Организация самостоятельной работы студентов на уроках математики
Автор: Федина Юлия Николаевна, преподаватель математики ОГБПОУ «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова».В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:
1. аудиторная
2. внеаудиторная.
Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, осуществляется преподавателем. Задача преподавателя - научить студента учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации путем самостоятельного поиска.
Целью данного методического пособия является оказание помощи преподавателям в организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, в пособии освещены структурные компоненты, условия, виды самостоятельной работы студентов.
Самостоятельность - многоаспектный и психологически непростой феномен. Актуальность, просто жизненная необходимость воспитания самостоятельной познавательной деятельности у современного студента, несомненны, а определение путей, средств ее формирования - объективный фактор развития, существования и самореализации личности. К.Д. Ушинский говорил, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями. Функции любой самостоятельной работы - содействие оптимальному усвоению учебного материала, развитию интеллектуальных способностей, овладению методами познания, формированию потребности в самообразовании. Коллективом колледжа накоплен значительный опыт руководства самостоятельной деятельностью студентов.
В дидактической литературе имеется разнообразная трактовка понятия самостоятельная деятельность: метод общения, прием учебной работы, форма организации деятельности ( учебной, познавательной ). Основные признаки самостоятельной деятельности - ее выполнение без непосредственного участия учителя, но по его заданию, путем проявления максимальной самоактивности, творчества, инициативы.
Отдельными структурными компонентами самостоятельной деятельности являются:
1. Содержательный: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности.
2. Процессуальный: подбор, определение, применение адекватных способов
действий, ведущих к достижению результатов.
3. Мотивационный: потребность в новых знаниях, выполняющих функции
самообразования и осознания деятельности.
Анализ собственных механизмов самостоятельной деятельности требует выделения единичного элемента - самостоятельного интеллектуального ( познавательного акта ).
Мотив - план действия, результат. Мотивация - это отдельная проблема, она сопровождает самостоятельную деятельность. Мотивация - это потребность в новых знаниях, актуализация уже имеющихся, но не в определенных условиях; преобразования, перегруппировка изученного - собственная обработка информации без заданного алгоритма или эталона.
Итоговым результатом проявления самостоятельности в учебно - воспитательном процессе служит степень осознания студентом значимости учения, умения учиться, формирование индивидуального стиля умственной деятельности.
Роль преподавателя при самостоятельной деятельности студента - оказание помощи студентам при выполнении заданий.
Под педагогически обоснованной понимается такая помощь, минимум которой позволяет обучаемому успешно продвигаться в выполнении задания. Эта помощь имеет самое непосредственное отношение к созданию ситуации успеха в процессе самостоятельной деятельности и выполняет побудительно - стимулирующие, обучающие и регулирующие функции.
При организации самостоятельной деятельности целесообразно пользоваться следующей группой приемов:
1. Мотивационные (постановка цели учебных занятий, показ практической значимости учебно - воспитательной деятельности и результатов труда).
2. Обучающие ( содержательная помощь) - напоминание, конкретизация, постановка наводящих вопросов.
3. Стимулирующие ( убеждение, одобрение, поощрение).
Если умело сочетать эти приемы, можно обеспечить качественное усвоение материала, воспитать волю, создать здоровый психологический климат.
Студент должен иметь доступ к высококачественным источникам учебной информации, владеть знаниями о рациональных приемах учения, знать и уметь применять методы и средства самоконтроля, а также желание овладеть соответствующим учебным материалом в заданном объеме и заданное время. Что для этого необходимо делать Условия для самостоятельной деятельности студентов:
1. Возбудить интерес обучающихся к изучению данного предмета раскрыть роль и значение конкретного учебного материала для его профессиональной квалификации.
2. Отобрать весь учебный материал для аудиторных и внеаудиторных занятий и подготовить контрольно - корректирующие мероприятия.
Особое внимание следует уделить организации самостоятельной деятельности студентов первого курса. Самостоятельный учебный труд - важное умение в деятельности любого специалиста, поэтому обучение самостоятельной деятельности - это один из путей воспитания профессиональных навыков.
Выполняемая студентами самостоятельная работа способствует выработке и развитию умений и навыков, которые пригодятся им в их практической деятельности:
1. Умение анализировать материал, систематизировать его в виде таблиц, читать их.
2. Умение работать с несколькими источниками, умение подобрать материал, систематизировать его, подготовить реферат, доклад.
3. Умение выступать с докладами, сообщениями.
Самостоятельная работа
1. развивает познавательные способности; стимулирует творческое мышление;
2. повышает культуру умственного труда;
3. повышает интерес к работе, предмету, к более рациональному; использованию рабочего времени;
4. делает приобретенные знания более осмысленными, глубокими;
5. повышает познавательную самостоятельность, творческую активность.
На первых уроках нужно познакомить студентов с правилами записывания лекций, оформления конспектов, с тем из чего будет складываться их аудиторная и внеаудиторная самостоятельная деятельность, каков объем даваемых знаний, темы рефератов, практических работ, требований к их качеству. Важнейшим условием эффективности самостоятельной деятельности первокурсников является воспитание у них навыков культуры умственного труда, обучение их методам планирования, самоконтроля.
Любая самостоятельная работа проводится на основе какого - либо учебного пособия ( учебника, дидактического материала и др. ) при этом учитывается последовательность овладения приемами учебной работы, которые лежат в основе образования умений и навыков:
1. Ознакомление с приемом, его целями, последовательность действий.
2. Использование приема в сходных и новых ситуациях.
3. Использование приема для самостоятельного приобретения знаний.
Можно выделить следующие виды самостоятельной работы студентов:
4. Решение упражнений и задач.
5. Выполнение расчетно-графических работ.
6. Анализ производственных ситуаций.
7. Решение ситуационных производственных задач.
8. Подготовка к деловым играм.
9. Подготовка рефератов, докладов.
10. Подготовка экспериментов.
11. Исследовательская учебная работа.
12. Курсовые работы выпускников.
13. Подготовка к лабораторной работе, практическому занятию.
14. Самостоятельная работа с учебным пособием, учебником ( составление плана, тезисов, конспекта, схемоконспекта).
15. Подготовка ответов на поставленные вопросы.
16. Подготовка к семинару.
17. Заполнение таблиц характеристик, свойств изучаемых объектов.
14. Самостоятельная работа с тестами-заданиями.
15. Самостоятельная работа со справочной литературой.
16. Составление кроссвордов по изучаемой теме.
17. Написание сочинений, творческих работ.
18. Подготовка курсовых и дипломных работ.
19. Сопоставление различных подходов, точек зрения на решение изучаемой проблемы.
20. Изготовление наглядных пособий, моделей.
21. Составление словаря незнакомых терминов.
22. Поиск практических примеров изучаемых отношений, процессов, явлений.
При организации самостоятельной работы студентов на учебных занятиях можно использовать наиболее интересные варианты метода обучения в сотрудничестве
1. Обучение в команде.
Особое внимание уделяется групповым целям и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемой, темой, вопросом. Задача каждого студента состоит не только в том, чтобы сделать что - то вместе, а в том, чтобы познать что - то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.
Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Группы не соревнуются друг с другом, т.к. все команды имеют разную « планку « и разное время на ее достижение.
Индивидуальная ответственность каждого студента означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач и неудач каждого ее члена. Это нацеливает всех членов команды на « слежение « за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверки, которые могут быть предложены преподавателем любому студенту. Вся деятельность в группах осуществляется под контролем преподавателя.
2. Учимся вместе.
Студенты разбиваются на разнородные ( по уровню обученности ) группы по 5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой - либо большой темы, над которой работают все. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Внутри группы студенты самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания ( у каждого таким образом своя часть, свое подзадание ): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой - то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее социально - психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
3. Исследовательская работа студентов в группах.
Студенты работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают подтему общей те5мы, которая намечена для изучения. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для каждого отдельного студента. Каждый таким образом должен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого студента.
В монографии П.И. Пидкасистого «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» выделены пять уровней самостоятельной работы обучаемых. За основу каждого уровня взято соотношение воспроизводящих и творческих процессов в деятельности учащихся.
Студенту предоставляется возможность работать на том уровне, который для него приемлем в настоящее время. Иными словами, создаются условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей.
Каждый из уровней должен быть обеспечен как можно большим набором самостоятельных заданий различных форм. Это позволяет избежать монотонности в работе, делает студенческие работы оригинальными.
Первый уровень самостоятельных работ - дословное и преобразующее воспроизведение информации.
Второй уровень - самостоятельные работы по образцу. Это составление вопросов к текстам лекций по предложенным образцам. Разные по сложности, разнообразные по характеру и форме образцы вопросов направляют мышление студентов на поиски ответов, а затем и на самостоятельную формулировку вопросов, что является приобщением к умственному труду. Другая форма самостоятельных заданий этого уровня - составление тестовых заданий по предложенным правилам.
Третий уровень - реконструктивно - самостоятельные работы: преобразование текстовой информации в структурно - логические графы, составление кроссвордов, интервью, анкет, рассказов, преобразование типовых задач. Работы этого уровня учат обобщать знания.
Четвертый уровень - эвристические самостоятельные работы. Такие задания направлены на разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем. Создаваемые студентами модели имеют обобщенный характер, создают образ объекта, при этом все несущественные свойства отбрасываются. Участие студентов в непосредственной разработке моделей.
Пятый уровень - творческие ( исследовательские ) самостоятельные работы: написание работы с включением в нее форм заданий второго, третьего и четвертого уровня.
Рабочая тетрадь как средство организации самостоятельной работы студентов.
Решая вопросы профессионального обучения следует помнить, что оно должно идти по пути повышения общего уровня развития и стимулировать интерес студентов к учебе. Поставленные задачи требуют нового подхода и новых методических решений, совершенствующих методику обучения.
Одним из таких предложений является внедрение в учебный процесс так называемых рабочих тетрадей, бесспорно повышающих продуктивность обучения и способствующих решению развивающих задач.
Структура рабочей тетради может быть различной, что в свою очередь, обусловлено:
1. содержанием изучаемого предмета, его сложностью
2. характером управления познавательной деятельностью студентов
3. исходным уровнем подготовленности аудитории
4. возрастными особенностями студентов
5. условиями обучения
6. творческими способностями преподавателя
одним из вариантов рабочей тетради может включать в себя 4 блока: три основных ( обязательных) и один факультативный.
Первый блок. Актуализация опорных знаний.
Представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового
материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме.
Второй блок.
Представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала. Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции, содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, пустые кадры, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного.
Использование такой модели не только экономит учебное время, но непроизвольно прививает навыки конспектирования ( еще отсутствующие у большинства первокурсников ), позволяет сосредоточить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества.
Третий блок. Самоконтроль.
Предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов. Выполнение тренировочных упражнений способствует:
1. Совершенствованию умений самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы.
2. Развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов.
3. Воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.
4. Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы студентов не создает перегрузки, а наоборот, вызывает у студентов повышенный интерес к изучаемому предмету, помогает его усвоению и закреплению.
При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Следует отметить, что все задания начинаются побудительными словами:
1. Изобрази схематично строение....
2. Сделай соответствующие обозначения....
3. Воспроизведи схемы....
4. Обозначь основные элементы....
5. Выдели отличительные особенности....
Важно отметить, что студенты должны как можно чаще ставить себя в положение исследователей и открывателей, а поэтому предпочтение следует отдавать знаниям такого рода, как ситуационные задачи. Задача представляет собой модель реальной ситуации, то есть нечто вроде тренажера, на котором отрабатываются, тренируются определенные умения, связанные с мыслительной деятельностью.
Четвертый блок.
Включает перечень тем реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности.
Рабочая тетрадь - тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Она дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.
В целом повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.
Список литературы:
1. Кoмaрoвa Т.C. Мeтoдикa oбучeния. - Мocквa.: Прocвeщeниe, 2014. 160 c.
2. Кулaгинa И.Ю. Вoзрacтнaя пcихoлoгия. М., 2012. 192 c.
3. Лихaчeв Б.Т. Пeдaгoгикa. Курc лeкций: Учeбнoe пocoбиe для cтудeнтoв пeдaгoгичecких учeбных зaвeдeний и cлушaтeлeй ИПК и ФПК. М.: Прoмeтeй, Юрaйт, 2013. 206 c.
Скачать вложение