Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов
Автор: Рогачкова Евгения Александровна, методист Областного государственного бюджетного образовательного профессионального учреждения «Рязанский строительный колледж»Из опыта работы
Технологические, экономические и социальные изменения, происходящие в последнее время в нашей стране, обусловили качественно новые требования к кадровому ресурсу. Систему профессионального образования можно назвать движущей силой этих изменений в решении задач российской экономики. Современное образование должно соответствовать стратегическому курсу страны, ориентированному на инновационную модель развития, требованиям конкурентоспособности на образовательном рынке ведущих государств мира. Модернизация системы образования обусловливает принципиально новые требования к уровню профессиональной компетентности педагогических кадров, их готовности к внедрению инновационных образовательных технологий, педагогической позиции в целом.
Педагогические кадры системы СПО составляют многочисленную категорию работников образования (в Российской Федерации более 120 тысяч человек). При этом только около 20% из них имеют базовое педагогическое образование. Сложившаяся система повышения квалификации на современном этапе не сможет обеспечить в полной мере формирование профессиональной компетентности данной категории педагогических работников, поскольку обучение проходит 1 раз в 3 года.
Необходимо создание такой системы повышения квалификации, которая обеспечила бы непрерывный процесс формирования педагогической компетентности преподавателей СПО, накопительную систему непрерывного повышения квалификации, обеспечивающую формирование педагогической компетентности преподавателей на рабочем месте в учреждении СПО непедагогического профиля.
Достижение профессионализма (самого высокого уровня педагогической компетентности) в деятельности и в общении педагога при условии всестороннего развития его личности является основным условием дальнейшего повышения эффективности преподавательской деятельности.
Процесс совершенствования профессиональной педагогической деятельности преподавателей средних профессиональных учебных заведений имеет свои специфические особенности. Мероприятия по его совершенствованию органично входят в общую систему повышения квалификации преподавателей, и многие из них регламентируются в директивных документах как обязательные. Данный процесс протекает в ходе непрерывной непосредственной практической деятельности преподавателей. Это, с одной стороны, ограничивает возможности из-за недостатка времени, а с другой - создаёт благоприятные предпосылки на основе постоянной педагогической практики. Процесс органично соединяет в себе два уровня реализации: деятельность руководства колледжа и методических комиссий по совершенствованию педагогической деятельности в целом и самосовершенствование преподавателей в своей области. Специфическим результатом совершенствования профессиональной педагогической деятельности преподавателей колледжа является повышение профессиональной квалификации, качества преподавательской деятельности, которое достигается за счёт позитивных изменений в индивидуальной педагогической технике.
Основными способами достижения преподавателями профессионализма в деятельности являются:
1. Курсы повышения квалификации и переподготовки преподавателей.
2. Самообразование преподавателя. Это упорная систематическая работа по овладению профессиональными компетенциями и их непрерывному совершенствованию.
3. Деятельность методической комиссии по повышению уровня профессионализма преподавательской деятельности.
4. Учебно-методические семинары, на которых проходит обсуждение актуальных тем учебно-воспитательного процесса, изменений в нормативно-правовой базе.
5. Деятельность методической службы колледжа, в ходе которой осуществляется методическое сопровождение каждого преподавателя с самого первого рабочего дня.
Методическая служба каждый год корректирует перспективный план повышения квалификации педработников, перспективный план аттестации. Методистами разработано Положение о персонифицированной системе повышения квалификации педагогических работников колледжа. Настоящее Положение определяет основные цели, задачи, регламент построения персонифицированной системы повышения квалификации педагогических работников колледжа в виде постоянно действующего методического семинара, курсов повышения квалификации или стажировок в профильном учреждении, устанавливает систему и формы их проведения, а так же порядок взаимодействия методистов с педагогическими работниками колледжа.
Всё это позволяет преподавателям колледжа использовать в учебном процессе активные методы обучения, инновации, педагогические технологии, внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, использовании ПЭВМ в учебном процессе.
Так в сентябре 2015 года в колледже был внедрен институт Наставничества, к каждому «молодому» педагогу был прикреплен опытный наставник. Помочь новичку преодолеть возникающие трудности – ключевая задача методической поддержки со стороны руководства образовательного учреждения, методической службы и методической комиссии. Основная задача наставников – подготовка своих подшефных к успешному прохождению аттестации на первую квалификационную категорию. На заседании методсовета в июне 2016 года были подведены итоги работы наставников. Наставники давали оценку деятельности своих подопечных, а молодые преподаватели рассказывали, чему научились в течение учебного года. В итоге, решением методсовета было предложено аттестоваться на 1 квалификационную категорию Сидоровой К.В.
Традиционно в учебном процессе колледжа используются методы активизации обучения. Так в работе преподавателей колледжа: Соболевой Т.И., Рахмановой Л.В., Медведевой Е.Г. используется компетентностный и системно-деятельностный подход в обучении. Активно применяют в своей профессиональной деятельности следующие педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения (Поскрякова Т.С., Федина Ю.Н., Кузнецова О.В.), диалогового обучения (Сенина Е.А., Малахова Н.В.), проблемного обучения (в частности решение ситуационных задач) (Рахманова Л.В., Медведева Е.Г.). В рамках проектной и исследовательской деятельности создаются рабочие творческие группы из студентов колледжа, которые представляют свою работу на уровне учебного заведения и региона (руководители Шанаева Л.Ф., Пискарёва В.А., Зубарева Л.Ф.). Студенты колледжа осваивают техническое моделирование и конструкторскую деятельность под руководством преподавателей: Ваймер Т.Р., Денисова В.А., Поповой Л.П. Многие преподаватели создают на занятиях ситуацию выбора и успеха (Меркулова К.Г., Новичкова Е.В., Сидорова К.В.), интенсивно включают самостоятельную работу (Меркулова К.Г., Кузнецов С.Е., Поскрякова Т.С. ), используют систему самоконтроля и взаимоконтроля (Паршина В.Н., Кузнецов С.Е.), метод «синквейна» (Соболева Т.И., Лиховидько М.А.), организуют парную или групповую формы работы (Чвырёва А.А., Медведева Е.Г.), качественную положительную оценку деятельности, рефлексию (Медведева Е.Г., Кузнецов С.Е.. Поскрякова Т.С., Рахманова Л.В., Соболева Т.И.). Преподаватель Серова Г.Д. активно применяет метод кейсов на занятиях специальных дисциплин по специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», разработка одного из кейсов представлена на сайте РИРО. Преподаватель Меркулова И.В., познакомившись на курсах РИРО с методом «квест», активно внедряет его в свою работу, планирует пригласить своих коллег на открытый урок.
Широко используются информационно-коммуникационные технологии. Колледж имеет лицензионные программы в сетевом варианте для использования в учебном процессе: краткие конспекты лекций в электронном варианте, как по общеобразовательным, так и по специальным дисциплинам, тестовые обучающие и контрольные комплексы, системы автоматизированного проектирования и работы с графикой («Компас», «AutoСad», «Coreldraw», «Photoshop»). В колледже, в рамках научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, постоянно ведется работа по разработке и внедрению в учебный процесс современных информационных технологий. Преподаватели Доронкина М.В., Маркова Н.В., Зубарева Л.Ф., Ваймер Т.Р., Серова Г.Д., Есавкина Г.К.уделяют особое внимание системам проектирования.
Исследовательская деятельность и техническое творчество преподавателей и студентов направлены на решение задач эффективной организации образовательного процесса в колледже. Работа проводится по следующим направлениям:
– участие в научных конференциях, конкурсах;
– участие в выставках научно-технического творчества и научных студенческих работ;
– рецензирование научной, учебной и методической литературы;
– организация студенческой исследовательской деятельности и технического творчества.
Основная направленность научных исследований преподавателей – разработка и внедрение современных информационных технологий в управление строительным комплексом и учебный процесс по реализуемым направлениям подготовки колледжа.
Преподаватели колледжа являются активными организаторами олимпиад и конкурсов по дисциплинам и разделам ПМ.
Так 13 мая в колледже прошел конкурс на лучший курсовой проект по дисциплине «Технология и организация строительного производства», приняли участие 10 студентов.
22октября между студентами первых курсов состоялся конкурс по дисциплине «История» на лучшее знание событий и биографий представителей царской династии Рюриковичей, участники - группы 1 курса.
19 декабря была проведена Олимпиада по дисциплине «Компьютерная графика» среди студентов 3-го курса специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В итоге призовые места были распределены между 5 наиболее подготовленными студентами. 5 февраля прошел конкурс курсовых проектов по дисциплине «Архитектура зданий». В конкурсе приняли участие 10 студентов 3 курса специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
1марта прошел начальный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В конкурсе приняли участие 5 студентов базовой подготовки и 3 студента углубленной подготовки. В абсолютном зачете победили Мишкина Н. А. и Жаринов А.С., которые представили колледж на региональном этапе Всероссийской олимпиады. Студенты и педагогические работники колледжа активно участвуют в городских, областных олимпиадах и конкурсах.
23 марта 2016 года состоялся финал областного конкурса научно-технического творчества молодежи «Рязанские Кулибины». Колледж был представлен шестью работами в двух номинациях «Техническое моделирование» и «Техническое конструирование» - дипломом II степени,2 диплома III степени. Руководители: Денисов В.А., Ваймер Т.Р., Медведева Е.Г., Корнышева Н.В., Попова Л.П.
В Областной эстафете рационализаторов между профессиональными образовательными организациями, проходившей с ноября 2015 по февраль 2016 года, колледж завоевал диплом III степени.
В ноябре 2015 года 47 студентов колледжа приняли участие в первой Международной Строительной олимпиаде среди студентов очных отделений всех курсов строительных направлений подготовки, проводимой по инициативе корпорации ТехноНиколь.
В упорной борьбе студент Коровин А.В. стал региональным победителем; студенты Павличев С.В. и Мариночкин А.О. –региональными призерами. Руководители: Пискарёва В.А., Новичкова Е.В.
9 декабря на базе учебно-производственных мастерских колледжа состоялся второй, очный этап регионального конкурса «Мастер года -2015», мастер производственного обучения Попова Л.П. заняла 2 место.
15 февраля –28 марта 2016 года - Всероссийская олимпиада «Линия знаний: Строительство зданий и сооружений» среди студентов, обучающихся по образовательным программам профессионального образования в образовательных организациях СПО, ВПО. Приняли участие 2 команды по 12 человек, руководители Ваймер Т.Р., Пискарева В.А. 6 студентов получили дипломы III степени, преподаватели, руководители команд удостоены благодарственных писем.
Преподаватель Денисов Владимир Анатольевич принял участие во Всероссийском конкурсе "Открытый урок-2015". Его работа "Общие сведения о порядке проведения капитального ремонта дорожно-строительных машин" удостоена диплома I степени.
В марте-мае 2016 года преподаватели колледжа: Соболева Т.И., ШанаеваЛ.Ф., Серова Г.Д., Рахманова Л.В., Меркулова И.В., Лиховидько М.А., Медведева Е.Г.. Доронкина М.А., Малахова Н.В., Федина Ю.Н., Новичкова Е.В., методисты Рогачкова Е.А.,Гринь О.С., зам. директора по УМР и КО Кузнецова О.В., зав.отделом ОМСиВР Озина Е.О. приняли участие во всероссийских конкурсах «Педагог-2016», «Моя педагогическая инициатива», «Лучший урок», «Инновационные технологии в образовательном процессе» в рамках Международного образовательного проекта "Университет современных образовательных технологий". В итоге победителями и призёрами стали 10 человек, остальные получили сертификаты участников.
14 января 2016 года в Рязанском областном избиркоме состоялось награждение победителей олимпиады по избирательному праву, проводимой избирательной комиссией. Жюри особенно отметило участие двух команд колледжа, подготовленных преподавателями Кузнецовым С.Е. и Шанаевой Л.Ф.. В олимпиаде приняли участие 34 человека от колледжа. Лучших результатов среди участников добился Лепшей Алексей (группа ПС-51). Он был награжден дипломом победителя олимпиады. Руководители команд получили благодарственные письма.
12 сентября 2015 года на XV Межрегиональном фестивале современного изобразительного искусства «Мой край, задумчивый и нежный..» дипломами участников награждены мастера производственного обучения Поскрякова Т.С. и Ашакова М.В. и студенты: Редькина Виктория, Дуля Раиса, Смирнова Екатерина, Барыбина Анна, Чебан Анна.
Региональный конкурс «Рождественская сказка», номинация «Роспись по дереву», работа мастера п/о Поскряковой Т.С. «Ангел- хранитель» победила в данной номинации, работы студенток: Курсановой К., Барыбиной А., Савостиной А. удостоены дипломов 3 степени.
Преподаватели и студенческий актив колледжа систематически принимают участие в работе конференций, вебинаров и семинаров разных уровней в г. Рязани, имеют публикации в областных, сборниках, периодических изданиях.
3 апреля 2015 года преподаватели иностранного языка Соболева Т.И.и Кузнецова О.В. приняли участие в Мобильном форуме учителей и преподавателей немецкого языка, который проходил на базе РГУ им. С.А. Есенина, сертификаты участников.
18 ноября 2015 года состоялось совещание членов РО ОО «АССУЛ» Рязанской области по итогам 1-го Всероссийского форума учителей русского языка и литературы. В работе совещания приняла участие преподаватель колледжа Малахова Н.В.
24-25 ноября прошел IX Международный конгресс - выставка «Global Education–Образование без границ –2015». Основная тема конгресса: профессиональные кадры новой России. В работе конгресса принял участие директор колледжа А.В. Суслов.
17 марта 2016 г. преподаватели колледжа Царева Н.В., Ваймер Т.Р. и Фетисова Е.В.приняли участие в конференции Ассоциации производителей керамических строительных материалов, которая состоялась в Рязанском институте (филиале) Университета машиностроения.
11 марта 2016 г. мастера производственного обучения и группа студентов колледжа приняли участие в семинаре «Акриловые водно-дисперсионные материалы торговой марки «ВГТ».
Внешние публикации работников колледжа об опыте работы педагогического коллектива представлены собственными методическими разработками, учебно-методическими пособиями, учебно-методическими комплексами дисциплин и профессиональных модулей, статьями о вопросах обучения и воспитания.
Материалы размещены во Всероссийской информационно-образовательной системе «Росметод» в Проекте «Объединение методического потенциала», проводимого под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации, и одобрены к использованию в образовательном процессе. Авторы Кузнецова О.В., Соболева Т.И., Шанаева Л.Ф., Рогачкова Е.А., Кузнецов С.Е., Рахманова Л.В., Гринь О.С., Доронкина М.В. получили свидетельства участников.
В интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» разместили свои работы авторы –преподаватели колледжа: Чвырева А.А., «Общие вопросы в Present Simple»; Шанаева Л.Ф. «Гражданская война и интервенция»; Соболева Т.И. «Здания в жизни людей».
Сайт http://multiurok.ru–«Конспект урока «Повседневная жизнь», «Проверочная работа по теме «Повседневная жизнь», автор -преподаватель Чвырева А.А.
На сайте РИРО размещены методические разработки: 02.11.2015 «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений», Рахманова Лариса Валериевна, УМК по модулю ПМ.0.3 Специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В апреле 2016 года размещён материал преподавателей Соболевой Т.И., Кузнецовой О.В., Шанаевой Л.Ф.
В апреле-июне 2016 года преподаватели Меркулова К.Г., Блинникова А.С., Сидорова К.В., Варина М.Н., методист Рогачкова Е.А. опубликовали свои методразработки в электронном журнале Всероссийской информационно-образовательной системы «Росметод».
Проблемы повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, способных свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи, технологии обучения и воспитания, будут всегда актуальными. Профессионально компетентный преподаватель стимулирует творческое развитие студентов, добивается лучших результатов в своей профессиональной деятельности, конструктивно реализует собственные профессиональные возможности. Разнообразие форм повышения уровня профессиональной компетентности позволяет педагогам выстроить индивидуальную траекторию совершенствования, направленную на формирование профессиональных компетентностей.
Литература
1. Агаркова, Е.И. Моделирование системы повышения профессионально-педагогической компетентности специалиста в условиях ИПКРО Текст.: автореферат дис. . канд. пед. наук / Е.И. Агаркова. –Тамбов, 2004. С. 22.
2. Агаркова, Е.И., Реализация технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей Текст. / Е. И. Агаркова, С. В. Загребельная // Методист.-2009. №8. - С. 14-17.
3. Андрагогика постдипломного педагогического образования Текст.: научно-методическое пособие / под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской .- СПб.: СПбАППО, 2007. С.196.
4. Гонеев А.Д., Белозерцев Е.П., Пашков А.Г. Педагогика профессионального образования// Профессиональное образование как педагогическая система: учебное пособие. – М.: Академия, 2008.С.368.
Скачать вложение