испытаний); Ознакомление с критериями оценки результатов, которые должны учитывать актуальность поставленной задачи, ее практическую значимость, представление автора об объекте и предмете исследования. |
Октябрь 2014 |
Знакомятся с критериями оценки выполняемой работы. Выбирают источники информации. Планируют, определяют последовательность и сроки выполнения работ и оформление результата исследования.
|
3 |
Подбор методик исследования и теоретическая подготовка |
Изучить соответствующие материалы по теории уплотнения грунта; Изучить методику поставленной проблемы |
Октябрь 2014 |
Изучают методики лабораторных исследований согласно курса дисциплины «Геология и грунтоведение» |
4 |
Изучение ГОСТов на виды работ по уплотнению грунта. |
Осуществление сбора информации, выполнение практической части проекта. |
Ноябрь 2014 |
Осуществляют сбор информации и ее структурирование, проводят анализ полученной информации, анализ ГОСТов и выполняют лабораторную работу с аргументированными выводами. |
5 |
Продукт |
Автоматизированный прибор для уплотнения грунта. |
Декабрь 2014 |
Осуществляют оформление проекта, готовят презентацию. |
6 |
Презентация |
Защита проекта на основе электронной презентации «Автоматизированный прибор для уплотнения грунта» |
Декабрь 2014 |
Проводят электронную презентацию, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. |
Готовый «продукт» - автоматизированный прибор для уплотнения грунта - демонстрировался на выставке научно-технического творчества молодежи «Рязанские Кулибины» (2015г.) в номинации «Техническое конструирование» и был отмечен Министром образования Рязанской области О.С. Щетинкиной дипломом II степени. В апреле 2015 года автор-разработчик студент техникума Ершов Роман представлял свою разработку на Конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века» в секции «Научные исследования, эксперимент, энергосберегающие технологии», где также было отмечено большое прикладное значение данной модели.
Выполненная учебно-исследовательская проектная работа по автоматизации прибора для уплотнения грунта позволила продемонстрировать компетентность его участников в выбранной сфере исследования, творческую активность, целеустремленность, высокую мотивацию. Также данная проектная работа продемонстрировала опыт работы преподавателя по проектной деятельности со студентами по отдельно взятой общепрофессиональной дисциплине и может быть использована преподавателями учреждений СПО при проектировании УИРС практической направленности.
Скачать вложение